Развитие молокозаводов сдерживается нехваткой хорошего сырья
Почему местная молочная продукция дорожает, а привозная падает в цене, выясняли переработчики на агропромышленном форуме в Воронеже.
Вопреки ожиданиям, «солировали» на мероприятии не производители. Обычно они сетуют на низкие закупочные цены, а переработчики сдержанно обороняются. Но поздней осенью и зимой в связи с падением надоев сырье традиционно дорожает — и жаловаться не с руки. А вот представителям молокозаводов нашлось что сказать.
— Вместо традиционного предновогоднего роста цен на готовую продукцию мы видим падение — масло и сыр «потеряли» в среднем до 20 процентов. Потому что в Белоруссии колоссальные остатки товара и сухого молока, и тамошние производители активно завоевывают наш рынок. В итоге сейчас народ сделает к праздникам крупные покупки, а как потом мы будем выкручиваться?.. — обозначил проблему директор Лискинского гормолзавода Олег Воронин. — Если сравнить сырье в Черноземье и, скажем, в Поволжье или Сибири, у нас его стоимость всегда выше. И падать не будет. Вдобавок налицо дефицит молока. Да, около 20 процентов того, что производят местные предприятия, по каким-то причинам вывозится за пределы региона. Но в целом воронежское сырье легко могут переработать всего четыре крупных предприятия области — помимо нас, это заводы в Анне, Россоши и Воронеже. А ведь производителей «молочки» больше. Хорошо, что у нас в районе есть крепкие хозяйства, 70 процентов потребности мы закрываем за счет контрактов с ними. Но остальное приходится завозить из Липецкой и Белгородской областей. А это влетает в копеечку.
Закупает сырье в других регионах (Белгороде, Курске, Ростове-на-Дону и даже Рязани) и крупный воронежский холдинг. И все равно до 40 процентов мощностей на его предприятиях простаивает, сообщила заместитель гендиректора по сырью Людмила Хохлова:
— Молочное поголовье в России сокращается на протяжении многих лет. Отсюда снижение объемов производства молока и рост цен на сырье — при том, что показатели качества оставляют желать лучшего. Отрадно, что население потребляет все больше молочных продуктов
(хотя до рекомендованных норм мы еще не дошли). Но своими силами мы этот спрос удовлетворить, выходит, не в состоянии. Производство сливочного масла и сыров на 50 процентов меньше потребности. Выручает импорт — главным образом из Белоруссии. Но в чем тут ловушка? Мы ввозим дешевое масло, сыр, молочные концентраты — и заместить импорт в таких условиях нереально. Если сопоставить цены на единицу упаковки, то у белорусов, даже с учетом доставки в Воронеж, она дешевле на 2,5-4 рубля. К сожалению, велика доля людей, для которых эта разница принципиальна, и они делают выбор не в пользу воронежской продукции. У наших производителей рентабельность снижается, не всегда хватает средств на техперевооружение, а это чревато потерей конкурентоспособности.
Еще одна проблема — новый техрегламент на молоко и молочную продукцию, вступивший в силу в странах Таможенного союза, ужесточил требования к качеству сырья по содержанию антибиотиков и микроорганизмов. О том, что молоко с российских ферм не всегда «чистое», говорили и раньше: так, известный финский концерн очень долго пытался найти в нашей стране поставщиков, удовлетворяющих корпоративным стандартам.
Как отмечалось на форуме в Воронеже, проблема — в здоровье коров и безалаберности конкретных сотрудников, не соблюдающих гигиену труда. Серьезную угрозу представляет такое заболевание, как лейкоз. Интересно, что специалисты по ветеринарной медицине полагают, что зараженных животных из молочного стада необязательно пускать под нож. Их можно использовать для получения помесного мясного поголовья, а телят, родившихся от лейкозных матерей, попробовать выпоить молоком от их здоровых соседок по стойлу. Так или иначе, быстрого изменения ситуации никто не ждет.
Руководители мешочных ферм, в свою очередь, указали на то, что и местные переработчики повысили требования по базисным показателям — содержанию в сырье белка и жира. С одной стороны, это связано с требованием ГОСТов для молочной продукции (в Европе, по словам Олега Воронина, планка в среднем выше, чем в России). С другой — на каждом заводе требования по жирности и белку свои, то есть поставщик сырья постоянно вынужден соотносить их с ценой за килограмм молока, чтобы понять, кому выгоднее сдать свой товар. Возможно, для удобства имело бы смысл уравнять требования переработчиков, но сделать это в условиях рынка довольно сложно.
Компетентно
Алексей Бродецкий, руководитель департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области:
— В 2014 году региональный АПК впервые догнал промышленность по темпам роста. Увеличивается товарооборот в розничной торговле. К сожалению, в целом не решена проблема доступа предприятий аграрной отрасли и переработки к полкам крупных торговых сетей (которые, по оценкам, занимают в регионе 23 процента рынка). Год назад Воронежская область присоединилась к кодексу добросовестных практик в отношения производителей и торговых сетей. С тех пор с восемью сетевыми ретейлерами (из них пять региональных и три федеральных) были заключены соответствующие соглашения. Но на то, чтобы вытащить на их полки какой-то один вид товара или продукцию какого-либо местного производителя, все равно уходит год-полтора. Это точечная, а не системная работа. Законодательство не позволяет нам ввести нормы присутствия в торговых сетях продуктов местного производства. Да и сами бизнесмены не слишком активны, когда дело доходит до предметных переговоров с участием ретейлеров и чиновников.
Татьяна Ткачева
Российская газета, №280, 9 декабря 2014 года.