Воронеж. 16.01.2015. ABIREG.RU – Аналитика – По итогам декабря регионы Черноземья сохранили позиции в традиционном исследовании фонда «Петербургская политика» на предмет их политико-экономической и социальной стабильности. В Тамбовской и Белгородской областях остается максимальный уровень устойчивости, в Воронежской и Курской - высокий, в Липецкой - средний, в Орловской - слабый. Главные события конца 2014-го получили развитие уже в новом году: по регионам прокатилась отмена электричек, а африканская чума свиней коснулась четырех областей вместо двух - Воронежской и Орловской. Конфликт властей с ОАО «РЖД» имеет больше бюджетную, чем сугубо экономическую природу.
Минувшая осень в части взаимоотношения с железнодорожниками у чиновников регионов Черноземья прошла в эпистолярном жанре. Губернаторы Воронежской и Курской областей Алексей Гордеев и Александр Михайлов, в частности, писали письма уже даже не главе РЖД Владимиру Якунину, а главе Минфина Антону Силуанову. Они добивались увеличения суммы трансфертов, которые выделяются субъектам Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. За их счет губернаторы рассчитывали покрыть непомерные, как они считают, аппетиты железнодорожников. То, что с руководством РЖД договориться не получается, иллюстрирует неадекватная, как представляется, реакция Якунина на требование российского правительства раскрыть свои доходы. В ответ он пригрозил уйти с государевой службы. То есть налицо уже прямой конфликт руководителя государственной компании с государством.
Впрочем, и федеральные власти в части своих заявлений относительно деятельности РЖД тоже не всегда проявляли адекватность. «Вице-премьер России Аркадий Дворкович сказал недавно глупость, что с рюкзаком до Владивостока быстрее дойти, чем по железной дороге», - жаловался депутатам Воронежской облдумы в рамках часа исполнительной власти глава Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько.
Новая волна сокращения электричек началась в декабре. Согласно мониторингу важнейших событий в российских регионах от фонда «Петербургская политика», в конце 2014 года пригородная пассажирская компания «Черноземье» отменила четыре пригородных электропоезда, связывающих населенные пункты Белгородской и Курской областей. В свою очередь, Центральная пригородная пассажирская компания упразднила в соловьином крае шесть электричек. В новом году волна сокращений получила развитие. С 12 по 14 января ППК «Черноземье» отменила 20 электричек в Воронежской и Белгородской областях, в том числе по таким маршрутам, как Анна - Воронеж-1, Хава - Воронеж-1, Лиски - Валуйки, Таловая - Поворино. 10 поездов сократили пути следования и изменили расписание. Также с 1 января были отменены шесть поездов в Курской области (в частности, Курск - Ливны) и 18 - в Орловской (в частности, Мценск - Орел). Примечательна официальная мотивировка таких решений - от инициативы администраций субъектов Федерации до договоренности железнодорожников с администрациями. Причина отмены электричек проста: в бюджетах нет денег.
«Если четыре года назад мы выделяли из областной казны субсидию на поддержку пригородного сообщения в размере 12 млн рублей, то два года назад - 80 млн, а в 2014-м было 175 млн, - объяснял губернатор Алексей Гордеев. - Но теперь нам вываливают 730 млн рублей, что уже раза в два дороже, чем такси». Максимум, что может сделать Гордеев, - раскритиковать РЖД, ведь Минфин эпистолы региональных властей, очевидно, завернул: «В компании уходят от понимания того, что должна быть еще и социальная ответственность. Я всегда считал РЖД могучей структурой, отраслью, объединяющей и поддерживающей функционирование всей страны. Но все свелось к одному: нам надо зарабатывать деньги, у нас убытки, мы считаться ни с чем не хотим».
Со слов Гордеева, позиция Центрального федерального округа и всех губернаторов в том, чтобы объединить в одну компанию в рамках округа все пригородные железнодорожные перевозки. «Мы видим, что Москва и Московская область были отданы в частные руки, и там прибыль около 5 млрд рублей, - заявлял губернатор. - А у нас, как и у остальных, убытки. Если правильно организовать подход, то можно все компенсировать, сохраняя уже достаточно высокий уровень субсидирования». Впрочем, понятно, что его слова - по большому счету попытка снять социальную напряженность. Электрички отменили, поезд инициатив из регионов, судя по всему, ушел.
