WorldClass

29 сентября 2024, 08:25
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Приводя в соответствие

13.01.2015 13:54
Новая глава в Налоговом кодексе не угрожает материальному благополучию населения Налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости объектов с воронежцев начнут взимать, скорее всего, только в 2017 году. Более 500 тыс. льготников, в том числе пенсионеров, Воронежской области не будут платить этот налог за дома, квартиры, гаражи и дачи. Об этом корреспондент «ВК» узнал на заседании общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы по области.

Новая глава в Налоговом кодексе не угрожает материальному благополучию населения

Налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости объектов с воронежцев начнут взимать, скорее всего, только в 2017 году. Более 500 тыс. льготников, в том числе пенсионеров, Воронежской области не будут платить этот налог за дома, квартиры, гаражи и дачи. Об этом корреспондент «ВК» узнал на заседании общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы по области.

Мы познакомим вас с тезисами доклада начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС Анатолия Романцова. В докладе разъяснены основные положения изменений в Налоговом кодексе РФ и изложено мнение о том, как они скажутся на региональной экономике и населении области.

Ликвидация диспропорций

Изменение системы налогообложения имущества физических лиц назрело давно. Основной причиной являлось то, что прежний закон был принят еще в декабре 1991 года, когда существовала другая социально-экономическая формация, был Советский Союз, и этот закон отражал именно реалии того момента. Естественно, за 23 года все изменилось. Хотя надо отметить, что новая, 32­я, глава Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц» вобрала в себя очень многое из того, что было в старом законе. Что же, собственно, устарело? Мы знаем: налоговой базой была инвентаризационная стоимость, которая рассчитывалась на основании данных, предоставляемых БТИ в налоговые органы. Инвентаризационная стоимость включала много параметров: из чего сделан дом, наличие коммуникаций, износ дома, но она не учитывала самого главного — рыночной стоимости объекта, что приводило к диспропорциям и несоответствию при налогообложении. О чем речь? Ну, самый хрестоматийный пример. Вы знаете, что в центре Воронежа жилье — престижное. Владельцы этого жилья платили налог за двухкомнатную квартиру порядка 150 — 200 рублей только на том основании, что это было старое жилье, построенное в 1950 — 1960­е годы прошлого века. В то же время владелец квартиры в пригороде или непрестижном микрорайоне города вполне мог выложить налог на имущество за свою квартиру порядка нескольких тысяч рублей, а иногда до 10 тыс. рублей. Это первая диспропорция.

Другая касается налогообложения в различных регионах. Для примера мы взяли наших соседей и увидели, что средняя стоимость имущества в регионах ЦФО значительно разнится. Самая низкая — в Липецкой и Воронежской областях, соответственно 204 и 236 тыс. рублей — средняя стоимость одного объекта по инвентаризационной стоимости. В Белгородской, Курской, Московской областях стоимость где-то в среднем более 300 тыс. рублей и сопоставима со средними показателями: общероссийскими и по ЦФО. Почему в Москве высокая оценка, понятно — столица. В то же время в Тамбовской области инвентаризационная стоимость в два раза выше, чем в Воронеже и Липецке. А дело в том, что региональным властям дано право устанавливать различные повышающие коэффициенты при принятии инвентаризационной стоимости. Видимо, наши соседи, особенно тамбовские, этим правом активно пользовались. Причем соответственно и налоговые нагрузки по регионам различаются значительно. Например, в Воронеже, Курске и Липецке стоимость одного налога на одного налогоплательщика — 300 рублей, в Белгороде — 450, в Тамбове и Москве — 600, в Московской области — 700 рублей на одного налогоплательщика.

Учитывая опыт

В прежнем законе не соответствовал новой экономической системе порядок предоставления льгот. В 1991 году трудно было представить, что граждане будут владеть не только жилыми объектами: квартирами, домами, комнатами, гаражами, дачами, садовыми домиками, — но и коммерческой недвижимостью, и поэтому льготы, которые устанавливал тот закон, предоставлялись 15 категориям граждан на все объекты недвижимости — как жилые, так и нежилые — и на любое количество объектов. То есть не важно, что это: офисный центр, за-вод, предприятие, складская база, подъездные пути и т. д. Естественно, бизнес этими льготами пользовался. Например, Воронежская область только за три последних года в связи с предоставлением льгот потеряла более 800 млн рублей. Причем рост выпадающих сумм налога в нашей области в год составляет 12% и соответствует примерно уровню старения населения: граждане стареют, соответственно, переходят в льготную категорию, и на эти суммы уменьшаются поступления в бюджет. В Москве и Московской области темпы роста 80 и 83% соответственно. О чем это говорит? Льготы и порядок их предоставления последние годы не менялись в этих продвинутых регионах. Вот бизнес и пользовался возможностью оформления на льготные категории объектов своей инфраструктуры. Суммы выходили большие.

Еще одно изменение было связано с тем, что с 2013 года налоговые органы не начисляют налог на вновь вводимые объекты, потому что БТИ в соответствии с федеральным законодательством не предоставляет в налоговые органы данные об инвентаризационной стоимости этих объектов. И только за три года — 2013­й, 2014­й, 2015­й — выпадающие по этой причине суммы налогов в нашей области составляли порядка 78 — 80 млн рублей. Стоит отметить: в 2013 году количество введенных жилых зданий — порядка 3,5 тыс., площадь жилых зданий — более 1,5 млн кв. м. За девять месяцев 2014 года где-то 2 тыс. 400 жилых зданий, 1 млн кв. м жилья. И только при переходе на налогообложение на основании кадастровой оценки эти объекты будут облагаться налогом. Все эти нестыковки, проблемы, устаревшие понятия были учтены при принятии 32­й главы Налогового кодекса. Дело в том, что законодатели учли мировой опыт, и в качестве налоговой базы была предложена кадастровая оценка объектов недвижимости. Надо сказать, в большинстве стран именно кадастровая оценка является налоговой базой. Причем хочу отметить, что в Испании, например, у государства существует монополия на кадастровую оценку, то есть переоценить, в судебном порядке оспорить эту кадастровую стоимость не представляется возможным.

