WorldClass

29 сентября 2024, 12:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // ...Будете здоровы

11.11.2014 17:00
Почему в Юдановке производят настоящее молоко Предлагаемая нам молочная продукция в подавляющем большинстве имеет жестко стабильный вкус. Один и тот же изо дня в день, из года в год. Современные технологии творят чудеса, неподвластные матушке-природе. Хорошо забытое старое Другой вопрос - насколько «технологичные» продукты (точнее говоря, смеси) сохранили какие-то натуральные качества. Тут констатировать что-либо утешительное затруднительно.

Почему в Юдановке производят настоящее молоко

Предлагаемая нам молочная продукция в подавляющем большинстве имеет жестко стабильный вкус. Один и тот же изо дня в день, из года в год. Современные технологии творят чудеса, неподвластные матушке-природе.

Хорошо забытое старое

Другой вопрос - насколько «технологичные» продукты (точнее говоря, смеси) сохранили какие-то натуральные качества. Тут констатировать что-либо утешительное затруднительно. Тот, кому доводилось пробовать продукцию бабушкиной Зорьки или Милки, возможно, помнит: даже утреннее молоко из-под коровки отличается от вечернего; то оно сладковатое, то более терпкое. И что совершенно точно - не может «живой» продукт сохраняться месяц, а то и полтора. Ну не бывает такого.

Положа руку на сердце - горожан давно отучили от вкуса настоящих молочных (да и не только молочных) продуктов. Пристрастили к «стабильному».

Краску продуктовых буден решили смазать два молодых человека (оба - сыновья руководителей успешных сельхозпредприятий, где не пускали под нож буренок). Дмитрий Обухов и Александр Карташов надумали построить молокозавод и заняться производством именно натуральной продукции премиум-класса, но по доступным обычному покупателю ценам.

Был подготовлен соответствующий инвестпроект. Его поддержал Россельхозбанк, предоставивший около 30 млн заемных рублей. Серьезно финансово вложились в проект и сами учредители. 19 февраля нынешнего года новенький молокозавод в селе Юдановка вступил в строй. О событии активно сообщали воронежские СМИ.

По прошествии восьми месяцев мы навестили Юдановку, дабы посмотреть, как реализуется добрая задумка. Оговоримся сразу: завод «Экомилк» работает в нормальном режиме, выпускает продукцию. Внешне он невелик, но оборудование, что называется, соответствует последнему слову техники. В общем, интенсивное производство: не большое предприятие, делающее мало относительно своих размеров, а малое, делающее много. Ассортимент широк, разнообразен: весь набор кисломолочной продукции - сметана, творог, йогурты, ряженка, кефир (все - разной жирности, разных вариантов фасовки). Естественно, молоко нескольких видов. Сливочное и топленое масло. Начинают выпуск творожной массы (продукт с добавками фруктов). Затеяли было производство питьевого творога. Однако рынок этот продукт пока не принял. Слишком он непривычен, оригинален.

Масло немасленое

В первые полгода немало сил и нервов было потрачено на отладку процесса, на, по выражению Александра Карташова, расшивку узких мест, решение возникающих то тут, то там проблем.

Потребитель к появлению натуральной продукции оказался не очень-то готов. Скажем, купила женщина в обеденный перерыв бутылку молока под брендом «Юдановские просторы», поставила на подоконник, на солнышко. Вечером дома открыла - а молоко-то скисло. Понятно, претензии к производителю. Это только теперь, по прошествии времени, люди начали понимать: скисает натуральное, в смесях скисать нечему, они попросту, извините, протухают.

Процесс возвращения вкуса к натуральному идет не быстро. Заводчане не форсируют его искусственными методами. Полагают, не их задача - переучивать рынок, подстраивать покупателя под себя. Нужно брать качеством.

Конкурировать с продукцией, изготовленной по так называемым техническим условиям, входить в рынок чрезвычайно трудно. Слишком уж неравны условия. Себестоимость настоящего молока априори выше, чем себестоимость некоего продукта, состоящего из копеечных сухого молока, сухой молочной сыворотки, растительного жира, соевого белка, а зачастую и антибиотика.

