28 ноября 2024, 21:40
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Гендиректор воронежского ЗАО ФК «Аксиома», депутат гордумы Иван Кандыбин: «Только в небо еще не летаем»

13.01.2015 11:36
Автор:
Эксклюзив - До прошлого года воронежская финансовая компания «Аксиома» ассоциировалась со строительством жилья и чуть меньше -  с возведением торговых и бизнес-центров. Ее основатель, депутат Госдумы Сергей Журавлев, входит в пул избранных бизнесменов и общественных деятелей региона, объединенных гражданским собранием «Лидер». Его подчиненный, гендиректор компании Иван Кандыбин - депутат Гордумы.

Воронеж. 13.01.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – До прошлого года воронежская финансовая компания «Аксиома» ассоциировалась со строительством жилья и чуть меньше – с возведением торговых и бизнес-центров. Ее основатель, депутат Госдумы Сергей Журавлев, входит в пул избранных бизнесменов и общественных деятелей региона, объединенных гражданским собранием «Лидер». Его подчиненный, гендиректор компании Иван Кандыбин – депутат Гордумы. Доподлинно неизвестно, как так случилось, что именно «Аксиома» взялась за видовой для миллионника проект – реанимацию воронежского аэропорта. Но в середине 2013 года авиакомпания «Полет» продала свои акции воронежского аэропорта «Аксиоме». С тех пор господин Кандыбин, не имевший никогда никакого отношения к авиации, узнал все про самолеты, взлетные полосы, регламенты и требования и вообще серьезно увлекся летной тематикой. Говорит, что каждое утро начинается именно с аэропортовой темы. Впрочем, ловко оперирует Иван Кандыбин и цифрами городского бюджета (как член бюджетной комиссии гордумы), и терминами привычной строительной тематики. Обо всем этом мы и поговорили в эксклюзивном интервью «Абирегу».

- Что представляет собой городской бюджет на следующий год? Я так понимаю, вслед за областным он сильно секвестрирован?

- Если сравнить с бюджетом на 2014 год, в следующем году заложены примерно те же параметры. Просто в прошлом году были довольно серьезные субсидии из областного и федерального бюджета. Сейчас их нет. Единственное – на городскую инвестиционную программу со стороны городского бюджета вложений ноль. В ней заложено всего порядка 650 млн рублей, из которых почти 600 млн – переселение из ветхого и аварийного жилья, то есть федеральные деньги, которые разыгрываются каждый год, и 25 млн рублей – строительство котельных, перестройка угольных на газовые и остаток – тоже федеральные средства. Ни одного капитального объекта в городской программе нет. Хотя мы просили дать средства хотя бы на те объекты, которые имеют высокую степень готовности, чтобы не замораживать их.

Городская администрация обозначила восемь таких объектов. Это школа в квартале ВГУ, школа в Репном, парк «Динамо» и канализование нескольких объектов, которое крайне необходимо сделать. Это все, на что в этом году будут хоть какие-то деньги. Но пока и их нет. Ждем из области: может, они что-то профинансируют, чтобы с ними город смог войти в софинансирование. Однако даже в этом году далеко не все, что в начале года было обещано профинансировать за счет областных средств, было выполнено. Поэтому пришлось тянуть эти обязательства за счет городских средств.

Не хочу нагонять пессимизм. Но мы видим, что происходит на федеральном уровне. Самое главное, когда такие времена настают, – выполнить социальные обязательства – выплатить заработную плату и все остальное. С другой стороны, если не делать сейчас капитальные вложения, мы через какое-то время получим коммунальную катастрофу, а мы к ней близки.

- Развейте наши сомнения: сумма, заложенная в бюджет на дорожное строительство, действительно сильно меньше той, которую изначально планировали?

- Меньше. Мы в прошлом году собирались строить Остужевскую развязку и многое другое. Но, если исходить из цифр, заложенных в бюджете, все останется на уровне поддержания состояния дорог, которые сейчас есть. Если будет возможность привлечь деньги, городской бюджет обязательно выступит с софинансированием. Но надо отдавать себе отчет в том, что такой возможности в существующей экономической ситуации может и не быть. Тогда городу будет тяжело.