Особенностью нашего закона является его социально ориентированный характер. О чем речь? Практически ни в одном государстве не предусмотрено полного освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц. В российском законодательстве, в 32­й главе, эта льгота сохраняется, всем 15 категорий граждан, которые раньше пользовались льготами, предоставлено освобождение. Но раньше льгота предоставлялась и по объектам инфраструктуры, и по коммерческой недвижимости — теперь же льгота дается только по жилым объектам, по одному из каждой категории. А категорий несколько: комната или квартира, жилой дом, гараж или парковочное место, дача или садовый домик. Что это значит на примере? Если пенсионеру принадлежит жилой дом, квартира, гараж и дача, то он будет пользоваться льготой по всем объектам. В том же случае, если у пенсионера две квартиры, льгота будет предоставляться лишь по одной из них — причем если налогоплательщик не выбрал, по какой именно, то льгота будет по той, по которой налог больше. Налоговая служба сама автоматически рассчитает и предоставит эту льготу, чтобы облегчать жизнь определенным категориям граждан. Полагаю, что такому порядку предоставления льгот мы обязаны советскому закону, потому что законодатели не могли пренебрегать тем, что было раньше. Ведь законопроект, который вносился первоначально в Госдуму, не предусматривал такого полного освобождения от уплаты налога, но депутаты, видимо, не стали игнорировать прежний советский опыт, а учли его.

Потребности и возможности

Что же, говоря конкретно, изменилось в новом законодательстве? Отменяются льготы, как мы уже сказали, по нежилым объектам. Уменьшается количество льготируемых помещений. Налогом облагаются недостроенные объекты — правда, тут надо отметить, только те, право собственности на которые зарегистрировано в органах Росреестра. На переходное время по инвентаризационной стоимости будет применяться коэффициент­дефлятор, например, на 2015 год дефлятор — 15%. Дано право регионам с 2015 по 2019 год переходить на кадастровую стоимость при налогообложении. В Воронежской области планируется перейти с 2016 года, то есть, исходя из кадастровой стоимости, мы будем платить налог только в 2017 году.

И последнее: кроме предоставленных пенсионерам и другим категориям граждан льгот из кадастровой стоимости по жилым домам будет вычитаться стоимость 50 кв. м, по квартирам — 20 кв. м и по комнатам — 10 кв. м. Дело в том, что льгота, которую мы даем при расчете налога на переходный период с 2015 по 2017 годы, позволит избежать резкого скачка налога на имущество физических лиц даже при переходе на кадастровую стоимость. И если ранее человек, например за старую однокомнатную «хрущевку», платил 150 рублей, то пер-вый год применения кадастровой стоимости налог будет примерно 250 рублей, во второй год, скажем, 300 рублей. То есть рост будет незначительным. Некоторые СМИ писали, что налог вырастет в разы и граждане пострадают. Наши расчеты этого не подтверждают. Кроме того, по дорогостоящему жилью (коттеджи в пригородах) мы прогнозируем даже спад налога на имущество в связи с тем, что ставка налога уменьшается, потому что максимальная ставка по налогу на имущество в старом законе 2%, а в новом — 0,1%. Ставка налога уменьшается в 20 раз. Даже рост кадастровой стоимости не покрывает такого снижения ставок налога. В связи с принятием закона хотелось бы сказать, что основная проблема, которая возникает, — соотношение потребностей интересов государства, потребностей бюджета и возможности граждан платить налоги.

В 2015 году, когда вступит в действие 32­я глава Налогового кодекса, в Воронежской области по­прежнему будет использоваться инвентаризационная стоимость в качестве объекта налогообложения. Но в связи с отменой части льгот у нас прогнозируется рост поступлений. За 2013 год физическим лицам было начислено 380 млн рублей, прогноз на 2015 год — порядка 500 — 510 млн. Доля этого налога в консолидированном бюджете области незначительна. И даже рост на 120 млн эту ситуацию не изменит. Все имущественные налоги — на имущество организаций, транспортный, земельный, на имущество физических лиц — в консолидированном бюджете занимают порядка 7%, из них 75% — налоги на имущество организаций.

Изменения в налоговом кодексе по Налогу на имущество физических лиц:

- отменяется льгота по нежилым помещениям;

- уменьшается количество льготируемых жилых помещений;

- добавляются в качестве объектов налогообложения объекты незавершенного строительства;

- налоговая база по инвентаризационной стоимости увеличивается на коэффициент-дефлятор (за 2015 год — 1,147);

- право регионам с 2015 по 2019 годы переходить на налоговую базу по кадастровой стоимости;

- в переходный период — понижающие коэффициенты;

- при переходе на кадастровую стоимость налоговая база уменьшается на необлагаемую сумму на 50 кв. м, 20 кв. м, 10 кв. м по жилому дому, квартире и комнате соответственно;

- увеличивается количество объектов, имеющих кадастровую стоимость (вновь введенные строения).

Вячеслав Волдочинский
Воронежский курьер, 13 января 2015 года, №02.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0