WorldClass

29 сентября 2024, 10:31
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Аргументы и факты – Черноземье // Черный нал городского общественного транспорта

03.12.2014 18:21
В чей карман идут неучтенные деньги пассажиров и почему никто не хочет наводить порядок? Поездки в воронежском общественном транспорте подчас сродни опасному приключению. То водители устроят «обгоняпки», рискуя попасть в ДТП, то «выбросят» на ходу замешкавшегося пассажира. А недавно за баранкой троллейбуса и вовсе обнаружили психбольного. Впрочем, вся организация городских перевозок в Воронеже не поддаётся здравому смыслу - это настоящее Зазеркалье, где властвует коррупционная логика.

В чей карман идут неучтенные деньги пассажиров и почему никто не хочет наводить порядок?

Поездки в воронежском общественном транспорте подчас сродни опасному приключению. То водители устроят «обгоняпки», рискуя попасть в ДТП, то «выбросят» на ходу замешкавшегося пассажира. А недавно за баранкой троллейбуса и вовсе обнаружили психбольного.

Впрочем, вся организация городских перевозок в Воронеже не поддаётся здравому смыслу - это настоящее Зазеркалье, где властвует коррупционная логика. Иначе почему до сих пор мы остаёмся тем редким городом, где билетов за проезд в общественном транспорте просто не существует? Вся наличка идёт водителю и дальше распределяется по «верхам».

Разобрали на рельсы

- На маршруте № 17 «универсам «Молодёжный» - улица Перхоровича» работал мужчина, страдающий психическим заболеванием, при котором управление транспортным средством противопоказано, и состоящий на учёте в областном психдиспансере, - сообщил Михаил УСОВ, помощник областного прокурора.

Узнав об этом, горожане точно не удивились. «ГАЗельки», «ПАЗики» и даже старые европейские «сараи» регулярно, как сумасшедшие, устраивают на улицах гонки, а водители оттачивают навыки единоборств на пассажирах и друг на друге.

Вряд ли воронежцы забыли историю «убийства» муниципального транспорта. Умирал он долго, мучительно. Хоронили принародно - разбирали рельсы под аплодисменты мэров и депутатов, распродавали за закрытыми дверями имущество «Горэлектротранса», строили на развалинах депо многоэтажки. Для отдельных бизнесменов трамвайная могила стала настоящим Клондай-ком - в одночасье было сколочено не одно состояние.

- Как правило, этот бизнес начинали те, кто ничего не имел, кроме маршрута, - говорит Андрей ПОМЕРАНЦЕВ, депутат городской Думы. - Часть перевозчиков канула в лету. Чиновники отдали муниципальный транспорт непонятным людям, разорили его, чтобы потом войти на рынок в виде частников.

Кто хозяин?

Впрочем, назвать воронежскую систему перевозок рынком можно только с большой натяжкой. Здесь воцарился обыкновенный феодализм с экзотическим институтом - «обслуживание маршрута». Здесь всё, как в старые добрые времена, зависит от иерархии. Как правило, маршрутами владеют те, кто их распределяет, - чиновники и депутаты. Разумеется, владеют не сами, а через посредников, наследников и прочих отпрысков династии. У множества фирм нет ничего, кроме устава и печати. Зато они облагают ежедневной данью пронырливых водителей на стареньких «ПАЗиках». Те же, чтобы не работать только на оброк, каждый день рискуют своим и чужим здоровьем. Неудивительно, что воронежские водители не носят выглаженную униформу, не владеют литературным, а самые «загорелые» - и бытовым русским языком. Да и психическое здоровье может легко пошатнуться при таком режиме труда.

Между тем, в большинстве региональных центров доля муниципального транспорта гораздо выше. При этом, как правило, именно городские предприятия идут впереди прогресса. Так, Белгород в прошлом году обновил муниципальный парк на 80% - были закуплены 125 новых автобусов и троллейбусов. На это было потрачено около 1 млрд руб.