- Пострадают, наверное, больше всех ваши коллеги, которые строят на землях ВГАУ?

- На Тимирязева более или менее построили дорогу. А на развязку между Тимирязева и Северным, думаю, деньги будут искать. Потому что иначе все встанет. Хотя если и найдут на нее средства, глобально это проблему не решит.

- Во втором чтении бюджет по доходам не изменился. Не нашли дополнительных источников доходов?

- Нет. Были предложения от Галины Александровны (Кудрявцевой. - прим. ред.) продать рынки. Вариант реальный. Если все это получится, можно заработать на этом денег. Город довольно много потратил на Центральный рынок. Не то чтобы проект социальный, но он не совсем коммерческий. Да, идея хорошая – воронежский производитель, торговля без посредников. Ее пытаются воплотить в жизнь, но при этом страдает коммерческая составляющая этого рынка.

- В прошлом году город использовал практику государственно-частного партнерства для строительства детских садов. «Аксиома» принимала участие в этой программе? Все ли получилось так, как планировалось, с реализацией этой программы?

- «Аксиома» изначально заявлялась в эту программу. Но нам не разрешили строить на территории так называемого Северного леса, на которой мы планировали построить, кроме жилья, еще и два детских сада. Мы проходили с этим проектом все законные процедуры, уже прошли публичные слушания. Но их отменил тогда еще врио мэра Геннадий Чернушкин. Не уверен, что это было правильно. Понимаете, у нас от Памятника Славы в сторону Северного микрорайона был сплошной хвойный лес. Но это же не значит, что городу не надо развиваться. То, из чего сейчас собираются делать парк на месте этого клочка леса, – ну, это же не парк и никогда его там не будет. Но мы – ответственная компания и не будем идти напролом. Хотя сразу после того, как нам запретили, какие-то люди все это пилили, рубили, говорили, что им никто не указ. Мы не можем себе позволить этого, мы собираемся еще тут жить и работать.

- У вас такое большое лобби во власти и вы не можете продавить такие банальные вещи?

- Уже сейчас не банальные. Когда начали приводить всю стройку в системный порядок - зонирование, генплан, - что-то пролоббировать стало в разы сложнее. И как строитель, и как депутат я считаю, что это правильно.

- Те строители, которые ввязались в программу по строительству детсадов, я так понимаю, не совсем довольны, потому что там есть ограничения по стоимости и как-то деньги с опозданием поступают...

- Всем было понятно, что это пусть не благотворительная помощь, но заработать на этом точно никому не получится, в том числе и коммунальщикам. Поначалу они пытались выставить баснословные суммы за техприсоединение. Но их быстро привели в чувство. Возникали определенные проблемы с реализацией этой программы. С самого начала серьезно хотели уменьшить цифры. Потом возникли нестыковки, когда детсад на 220 мест стоил так же, как на 80 мест. Потом, например, на детсад с бассейном и без закладывалась одинаковая цена, хотя затраты другие. Но сейчас все наладилось. Сады почти все переведены в созданные под них муниципальные учреждения. Получился очень хороший, полезный проект.

- Про коммунальщиков... Многие строители жалуются, что с приходом «РВК» с «Водоканалом» стало, мягко говоря, сложно договориться...

- То, что сейчас происходит с «Водоканалом», уже даже в открытую говорят всюду. У нас нет проблем с подключением к теплу и газу. Все прозрачно, понятно. Сети все сразу забирают себе. По теплу не скажу, что бесплатно, но это стоит понятных денег. Что касается электрики и воды - здесь есть вопросы. Мало того что проблемы есть в принципе с подключением, но, когда такая возможность найдена, возникает проблема с выставленными нам суммами. Периодически хочется возмутиться: «Ребят, ну совесть-то надо иметь!» Ведь что такое техприсоединение? Это кусок трубы и стоимость ее прокладки. А нам пытаются выставить какие-то космические суммы и при этом не могут их обосновать.

