27 ноября 2024, 07:33
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Бюджет выживания: в 2015 году воронежские власти принесут в жертву инвестиционные расходы ради исполнения «майских указов» президента

19.11.2014 10:31
Автор:
Аналитика - Опубликованный проект бюджета Воронежской области на первый взгляд не выглядит «кризисным»: объем собственных доходов должен увеличиться, расходы сократятся (правда, не слишком сильно). Впрочем, более глубокое его изучение говорит об обратном. Базовые параметры бюджета излишне оптимистичны: предполагается, что валовый региональный продукт (ВРП) будет расти в среднем почти в два раза быстрее, чем ВВП Российской Федерации.

Воронеж. 19.11.2014. ABIREG.RU – Аналитика – Опубликованный проект бюджета Воронежской области на первый взгляд не выглядит «кризисным»: объем собственных доходов должен увеличиться, расходы сократятся (правда, не слишком сильно). Впрочем, более глубокое его изучение говорит об обратном.

Базовые параметры бюджета излишне оптимистичны: предполагается, что валовый региональный продукт (ВРП) будет расти в среднем почти в два раза быстрее, чем ВВП Российской Федерации. Ряд экспертов даже крайне консервативные прогнозы Минэкономики, предсказывающие рост на 1-2% в год, считает излишне оптимистичными. Организовать в рамках Воронежской области локальное экономическое чудо будет непросто. Инфляция запланирована на уровне 6,6% в 2015 году, 4,4% в 2016-м и 4,1% в 2017-м. Удастся ли удержать цены на рекордных за всю истории России уровнях – тоже вопрос сложный. Впрочем, оба эти фактора взаимосвязаны: рост инфляции облегчает выполнение требований по доходам, невыполнение планов по росту ВРП – усложняет. Так как в нашем случае завышены ожидания по обоим показателям, то, скорее всего, итоговый результат окажется близким к плановому уровню. В чем у властей региона нет сомнений, так это в сокращении помощи из федерального центра. Конечно, это станет серьезной проблемой. Межбюджетные отношения в стране построены так, что без поддержки из Москвы могут существовать только единицы субъектов Федерации, в основном с небольшой численностью населения и большими природными богатствами. Мы в это число не попадаем, и любое снижение дотаций, субсидий и субвенций сразу отражается на финансовом положении региона. Кроме того, уже растет нагрузка на бюджет, связанная с ранее привлеченными кредитами и займами. Пока ее уровень критическим не назовешь, но в текущих условиях увеличение расходов на обслуживание долга крайне неприятно.

Доходы регионального бюджета составят 69,602 млрд рублей, расходы — 77,4 млрд рублей, дефицит — 7,798 млрд рублей. Интересно, что дефицит бюджета даже снизится относительно прошлого года, когда он достигал почти максимума разрешенного предела в 15% от доходов. Достигнуто это путем сокращения расходов.

Расходы снизятся, и понижение больнее всего ударит по инвестиционной составляющей. Впрочем, вопрос, как всегда, в приоритетах, а они четко прописаны в пояснительной записке, где сказано о необходимости неукоснительного соблюдения «майских указов». В результате основным приоритетом нынешнего бюджета стали зарплаты бюджетников. В целом выплаты работникам бюджетной сферы должны вырасти (к 2012 году) почти на 4,7 млрд. рублей. Все сферы, которые не соответствуют этой основой задаче, в той или иной степени принесены в жертву. Сократились расходы на содействие занятости, обеспечение общественного порядка, защиту от чрезвычайных ситуаций, культуру и туризм, физическую культуру и спорт, охрану окружающей среды и т.д. Бюджет стремится сэкономить на всем, кроме главной задачи. Если мы посмотрим «внутрь» даже увеличившихся программ, то заметим, что и там безжалостно покроили все инвестиционные расходы ради социальной составляющей. Например, программа «Развитие здравоохранения» формально выросла на 0,6%, но в этих рамках явными аутсайдерами стали такие статьи, как «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» (сокращение на 23,1%), «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» (сокращение на 31,5%), «Развитие информатизации в здравоохранении» (падение на 46,8%).Следует учесть, что инфляция по итогам года, скорее всего, составит около 10% и, таким образом, снижение реального объема ждет почти все статьи. Не случайно глава департамента здравоохранения Владимир Ведринцев назвал бюджет «напряженным». Так что бюджетные расходы ждет непростой год.

Отдельная тема – поддержка сельского хозяйства. В нашем регионе господдержка по данному направлению очень значительна, что не удивительно для центра Черноземья. Руководитель департамента аграрной политики Анатолий Спиваков отмечает, что эти расходы оправданны, та как налоги с аграриев все равно больше, чем сумма поддержки. На новый год субсидирование заложено даже на большую сумму, чем было заложено в 2014 году. Учитывая необходимость импортозамещения по целому ряду позиций аграрной продукции, а также введенные санкции и контрсанкции, сложностей с освоением средств не предвидится. Есть надежда, что сохранится в полном объеме и софинансирование господдержки из федерального бюджета, что позволит сельскому хозяйству сохранять высокие темпы роста.

Впрочем, можно предположить, что и доходная составляющая сформирована с избыточным оптимизмом. Экономика находится не в очень хорошем состоянии, и ждать, например, роста налога на прибыль (пускай и на достаточно консервативном уровне в 3,1%), наверное, не стоит. Учитывая последние налоговые идеи Государственной Думы, нет твердой уверенности и в объемах поступлений от малого бизнеса. Последний сейчас стремительно «сереет», не столько даже в силу действующих налоговых требований, сколько опасаясь новаций в этой сфере. Председатель Контрольно-счетной палаты региона Вячеслав Олемской видит резерв в повышении собираемости, в частности, налога на имущество. Впрочем, резерв этот носит скорее бухгалтерский характер: добиться формального результата в 100% всех платежей не удалось ни одной налоговой системе мира, и вряд ли наша область станет исключением.

В целом бюджет можно охарактеризовать как социальный в кризисный период. Критики наверняка будут говорить об отсутствии инвестиционной составляющей, о бюджете «не развития, а выживания» и прочие стандартные мантры, которые принято говорить в такой ситуации. Защитники – об ориентации на бюджетников и «повышении окладов врачам и учителям». Обе стороны будут правы. Другой вопрос, что имеющиеся бюджетные доходы и жесткие требования федеральной власти по выполнению «майских указов» президента просто не давали возможностей для принятия иной стратегии.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 3