Воронеж. 19.11.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – ВГМА имени Бурденко – один из старейших вузов Воронежской области и всей страны. Академия старается дорожить своими традициями, развивает современные способы обучения студентов и врачей и не забывает о моральной подготовке специалистов. Ректор вуза Игорь Есауленко рассказал о желании остаться в рейтинге лучших учебных учреждений страны, о виртуальном вузе и о перспективах эндаумент-фонда в медицине.
- Буквально на днях медицинская академия отметила свой 96-й день рождения. С какими мыслями встречаете праздник?
- 96 лет мы рассматриваем не просто как основание или день рождения, или появление воронежской медицинской школы, но смотрим глубже. Это 96 лет высшего медицинского образования на территории Воронежской области. Что это дало? Во-первых, подготовка кадров для практического здравоохранения осуществляется на высоком организационном, научном, педагогическом уровне. Это дало возможность сконцентрировать в крупных медицинских учреждениях людей, получивших высшее медицинское образование, не отходя от постели больного, и лечебные учреждения, где размещены наши кафедры.
Подготовка ведется по двум направлениям, фактически перекрещенным между собой, как коса, когда заплетаешь волосы. Эти два вектора - знание и умение. В первом роль играют преподаватели, а также самоподготовка, а чтобы уметь - надо повторять то, что делает наставник в рабочей обстановке. Поэтому в этом и преимущество медицинского образования: наши специалисты выходят из вуза и уже многое умеют, а их дальнейшая подготовка у постели больного способствует закреплению навыков, автоматизма, позволяет в стандартных ситуациях оказать правильную высококвалифицированную медицинскую помощь. Ну и, конечно, создание высшей медицинской школы на территории региона позволило породить научные школы, известные не только в Воронеже, но и в России, за рубежом. Школа иммунологии, хирургическая школа, офтальмологическая и много других, где не только появились известные ученые, зародились новые идеи и направления, но и шла подготовка кадров высшей квалификации, кандидатов, докторов медицинских наук, известных ученых.
- Что сегодня представляет собой медицинская академия?
- ВГМА им. Н.Н. Бурденко – современный научный учебный и лечебный производственный комплекс, где не только идет подготовка специалистов через студенческую аудиторию, но также в вузе готовятся и повышают квалификацию врачи разных уровней более чем по 50 специальностям, направлениям. В рамках академии фактически работает самостоятельно институт дополнительного профессионального образования, международного медицинского образования, где обучаются студенты более чем из 50 стран. По числу иностранных граждан мы уступаем только ВГУ, а желание получить образование именно у нас говорит о репутации вуза. Иностранные граждане приезжают учиться за собственные деньги, и им не безразлично, где получать знания. Сегодня у нас работает институт сестринского образования, где идет подготовка не только сестер-бакалавров, но и средних медицинских работников. Мы осуществляем обучение не только по программам высшего, но и среднего профессионального образования.
То есть сегодня вуз ведет научно-исследовательскую деятельность в разных направлениях, и под влиянием времени работа оценивается не только в качественном понимании, но и в денежном выражении. Гранты, госрасчетные темы дают возможность зарабатывать деньги, и усилиями профессорско-преподавательского состава на каждую его единицу приходится более 51 тыс. руб. То есть мы фактически выполняем одно из условий правил монетарирования деятельности вузов, которое проводится несколько лет по всей России. Это как раз показатель, оценивающий эффективность научно-исследовательской работы. Главное – на протяжении последних двух лет мы входим в топ-100 лучших вузов России. В позапрошлом году занимали 58-е место, сейчас – 55-е место среди высших учебных заведений, где представлены не только медицинские, а все вузы – университет, политех, сельскохозяйственный и другие.
- Это СНГ или Россия?
- Россия. Там всего два вуза – университет и мы. В сотню лучших вузов входит только 11 медвузов из 56.
- Какова география лучших медвузов страны?