Что самое интересное – мы еще ни одного договора с приходом «РВК» с «Водоканалом» не заключили. В течение года мы пытались вести переговоры, но документов, касающихся условий техприсоединения, никаких не было подписано. Было найдено решение на уровне городского строительства: чтобы пройти госэкспертизу, выдаются документы. А у строительства есть определенный цикл, который по времени позволяет нам подождать. Вот мы пока ждем заключения этого договора, но уже начинаем нервничать.

- Где еще можно строить в городе, кроме окраин? В центре не осталось, кажется, ни одного живого места.

- Нужно сносить старое жилье. Но сейчас, при существующей программе, строителям делать это нерентабельно. Пока получается, что частная строительная компания сама договаривается с жителями, сама сносит, сама проводит коммуникации. Но в чем тогда роль муниципалитета? На мой взгляд, было бы целесообразно переложить эти функции подготовки площадки на городские власти. На этом, к слову, можно хорошо зарабатывать: расчистил площадку – продал через аукцион строительной компании. С муниципалитетом жители расселяемых домов не будут разговаривать так, как разговаривают с нами, принимая нас за денежные мешки, с которых можно вытрясти любую сумму.

- Сейчас весь Воронеж следит за тем, как вы реконструируете аэропорт. Пожалуй, для «Аксиомы» это самый главный проект сейчас. Но в связи с новыми экономическими реалиями покупательская способность и, как следствие, спрос на авиаперевозки неизбежно снизятся. Не планирует «Аксиома» пересмотреть параметры строительства аэропорта?

- Реконструкцию аэропорта необходимо закончить, здесь других вариантов нет. После реконструкции этот терминал сможет вместить где-то 1-1,2 млн пассажиров в год. Что касается строительства нового терминала, мы сейчас ведем его проектирование. Оно нужно позарез. Не столько из-за того, что это перспективный проект, а для того, чтобы решить вопрос со взлетно-посадочной полосой. Кризис не будет продолжаться вечно. Ну, два-три года. А вопросы надо решать уже сегодня. В федеральной программе деньги предусмотрены, пусть не в том объеме, но они есть и мы обязаны их вытащить. Но чтобы обосновать федералам, что необходимо удлинение взлетно-посадочной полосы, нужно показать, что мы сами хотим развиваться. Это новый терминал, который смог бы обслуживать 1,5-3 млн пассажиров в год. Так что свои планы мы не корректировали. Может, скорректируем в плане сроков строительства. Но в плане освоения пространства аэропорта – все по плану. А по снижению покупательской способности – это везде сейчас. Ничего не поделаешь.

- Когда вы планируете завершить работу по реконструкции здания действующего аэровокзала? Какая после этого будет пропускная способность? Какой пассажиропоток прогнозируете на следующий год? Есть ли возможности для роста?

- Сложно сказать, когда завершим... Думаю, что общую зону закончим к середине-концу января. Дальше уйдем в зону прилета. Но это пассажирам не будет видно.

Мы попали в не очень удачное время. Думаю, в следующем году максимум, на что можно будет рассчитывать, – добавить около 100 тыс. к тому, что есть сейчас. И то будет хорошо. Получится больше – посмотрим.

Что касается возможностей для роста, они, конечно, есть. S7 уже 29 декабря запустил второй рейс в Москву. Получается неплохой разлет: из Домодедово можно будет стыковки делать. Например, у нас сейчас нет рейса на Мюнхен – единственное, о чем жалеем, когда разорвались отношения с «Полетом». Сейчас, если взять с S7 билет из Воронежа через Домодедово в Мюнхен, получается цена 14 тыс. рублей. Не супер, но терпима.

Ориентировочно с марта «Аэрофлот» готов заходить в Воронеж, если все будет нормально с лизингом Superjet. Отдельные переговоры ведем с «Победой», лоукостером «Аэрофлота».

- Ведет ли компания работу по получения допуска для обслуживания других типов самолетов? Каких? Как в связи с этим может расшириться география полетов из Воронежа?