- Пассажирские перевозки -прибыльное дело, - уверен Андрей Померанцев. - Если мэр города - хозяин, он выкинет все эти частные лавочки, которые только стригут ренту с маршрутов. Тем более, что обязанности по организации городских перевозок лежат на муниципалитете. Почему бы не использовать только муниципальный транспорт? Он бы очень быстро окупился, а бюджет заработал прибыль, которая пойдёт на развитие инфраструктуры. Сейчас же мы получаем, возможно, меньше десятой доли того, что могли бы иметь.

Именно на муниципальных автобусах, троллейбусах и трамваях начинает внедряться система безналичной оплаты проезда, без которой не стоит ожидать наступления цивилизованных времён. С помощью карточек уже успешно рассчитываются пассажиры не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Липецке, Белгороде, Твери, Ярославле и др. городах.

Воронеж, кстати, тоже удивлял соседей передовыми достижениями. Но их судьба, увы, была не завидной.

- Когда-то федеральные телеканалы приезжали снимать, как в Воронеже устанавливают экраны, показывающие время до прибытия автобусов, - вспоминают в организации «Город и транспорт». - Однако в самый ответственный момент у нас внезапно решили реорганизовать центральную диспетчерскую службу. В результате система так и не заработала, мы оказались отброшены на два года.

Дождёмся перемен?

Недавно мэр Воронежа пообещал заняться учётом пассажиров и разработкой системы безналичных платежей в 2015 году. Впрочем, уверенности в том, что транспортные бароны всерьёз согласятся отказаться от «чёрного нала», нет. Кстати, обновление парка пассажирского транспорта было одним из главных предвыборных обещаний Александра Гусева. Но за целый год ничего не изменилось - мол, перевозчики не готовы к переменам. Тем не менее, чиновники обещают провести открытый конкурс, который должен сократить число перевозчиков с 26 до 8-10. Участникам будут присваиваться баллы в зависимости от состояния маршруток, базы и т. д. Предполагается, что победители должны покупать новые автобусы. При этом доля муниципального транспорта вырастетснынешних7,5% до 18-20%. Дождёмся ли перемен?

Пока можно уверенно сказать лишь одно: проезд в Воронеже, который ещё недавно был самым дешёвым в стране, будет дорожать. Пока речь идёт о 15 руб., но это, видимо, только начало. Впрочем, как показывает практика, само по себе подорожание комфорта не прибавит.

- Цена на проезд лишь отчасти влияет на возможность обновления транспорта, - уверен Андрей Померанцев. - В большей степени влияет организация перевозок. И при той системе, которая сложилась сегодня, пусть проезд будет хоть 50 руб. - ничего не изменится. Прибыль пойдёт в карман хозяину маршрута, которому не важно качество обслуживания. Нужно менять всю систему.

Мнения

Нужна воля

Юрий НОВИКОВ, сопредседатель воронежского отделения общественного движения «Город и транспорт»:

- Мало оста-вить десять перевозчиков. Важно, чтобы это не были те же продавцы воздуха, что и раньше. Нет смысла сокращать их количество с 26 до десяти, четырёх, двух и т. д. Это только вызовет монополизацию. Важно создать предприятия с базами, ремонтными мастерскими, партнёрскими соглашениями с производителями автобусов -это запчасти, расширенные возможности лизинга техники. Ведь баллы на конкурсе можно поставить любые. Но сегодня только у двух-трёх крупнейших перевозчиков есть арендованные муниципальные базы или выкупленные автохозяйства. И всё это построено во времена позднего СССР. Как мэрия планирует увеличить долю муниципального транспорта до 20% - загадка. Ведь по программе развития городского пассажирского транспорта на ближайшие три года не запланирована покупка ни одного нового автобуса. Ни одного!

Переход на безналичную оплату проезда - это именно то, с чего нужно начинать реформу. Невозможно даже представить, что без этого что-то сдвинется с места. При наличии должной политической воли внедрить такую систему вполне реально даже на коммерческом транспорте. Думаю, 15 руб. за проезд - только первый этап повышения. Это цена, которая позволит выйти на безубыточный уровень предприятиям с собственными автобусами и базами. Для того чтобы перейти к обновлению транспорта, нужен тариф 16-18 руб. Потом придётся заложить расходы оператора безналичного оборота, единой диспетчерской службы. Реальность такова, что к 2016-2017 годам мы вполне можем прийти к тарифу 20-22 руб.