- Московский, Санкт-Петербургский, Самарский, Томский – самые известные. И мы из 11 вузов занимаем восьмое место. Насчет СНГ - да, был подведен рейтинг вузов России, Украины, Белоруссии – всех, кто входит в СНГ, там было выделено 153 вуза всех направлений, и мы вместе с университетом вошли в число лучших. По качеству приема на протяжении последних лет входим в деятку лучших медвузов России.
- Что имеется в виду под качеством приема?
- Ребята подают документы с высокими баллами по результатам ЕГЭ, то есть конкурс идет среди поступающих. Все это в совокупности говорит о возможностях, перспективах развития вуза. Когда ты рисуешь свои перспективы на голом месте, без фундамента – это одно. А здесь устойчивые сваи, железобетонная площадка. Она позволяет нам думать о том, в каком направлении развиваться, чего не хватает, на чем акцентировать внимание. Хотел бы начать с приемной кампании. Это направление - важное и профильное. Помимо того, что мы, как и все учебные заведения, ведем профориентационную работу, мы стараемся ее смонтировать с клинической, лечебной деятельностью. Не просто говорим о нашем вузе, а последние 10 лет ведем практику выезда в районы, в сельскую местность, где мы оказываем помощь, консультируем больных, работаем с врачами, повышая их квалификацию, и в это время встречаемся со школьниками, рассказываем о специальности. Сам часто выезжаю – в Хохол, Новохоперск, Рамонь, Острогожск и другие районы. Мы так решили, что обязательно такую группу, которая выезжает в район, должен возглавлять сотрудник не ниже проректора, ректора или декана.
- У населения не падает желание заниматься медицинской деятельностью?
- Дело в том, как все правильно организовать. Можно начать со скучной лекции, что есть такой вуз... А если приедешь, и люди узнают, что наши специалисты оказывают лечебную помощь тяжелым больным или тем, кому действительно нужна высококвалифицированная помощь специалистов, если они ведут осмотр в селе, где бабушки и дедушки ни разу не видели живого профессора, а тут он появляется и дает логичные ответы на их вопросы. Когда приходим в школу, мы стремимся не просто рассказать о себе, но и показываем фильмы, даже с участием наших специалистов, сюжеты о лечении сложных заболеваний, операциях. Это заставляет детей проявлять повышенный интерес к специальности.
- В общем, какие-то оригинальные решения, чтобы привлечь внимание молодежи к этой работе?
- Да. Можно прочитать скучную лекцию о месте врачебной профессии в жизни людей, а можно через такую форму – более действующую и интересную. Мы в этом году, как и в прошлые годы, ведем целевой набор в академию и даем целевые места, чтобы департамент здравоохранения направлял туда ребят не только из Воронежской области, но и из сопредельных регионов. Воронеж – приоритет для нас, но у нас есть договоры целевой подготовки абитуриентов с Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Орловской, Тульской, Брянской, Калужской областями и другими. На эти места в текущем году набрали 58% студентов. Думаю, это самый высокий процент из всех вузов Воронежа. Это правильно, и мы приветствуем целевые отношения, поскольку на эти места рекомендуются те, кто изъявляет желание стать медиками, и они востребованы в тех регионах.
- Медицинское образование вносит свою специфику в целевой набор?
- Мы его детализировали: не просто заключили договор с Воронежским департаментом здравоохранения, но и заключили контракты на целевое обучение с конкретными лечебными организациями. Причем с теми, где нужны врачи и в будущем будут востребованы. Это не только ЦРБ, но и лечебные учреждения города, области – специалисты нужны везде.
- Эти организации как-то вели этих ребят?
- Они их подбирали. Сами понимаете, нам сложнее видеть, какие есть проблемы, особенно в кадровой подготовке, например, в Таловском или Новохоперском районе. А им лучше знать. Они знают своих выпускников. Если они проявляют интерес, почему бы их не рекомендовать?
- То есть это люди, которые отучатся на определенную ориентацию и знают, куда поедут работать?
- Да, это основа.
- А порядок софинансирования как идет?
- Это бесплатные, бюджетные места, обычные. Только мы 58% просто выделяем на целевой набор. Здесь никто не платит. Другое дело, что лечебные учреждения должны поддерживать ребят, в том числе материально. Например, приобретать книги, погашать затраты на проживание в общежитии, хоть это и небольшие деньги. Это стимулирует студентов.