- Ведем. «Боинг»-757 уже собирался летать на Гоа, но отпал по независящим от нас причинам. Эти рейсы были отменены и из Белгорода. Мы намеревались собрать «туристов» и поговорить на эту тему. Планируем встречу на начало года, если они останутся в живых, потому что сейчас у них ситуация не очень веселая.

Также ведем работу над получением допуска для обслуживания Airbus 321.

- Это ваш основной проект, на котором вы сосредоточены?

- Он на виду, и в компании каждый день работа начинается с аэропорта. Не заниматься им невозможно. В идеале на ремонт надо было бы его закрыть: полгода – и мы все сделали бы. Сейчас приходится одновременно заниматься ремонтом, заботиться об охране ремонтируемых помещений, думать, как бы уместить весь поток пассажиров в часы пик, который возникает с 7 до 10 вечера и т.д., и т.п. Неоднократно менялась концепция, в ходе ремонта продолжаем еще вносить изменения, которые вдруг оказываются необходимы.

- Отсутствие опыта в теме мешает?

- Мешает, конечно. У нас работает большое количество консультантов. При этом все равно невозможно проанализировать, так мы делаем или нет, потому что сравнить не с чем. В общем, набиваем шишки на этом проекте. Но движемся вперед, ничего страшного.

- А персонал поменяли? Все эти женщины в носках и шлепках с «советскими» прическами, наверное, хорошие люди, но явно не вписываются в концепцию нового аэропорта...

- Это отдельная, сложная тема. Я думал, что люди осознают: вкладываются деньги, меняется атмосфера, меняется руководство – надо соответствовать. Вообще ноль реакции. Но невозможно разом всех уволить и набрать новый штат. Тем более про рост зарплаты мы пока не можем говорить, ситуация там тяжелейшая. Летом ситуация была еще относительно неплохой: «Полет» что-то платил, чартерные рейсы были. Сейчас плохо: «Полет» 30 млн должен, «ЮтЭйр» в предбанкротном состоянии...

- Не жалеете, что ввязались в этот геморрой?

- Если сказать, что поначалу я был в шоке, - ничего не сказать. Но вы знаете, многие проекты, которые Сергей Валерьянович (Журавлев, основатель «Аксиомы», депутат Госдумы. - прим. ред.) инициировал, казались поначалу невыполнимыми. Он приходит и говорит: «Тут будет дом». И ты смотришь на него круглыми от удивления глазами, но берешь и делаешь. Когда я услышал про аэропорт, я думал, что он пошутил. Но сейчас, спустя 1,5 года, я понимаю, что это было одно из его самых правильных решений. Да, тяжело, но это очень интересная, перспективная тема. Мы видим, что происходит в Белгороде сейчас, а там живет всего 300-400 тыс. человек, и у них пассажиропоток почти сравнялся с нашим. А у нас миллионник.

У нас нет таких больших предприятий, но Воронеж за последнее время сделал серьезный рывок. И летать, конечно, будут. Главное – делать адекватное предложение. Здесь смело можно посоревноваться с другими видами транспорта. У нас нет скоростного движения до Москвы. Есть великолепная трасса, но этот способ перемещения на любителя. Тот же Нижний Новгород сделал скачок – почти в два раза увеличили пассажиропоток. Только закончили реконструкцию – сейчас строят новый терминал. Кстати, мы за основу взяли в том числе проекты в Нижнем Новгороде и Самаре.

- Мешает сейчас «Секьюритис групп» вашей деятельности?

- Не мешают. Но, думаю, к какому-то серьезному противодействию готовятся.

- Для вас лично этот проект, я так понимаю, очень интересен?

- Да, очень. Пришлось разбираться во всех нюансах. Единственное – к счастью, пока не покупаем самолеты и в небо не летим.

- Еще какие-то необычные проекты от «Аксиомы» ждать?

- Мы ищем разные варианты. Все равно у каждого бизнеса есть свой предел.

- Будете строить промышленные предприятия?

- Если будем уходить в промышленность, то только для себя. Мы давно анализируем эту тему. Смотрели многие направления. И обязательно будем диверсифицировать бизнес.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 1