Проблема взаимоотношений с железнодорожниками в части пригородного сообщения актуальна для всей страны в целом. Известно, что в 2014 году 22 из 73 субъектов компенсировали не более 50% выпадающих доходов (как считают в РЖД и ее дочерних структурах, региональные власти устанавливают тариф ниже экономически обоснованного уровня). К примеру, Воронежская область, по данным ППК «Черноземье», - 36%. И только десять регионов выполнили свои обязательства.
Вторая тема, ставшая общим местом для регионов Черноземья, - африканская чума свиней. Именно она стала ключевой причиной сокращения не только поголовья, но и, естественно, производства мяса в Воронежской области в 2014 году. За 11 месяцев в регионе выпущено 295 тыс. тонн в живом весе. Для сравнения: в 2013 году за тот же период наблюдался рост на 17%. Первый очаг АЧС был зарегистрирован в Воронежской области минувшим летом в ЗАО «Агрокомбинат «Николаевский» (Аннинский район). Как результат - ликвидация 41 тыс. свиней. Тогда же вирус был обнаружен в Белгородской и Тамбовской областях, всего в макрорегионе было уничтожено свыше 102 тыс. голов.
В декабре под удар попало ООО «Агроресурс Воронеж», входящее в структуру группы «Черкизово», в Нижнедевицком районе. К настоящему времени сожжено более 9 тыс. голов скота. Аналогичная проблема была на Орловщине. Уже в январе заражение АЧС обнаружено на второй площадке того же «Агроресурса» в Воронежской области. Более того, очаги африканской чумы зафиксированы в частном хозяйстве на территории Дмитровского района Курской области, а также на перерабатывающем предприятии ООО МПК «Агрофуд» в городе Губкин Белгородской области. Как говорят специалисты, во всех последних случаях заражения АЧС фигурируют поставки «Орелсельпрома», входящего в группу «Черкизово». Так что у компании Игоря Бабаева явно имеются проблемы с безопасностью. Вполне понятно, что разрастание эпидемии приведет к дальнейшему сокращению производства мяса в регионах Черноземья.
К другим негативным событиям декабря в Воронежской области фонд «Петербургская политика» отнес предложение губернатора Алексея Гордеева лишать субсидий и других видов социальной помощи малоимущих граждан, ведущих асоциальный образ жизни, невыход на работу коммунальщиков Коминтерновского района Воронежа в связи с невыплатой им зарплаты и прекращение финансирования облправительством старейшего издания региона «Воронежский телеграф», с относительно недавних пор - культурного журнала. ОАО «РЖД» отказалось от планов по строительству вокзала «Воронеж-3».
В Тамбове был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора руководитель Дирекции благоустройства и озеленения города Иван Шишкин за сделки с фирмой своей дочери на сумму 24 млн рублей. В Белгороде прошел митинг автоперевозчиков, отстраненных властями от обслуживания городских маршрутов, а на Щебекинском заводе моющих средств началась процедура банкротства. В Курске разгорелся скандал вокруг переселения жителей из аварийного жилья в некачественно построенный дом, там же отмечались протесты жителей города и депутатов против расширения за счет площадей Северного рынка торгового центра «Европа» бизнесмена Николая Полторацкого. Комплекс был открыт вопреки решению суда. А в Прямицыно Октябрьского района Курской области чиновники ликвидировали детский сад.