- Какие новые решения внедряет вуз при подготовке специалистов?
Мы сочли необходимым выделить сегодня два важных направления, которые реализуются через образовательный процесс, - это симуляционная, или виртуальная, подготовка студентов в специальном центре, где на современных аппаратах, тренажерах, фантомах студенты отрабатывают практические навыки. Например, когда я был студентом, внутривенную инъекцию отрабатывали в постели больного, а сегодня есть аппараты, где фактически вот тебе рука из каучука, есть четкое выделение венного пучка, куда нужно иглой попасть, сделать укол. Есть и многие другие возможности - устранение инородного тела у ребенка, уколы в ягодицу, трахеостомия, даже принятие родов. Это новый путь развития.
- Давно по нему идет академия?
- Центр открыли где-то в 2010 году, но тогда были простые тренажеры, и мы назвали его центром практической подготовки студентов, а сейчас это все уже целая учебная виртуальная клиника. Мы ее уже презентовали, но хотели открыть новое подразделение, пригласив представителей департамента здравоохранения и губернатора.
Второе инновационное направление – дистанционное обучение. Сегодня в медицине это очень важно, поскольку все операции, которые есть, трудно увидеть, а тут при данной форме у каждого молодого человека есть такая возможность. Мы создали два хороших зала. Один находится в виртуальной клинике, другой – в главном корпусе. Через этот канал можем не только показывать и давать студентам знания через подготовленные преподавателями лекции, но и показывать больных, давать в записи операции и многое другое.
- Профессия врача – особая, и моральная подготовка не менее важна, чем чисто техническая...
- Большое значение имеют воспитательные формы. Из них отметил бы два момента. Первый – мы строим воспитательную работу через свою профессию. Наша работа – не только лечебная деятельность, но и формирование профильного направления, здоровья. Здоровый образ жизни, который мы проповедуем и внедряем на всех этапах нашего воспитательного процесса, – важен для нас. Фактически сегодня речь идет о формировании концепции здорового образа жизни молодежи, где мы считаем не только важным борьбу с вредными привычками, но также духовно-нравственное воспитание. У нас есть свой храм евангелиста Луки, есть разные формы волонтерства. Это тоже составная часть здорового образа жизни. Здоровье человека – то качество жизни, которое он может создать при правильном понимании, а зачем же это нужно? Не только, чтобы быть нормальным, физиологически крепким, здоровье – сборное понятие, затрагивающее не только физическое состояние тела, но и образ жизни, гражданскую позицию, духовно-нравственное и эстетическое воспитание и т.д. Говоря о здоровье, это и подразумевается.
- Государство стало этому больше уделять внимания с недавних пор. Реализуете общие проекты, есть какая-то поддержка?
- Конечно. У нас большая работа в области волонтерства, добровольчества – это очень важно для медиков. Через служение и самоотдачу можно и нужно готовить людей. Почему у нас раньше был комсомол, профсоюзные организации, а сегодня они ушли в прошлое либо снизили свой статус? Потому что формы организации были несколько формализованы, и мы опирались на формальных лидеров, которых назначали. Может, для определенных людей это и нужно, но всех стричь под одну гребенку нельзя. Даже в области волонтерства есть разные формы: одни помогают детям, другие ветеранам и т.д. Есть ребята с педиатрического факультета, которые готовы работать с детьми, находящимися в детских лечебных учреждениях.
- Технологии идут вперед, для врача важно самосовершенствоваться. Что тут предпринимает медакадемия?
- Каждый врач сегодня должен постоянно повышать свою квалификацию. Если у других специальностей нет четкой зависимости, то в медицине на протяжении десятилетий есть форма повышения квалификации раз в пять лет. У нас есть институт дополнительного профессионального образования - например, кафедры акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, офтальмологии и т.д. Но сегодня уже не идет речь о повышении квалификации, надо в системе врачебного сообщества наладить непрерывность профессионального образования. Мы сейчас говорим не об образовании, а о развитии.