Кто наведёт порядок?

Виктор ХОРОЛЬСКИЙ, профессор ВГУ, житель микрорайона Подгорное:

- Маршрутки есть, но ходят они нерегулярно. У частника простая логика: раз люди всё равно ждут на остановках, значит, можно ездить пореже, но набивать машину до отказа, чтобы прибыль была больше. Хозяева маршрутов позволяют себе всё, что угодно. Ведь они дают чиновникам откат, и те не реагируют на жалобы людей. Мои соседи и письма писали, и на приёмы ходили - без толку.

И кто же наведёт порядок? Чиновник не спешит, а частнику это не выгодно. Я лично недавно простоял на остановке час двадцать минут. Говорят, пробки у нас. Да, это объективный фактор. Но извините, ребята, разрулите эти пробки, ведь у нас не Москва!

Чиновники в доле

Галина КУДРЯВЦЕВА, депутат городской Думы:

- Перевозчиками должны быть крупные организации. Маленькая фирма не может создать необходимые условия. Одно дело в гараже стоят пять, и другое - 150 машин. За крупными перевозчиками и следить легче. Но вопрос в том, будет ли следить за ними наше чиновничество, не вступит ли в сговор?

Когда доля городского транспорта падает меньше 50% -это уже нехорошо. И систему безналичной оплаты возможно ввести там, где сохранился муниципальный транспорт. А у нас его планомерно разваливали, потому что чиновники всегда были в доле с частными перевозчиками. У нас в своё время Дмитрия Крутских назначали руководить департаментом пассажирских перевозок! Ведь понятно же, что человек, владеющий частными транспортными предприятиями, не будет работать в интересах муниципалитета! Но депутаты проголосовали «за».

Сейчас в открытую уже говорят о повышении цены на проезд. Но кто сказал, что 15 руб. - это оптимальная цена? Кто посчитал? Частник? Так он заинтересован, чтобы плата была выше. Муниципальные предприятия посчитали? Так от них почти ничего не осталось. Поэтому они нам дорого и обходятся. Чем мельче организация, которая занимается перевозками, тем она дороже. Им и 20 руб. будет мало.

Официально

Перевозчиков всё устраивает

Александр ГУСЕВ, мэр Воронежа:

- У меня впечатление, что перевозчики не хотят изменений. Их мысли: «Оставьте всё, как есть, а мы в течение 4-5 лет обязуемся подвижной состав поменять». Но верить этим обещаниям безрассудно. Потому что мы понимаем, что это серьёзные инвестиции, это сотни миллионов рублей. Предприятия просто такой возможностью не располагают. Да и по большому счёту их всё устраивает сейчас: наличные деньги -ими всегда можно распорядиться, где-то укрыться от налогов, где-то сэкономить на зарплате и т. д. Но и надеяться на то, что перевозчики согласятся в убыток себе заниматься обновлением транспорта, бессмысленно. Мы должны взвешенно рассчитать тарифы, которые нужны при запуске этих процессов. Резкого роста платы за проезд не будет, хоть кто-то и говорит: чтобы дело было безубыточным, нужно сделать плату как в Москве - 29 рублей. Я считаю это неправильным. Рост платы будет, но не такой резкий и существенный. Мы постараемся тарифную политику в договоре на транспортное обслуживание прописать на пять лет, на срок действия договора, чтобы люди понимали, сколько они смогут получить и, соответственно, сколько вложить в подвижной состав.

Справка

А как у соседей?

В других городах Черноземья муниципальный транспорт сохранился гораздо лучше.

- Белгород - 986 единиц транспорта, в т. ч. 225 муниципальных;

- Липецк - 551 единица транспорта, в т. ч. 361 муниципальных;

- Тамбов - 354 единицы транспорта, в т. ч. 74 - муниципальных.

Юрий Голубь
Аргументы и факты – Черноземье, №49, 3 декабря 2014 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0