Но наибольшее число негативных событий, прежде всего социальных волнений, зафиксировано в Липецкой и Орловской областях. Они, напомним, отнесены к регионам со средней и слабой устойчивостью. Орловская область: резкий рост в связи с падением курса рубля долга областного бюджета перед Внешэкономбанком по кредитам на сельхозпрограмму «Пшеница-2000», инициированную бывшим губернатором Егором Строевым; заявление руководителя проекта Мценского завода по обработке цветных металлов по строительству предприятия в индустриальном парке «Зеленая роща» о необоснованных проверках и давлении со стороны чиновников; митинг сотрудников ОАО «База строительных товаров» в защиту бывшего директора, депутата Виталия Рыбакова, возбуждение уже четвертого уголовного дела в отношении Рыбакова; введение процедуры наблюдения в отношении ЗАО «Корпорация «Орелнефть»; беспощадная критика установления депутатам облсовета командировочных в зарубежные страны. В их список вошли Каймановы, Соломоновы и Сейшельские острова.
Липецкая область: расторжение в связи с западными санкциями против России, введенными в связи с украинским кризисом, контракта с венгерской компанией Market на строительство в Липецке спортивного комплекса «Катящиеся камни»; пикет жителей Данковского района против антисоциальной политики региональных властей; неудачная попытка правоохранительных органов ликвидировать несанкционированный рынок в 15-м микрорайоне Липецка (его работники не позволили снести свои палатки); приостановка строительства элеватора в Становлянском районе после банкротства инвестора - ООО «Норд»; планы по сокращению объемов производства на кондитерской фабрике Roshen.
Несмотря на кризисные явления в экономике, в ряде регионов Черноземья открывались или начинали строиться новые предприятия, или анонсировалось их строительство. Так, белгородский губернатор Евгений Савченко открыл комбикормовый цех свиноводческой компании «Ракита» в Ракитянском районе, в Борисовском районе Белгородчины был запущен новый маслозавод группы «Агро-Белогорье». В облправительстве состоялась презентация проекта строительства тепличного комплекса в Старом Осколе.
В Воронеже оборонный концерн «Созвездие» приступил к созданию инновационного предприятия по производству радиоэлектронного оборудования, в городе открылся отель Holiday Inn Express. В пригородном к Орлу Орловском районе запущен элеватор комбикормового завода ООО «Знаменский СГЦ», в Ливенском районе региона компания «ФосАгроОрел» ввела в эксплуатацию новый терминал для хранения минудобрений. А региональные власти презентовали первого резидента индустриального парка «Зеленая роща» в Мценском районе - гречнево-хлопяной завод с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом от ООО «Центральная крупяная компания».
Тепличный комбинат «ЛипецкАгро» запустил новую очередь своего комплекса в Данковском районе, в Усманском районе той же Липецкой области началось строительство предприятия по выпуску электродвигателей русско-немецкой фирмы «Генборг». В Тамбовской области промышленная группа «Содействие» анонсировала планы по созданию в Первомайском районе технопарка на базе ОАО «Первомайскхиммаш».
Но в целом обстановка в регионах России (а не только Черноземья) остается скорее кризисной как в социальном, так и в экономическом аспекте. И она, очевидно, будет только усугубляться: в связи с украинскими событиями на РФ растет давление Запада, также падают цены на нефть, к которым привязан бюджет. «Девальвация российской национальной валюты стала серьезным стресс-тестом для администраций субъектов Федерации и региональных экономик, - констатирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. - События на рынке стали, безусловно, мощным холодным душем. Экономически успешные регионы более зависимы от общей конъюнктуры и отчетливо осознают попадание в зону повышенных рисков. Менее развитые, в свою очередь, имеют относительно низкий уровень жизни - а значит, для их жителей оказывается травматичным рост цен. Обостряется тревожность вокруг исполнения бюджетов. И первой жертвой оказались железнодорожные пригородные перевозки - традиционный объект споров между региональными властями и РЖД».
«В то же время говорить о тотальном обрушении социально-политической устойчивости регионов и их экономических моделей не приходится, - оптимистичен эксперт. - Если исключить тему пригородных перевозок (в большей степени бюджетную, нежели сугубо экономическую), то в сравнении с ноябрем поток негативных экономических новостей заметно снизился. Активность граждан свелась в основном к ажиотажным закупкам, в то время как широких социальных протестов не наблюдалось. Более того, не появилось игроков, настроенных эксплуатировать естественный рост тревожности в обществе. А самые заметные протесты (в Москве и Томске) не были связаны с экономикой».