Врач должен не раз в пять лет учиться, а постоянно совершенствовать опыт и практические навыки. Эту работу необходимо проводить совместно с лечебными организациями, профессиональными сообществами. Они есть – научно-практические сообщества хирургов, терапевтов, эндокринологов и т.д. С ними надо постоянно вести диалог и нам это удается.
Думаю, самое сложное – психологические вопросы, то есть переломить сознание, уяснить, что человек должен постоянно читать. Ведь медицинской литературы – море. Есть даже соответствующее научное подтверждение, что в информационном плане наш врач проигрывает американскому в 10 раз. Почему? Тот больше использует Интернет, другие ресурсы, чаще читает. Больше сам развивается. Саморазвитие очень важно для врача. Мы стараемся привить студентам такую устойчивую тенденцию. Например, мы создали библиотеку электронных ресурсов. Выделили помещение, где студент или врач может поработать на компьютере.
- Некоторое вузы стали развивать такое направление, как эндаумент-фонд. Интересно ли это медицинской академии?
- Я, честно говоря, скептически отношусь к этой идее, потому что деньги должны приносить отдачу, а в медицину не каждый вложит финансы. В нашей стране стойкое представление о том, что медицина должна быть бесплатной. Сегодня государство платит, а если бы каждый человек платил за здоровье, тогда и отношению к нему было бы иным.
У нас есть свой попечительский совет. Мы его создали в 2008 году, он, наверное, был первым среди воронежских вузов. Председателем совета является спикер Воронежской областной Думы Владимир Ключников. Члены – и врачи, и крупные бизнесмены, и политики. Регулярно собираемся, обсуждаем вопросы, связанные с академией. Но эндаумент-фонд – он несколько иные цели преследует. В условиях медобразования это вопрос спорный. Может, он более хорош для других вузов, где больше фундаментальной подготовки, теоретических знаний. Эта форма пока не жизнеспособна в медобразовании.
- Каковы главные планы на 2015?
- Со следующего года вступают в силу некоторые правила финансирования медицинской деятельности. Надо думать о сокращении коек, увеличении количества мест дневного стационара в нашей клинической больнице, повышении качества стоматологической помощи.
Со следующего года мы должны перестроить свою подготовку с учетом наличия виртуальной клиники и федеральных стандартов. Через два года мы уже замкнем эту систему, поскольку новый федеральный государственно-образовательный стандарт третьего поколения предусматривает увеличение клинической подготовки. То есть на сегодня мы стараемся и добиваемся того, что 85% учебных часов приходилось на клиническую подготовку. Раньше такого не было. Это ведь тоже ведет к ломке прежнего учебного процесса.
Нужно сокращать число преподавателей в области теоретической подготовки, медико-биологической сферы, укрупнять, может быть, кафедры. Это тоже большая организационная работа. И, конечно, мы должны в 2015 году добиться безусловного выполнения плановых заданий и дорожной карты. У нас есть госзадание, которое касается и образовательной деятельности, и выпуска молодых специалистов, и выполнения научно-исследовательской работы, и финансовых обязательств. Это госзадание, которое мы должны выполнять, причем ежегодно. Второе – дорожная карта, а это конкретные показатели, которые прописывают достижения определенных результатов – от повышения зарплаты ППС и врачам, которые работают в наших клиниках, и, заканчивая даже штатной численностью сотрудников к тому контингенту обучающихся. Это ежегодные показатели.
Еще нужно пройти очередной годовой этап в монетарировании, финансовой деятельности вуза. Там семь показателей, которые мы должны выполнить в области образования, науки, инфраструктуры, финансово-экономической деятельности, вплоть до трудоустройства наших выпускников. Это все, что составляет основу нашей работы. Ну, и мы должны не забывать, что, отметив 96-летие, выходим на финишную прямую 100-летнего юбилея и к нему должны продумать, что мы хотим в области улучшения материально-технической базы, совершенствования кадрового потенциала, контингента обучающихся. Что должны сделать для академии, чтобы она продолжала являться ведущим образовательным медицинским учреждением не только Воронежа, но и ЦФО, и России в целом.