Впрочем, натуральное молоко на рынке в малом количестве, но все же появляется. Проскальзывает. В отличие от сливочного масла. Предлагаемое нам с вами, как правило, эрзац. Нет ничего проще, чем вработать в сливочное масло растительный жир. И продукт тут же резко дешевеет! У юдановцев себестоимость килограмма сливочного масла в летних ценах на молоко вышла в 210 рублей. Продавать его оптом они должны рублей по 300 за кг. Стало быть, на прилавке в ценниках проставят рублей 400. А на оптовых базах как бы масло можно было тем же летом купить по 120 - 130 рублей за кг. Вот и конкурируй тут…

Другой пример. На одной из выставок Карташов наткнулся на замечательный в своем роде стенд «Как сделать дешевый творог». Выходит, легко обойтись без натурального молока. Совсем. Творог, изготовленный по ТУ, состоит из сухого молока, воды, крошки соевого белка, системы химических препаратов, собирающих этот белок в кучу, консервантов и искусственного растительного жира. Из подобной смеси выходит 90% псевдотворога себестоимостью в 50 рублей за кг. На заводе «Экомилк» на производство 1 кг настоящего творога уходит 6 - 7 л молока. Себестоимость в 2,5 раза выше эрзацной. Почувствовали разницу? Ее, кстати, очень четко почувствовали кондитеры при использовании творога в производстве. Юдановского продукта им требуется второе меньше, чем тэушного. В последнем-то основа основ - испаряющаяся при термообработке подкрашенная вода.

Проблема еще и в том, что технологии в пищевой промышленности позволяют нынче «изобразить» вполне приемлемым на вкус и вид любой искусственный продукт. Порой краше натурального. Так, структура суррогатного масла может позволить ему лучше мазаться, меньше таять и т. д. Натуральное масло, равно как и молоко, далеко не всегда идеально: то крошится, то еще какая закавыка. Живое же.

Взять свой рынок

Завод «Экомилк» перерабатывает сегодня 10 т молока в сутки. Поставляется молоко (с гарантией высокого качества) бобровским ЗАО «Юдановские просторы» и терновским ПСК им. Калинина.

Трудятся на предприятии около 30 человек. Технолог, главный инженер - из Воронежа. Человек десять - специалисты из Боброва: аппаратчики, механики, наладчики, фасовщицы. Юдановских жителей немного. Трудились на предприятии семь граждан Украины. Их специально готовили, обучали. Когда ситуация у них дома стала чуть получше, трое уехали. Четверо работают и сейчас. Вот-вот к ним должна прибавиться еще одна девушка-украинка. Из Воронежа и Боброва люди ездят в Юдановку каждый день. Да, для завода - дополнительные траты. Но здесь на них идут. «Экомилк» мотивирует работников и более высокими, чем по месту их постоянного проживания, зарплатами. Специалистов на заводе ценят и берегут.

Коллектив, который здесь предпочитают именовать командой, складывается. Накануне нашего приезда в Юдановку на предприятии случилась непростая ситуация. И люди закончили работу не в восемь часов вечера, а в два часа ночи. Никто не оставил рабочего места.

В ближайших планах «Экомилка» введение еще одной смены. Потребуется дополнительно человек 15 - 20. Их подыскивают. И дополнительных поставщиков качественного молока тоже присмотрели.

Что же касается реализации заводской продукции, она уходит в основном в Москву. В Первопрестольной в магазинах экологически чистых продуктов «Юдановские просторы» пользуются хорошим спросом. Да и цены там другие. Скажем, то, что воронежскому рынку «Экомилк» пытается предложить по 30 рублей, в столице без всяких вопросов берут по 60. Правда, далеко не все из 30-рублевой разницы достается заводчанам. Посредники, знаете ли, за так не хлопочут.

Завоевать Москву - это, конечно, здорово. Но все же - чужой рынок. Сегодня юдановцы заняли там некоторую нишу, а завтра, к примеру, вернутся зарубежные компании, ряд из которых имеют неплохое качество молока. Или еще что-то поменяется, и «Экомилк» может оказаться лишним на столичном рынке. Чужой рынок легко потерять - требуется свой.

Под своим рынком заводчане, понятно, имеют в виду Воронежскую область. Бобров, Анна - активные клиенты «Экомилка». Здесь юдановскую продукцию уже раскушали и оценили. Рамонь, Семилуки - скажем так, средние клиенты. Ну а крупный, естественно, Воронеж. В перспективе. Недавно «Экомилк» открыл в областном центре торговый отдел (по сути - заводское представительство). При этом самолично заниматься розничной торговлей юдановцы не собираются. Считают, что каждый должен заниматься своим делом. И заниматься по-настоящему. По-натуральному, если хотите.

Александр Сорокин
Воронежский курьер, 11 ноября 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0