Воронеж. 29.12.2014. ABIREG.RU – Эксклюзив – Строительный бизнес застал конец текущего года в непростой ситуации. Обвал рубля, повышение ключевой ставки Центробанка – все это не добавляет оптимизма рынку недвижимости в ближайшей перспективе. Однако в целом год получился для строителей вполне удачным: реализовано множество социальных проектов, построены новые торговые центры, продолжается возведение комплексного жилья. Генеральный директор ООО «Воронежстройреконструкция» Юрий Кондратьев рассказал «Абирегу» о своих главных проектах в текущем году, о том, как строил объекты к Олимпиаде в Сочи, а также поделился мыслями об отечественном рынке ритейла.
- Юрий Алексеевич, вы выступили генподрядчиком строительства второго торгового центра METRO в Воронеже. Это был для вас самый важный и крупный объект в уходящем году?
- Не сказал бы, что METRO – самый крупный проект. Наша компания занималась в текущем году также возведением Дворца культуры в Павловске – он сложнее в плане строительства. Открытие дворца состоялось при личном участии губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, который высоко оценил работу нашей компании. Я считаю, что получился очень достойный объект, полагаю, в Воронежской области немного сооружений подобного уровня. Также мы занимались возведением двух небольших физкультурно-оздоровительных комплексов сметной стоимостью 70-75 млн рублей. Возведение METRO больше интересно в плане сроков возведения.
Оно заняло всего четыре месяца. Часть работ по внутренней инженерии по прямым договорам с METRO выполняла австрийская фирма, и внеплощадочные сети – тоже не наша работа, а специализированных организаций.
- Сколько обычно строятся подобные объекты?
- Мы возводили несколько объектов гипермаркета Castorama (Воронеж, Пермь, Екатеринбург) той же площадью – 9-10 тыс. кв. м. Но Castorama строилась восемь-девять месяцев. По METRO заказчики сразу определили высокие темпы строительства.
- Тяжело было выиграть тендер? Сколько компаний заявлялось?
- Всех не знаю, там было компаний четыре-пять. Тендер был закрытый, в лицо конкурентов не видел, общался только с заказчиками. Прошли первый этап, пригласили на второй, далее – собеседование. METRO – интересный объект, особенно если сопоставлять с бюджетными проектами.
- В каком плане?
- Рентабельность у бюджетных объектов низкая. По METRO было все просто: есть проект, и мы не отступали от него, просчитывали рентабельность, которая была условно 5%. А бюджетные объекты – у заказчиков возникает масса пожеланий, ведь для людей строим. В итоге смотришь экономику, и она не всегда радует. Сейчас непонятная экономическая ситуация. Кредиты надо брать, а в связи со ставкой рефинансирования – теперь нереально. Плюс ставка будет однозначно за 20%. Еще момент: финансирование за счет средств федерального и областного бюджетов начинается в марте текущего года.
- На следующий год экономику не просчитывали? Как может измениться стоимость материалов? Объемы строительства не будут падать?
- Как можно просчитать? Это невозможно. Не знаем, как поведет себя дальше рубль – будет обесцениваться дальше или отыгрываться. Но мы от этого страдаем. Особенно от импортного оборудования. Вот работаем на компанию «Тандер», которая занимается строительством «Магнитов», сдали им три объекта. Там присутствует импортное оборудование, по нему удлинились сроки поставки и изменилась стоимость.
- А есть российские аналоги?
- Есть, но заказчик требует импортное оборудование. При строительстве METRO нам это не доставило трудностей, там австрийская фирма занималась поставкой зарубежного оборудования.
- Читал, что это уже ваш восьмой подобный объект. Вы специализируетесь по таким проектам?
- Мы готовы работать в данном направлении и дальше, главное, чтобы инвестор не ушел из России в связи с этой всей ситуацией. В тот период, когда мы начали сотрудничать с Castorama, она развивалась очень интенсивно. Они тогда возводили несколько объектов одновременно. В настоящее время объем инвестиций уменьшился, а METRO продолжает интенсивно строить.
Россия и Воронеж в этом плане очень интересны для ритейлеров. В Воронеже высокая покупательская способность.
- У вас есть проекты в Краснодарском крае, даже для Олимпиады в Сочи строили. Как удалось туда зайти? Расскажите секрет.
- Выиграли аукцион, и все. Строили сети энергоснабжения, канализации, водоснабжения в районе Красной Поляны. Надзор там был строгий, и условия работы, так скажем, интересные. Например, приходилось работать на склонах с уклоном порядка 50-55 градусов. Там работали только профессионалы своего дела. А за год до Олимпиады мы готовы были к проведению тестовых соревнований.
- А еще по России у вас есть какие-то объекты?
- Работаем в Балашове, Вязьме. Вчера жилой дом для УВД сдали в Орле. Торжественное открытие посетил министр внутренних дел Владимир Колокольцев.
- Подводя итоги этого года, есть прогресс?
- Точно результаты станут понятны в первом квартале следующего года, когда соберем все затраты. Работы продолжаются непрерывно, даже праздничные дни будут у нас полностью заняты – требования заказчика по срокам.
Объем выполненных работ за текущий год составил около 900 млн рублей.
- По 2015 году прогнозировать трудно?
- Да, но объекты у нас есть. Планируем попробовать также заняться долевым строительством. Хотя понимаю, что сейчас абсолютно не время: «долевка» года на полтора, наверное, замрет. Не то чтобы вообще не будет продаж, просто они заметно снизятся. Но мы уже понесли определенные затраты, нам отступать некуда. Начали развивать это направление в Рамони еще до кризиса.
- Конкуренцию с воронежскими гигантами реально выдержать?
- В Воронеже конкурировать с ДСК, «Выбором», «Инстепом» нереально. Они имеют свои заводы по производству железобетона, занимаются комплексной застройкой.
- У каких банков кредитуетесь?
- Наши постоянные партнеры – «Курскпромбанк» и «Владпромбанк». Банки предоставляют нам банковские гарантии. Эти банки более гибко подходят к клиенту и оперативно решают вопросы. У нас с ними полное взаимопонимание, чувствуем их поддержку. Также еще сотрудничаем со Сбербанком и «Россельхозбанком».