28 ноября 2024, 21:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Заразительная реформа: разгул АЧС в Черноземье как следствие децентрализации ветеринарной службы в России

22.01.2015 13:26
Автор:
Аналитика -  Пока в Воронежской области и других регионах Черноземья продолжают ликвидировать последствия новой волны африканской чумы свиней, интересно проанализировать, к каким потерям она привела за последнее время. Воронежское свинопоголовье с 1 января 2013 года по 1 декабря 2014-го снизилось с 658 тыс. до 493 тыс. голов. Но сюда надо, конечно, добавить свежую утилизацию - минус 9 тыс. голов в группе «Черкизово» Игоря Бабаева.

Воронеж. 22.01.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Пока в Воронежской области и других регионах Черноземья продолжают ликвидировать последствия новой волны африканской чумы свиней, интересно проанализировать, к каким потерям она привела за последнее время. Воронежское свинопоголовье с 1 января 2013 года по 1 декабря 2014-го снизилось с 658 тыс. до 493 тыс. голов. Но сюда надо, конечно, добавить свежую утилизацию - минус 9 тыс. голов в группе «Черкизово» Игоря Бабаева. В итоге потери Воронежской области от африканской чумы составили за два года до 175 тыс. свиней. Но наибольший удар нанесен по крестьянской экономике. Доля свинопоголовья у фермеров и частников упала с 30% до 7,6% (на 1 декабря).

Однако чтобы в полной мере оценить масштабы катастрофы, постигшей отечественную деревню, достаточно привести данные по Воронежской области, скажем, за 1970 год. Общее свинопоголовье региона составляло 1,264 млн свиней (против нынешних около 485 тыс.). До четверти приходилось на частные подворья. Таким образом, с 1970-го по 2015 год количество свиней у воронежских крестьян (и добавившихся к ним фермеров) упало где-то с 300 тыс. голов до 37 тыс. голов. То есть, грубо говоря, в 10 раз.

В отличие от СССР, где африканская чума свиней разгорелась всего один раз, в конце 70-х годов, и с ней быстро разобрались, для Российской Федерации она стала настоящим бедствием. В 2013-м АЧС фиксировалась в Воронежской области в Богучарском, Петропавловском, Верхнемамонском и Калачеевском районах. На устранение ее последствий область потратила до 190 млн рублей. Тогда же с вирусом боролись в Белгородской и Тамбовской областях. В 2014 году вспышка АЧС была зарегистрирована в Аннинском районе Воронежской области (ЗАО «Агрокомбинат «Николаевский», минус 41 тыс. свиней). К настоящему времени, по словам руководителя управления ветеринарии облправительства Сергея Капустина, в муниципалитете проведены все необходимые мероприятия по ликвидации вируса. Общая сумма компенсационных выплат, которые выделены из резервного фонда Воронежской области, составила 5,8 млн рублей.

В конце 2014-го - начале 2015 годов эпидемия африканской чумы охватила сразу четыре черноземных региона. Помимо Воронежской, в зону бедствия попали Курская, Орловская и Белгородская области. Во всех случаях в Черноземье упоминается поставка продукции ЗАО «Орелсельпром», входящего в группу компаний «Черкизово». Потери серьезны: более 9 тыс. голов в «Агроресурсе-Воронеж» (Нижнедевицкий район, «Черкизово»), по другим регионам называется общая цифра в 27-28 тыс. ликвидированных свиней. В компании заявляют, что в ее масштабах оприходованный скот составляет незначительный процент от поголовья. Но в той же Воронежской области АЧС явно испортит властям отчетность. В частности, производство мяса в живом весе уменьшилось в регионе за 11 месяцев 2014 года на 11,2%, до 295 тыс. тонн, что не очень-то коррелируется с федеральным курсом на импортозамещение как ответ на международные санкции.

Как заявил на недавнем совещании в воронежском облправительстве главный воронежский чиновник-ветеринар Капустин, основная причина распространения массовых инфекций, в том числе АЧС, - человеческий фактор, нарушение законодательства при перемещении животных, продукции животноводства и кормов, отсутствие учета поголовья, невыполнение владельцами хозяйств мероприятий при ликвидации очагов заражения. Не меньшей проблемой, по его словам, является отсутствие обязательной регистрации скота в личных подсобных хозяйствах. В свою очередь, Семен Першин, глава воронежского Россельхознадзора, выразил уверенность, что случаев АЧС можно было бы избежать, если бы руководители предприятий и собственники хозяйств строго выполняли ветеринарно-санитарные требования.

Но общая установка чиновничества, включая губернатора Алексея Гордеева, во избежание чумы остается неизменной: ставка на крупные агрохолдинги в ущерб частным подворьям и фермерам, которая, в том числе, и привела к десятикратному сокращению у них поголовья на территории региона. Примечательно, что тот же Першин перепрофилирование личных подсобных хозяйств и крестьянско-фермерских хозяйств, занимающихся выращиванием свиней, на разведение альтернативных видов животных называет не лоббизмом интересов крупных корпораций, а профилактикой АЧС. Хотя, как показывает реальность, все последние случаи заражения африканской чумой связаны как раз с деятельность агрохолдингов, наличием у них проблем с безопасностью.

Однако на самом деле, по мнению многих экспертов, проблемы, возникшие в Воронежской области и других регионах в рамках борьбы с распространением вируса и приведшие к почти полной ликвидации свинопоголовья на частных подворьях и у фермеров, были заложены в 2004 году. Советская система ветеринарного контроля являлась одной из лучших в мире, но современная Российская Федерация ее сломала в ходе административной реформы. Служба была разделена на федеральную и субъектовую. Поэтому наиболее эффективным механизмом борьбы с АЧС является не то, что чиновник Першин называет профилактикой, а изменение государственной политики в сфере ветеринарии. В федеральном Россельхознадзоре (то есть непосредственное начальство Першина) заявляли, что оптимальным вариантом спасения России от АЧС станет восстановление целостности ветеринарной службы в Российской Федерации.

О том же говорит руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Он убежден, что распространение африканской чумы в России - следствие раздробленности ее национальной ветеринарной службы в результате административной реформы 2004 года. Кроме того, Юшин отмечает недостаточность финансирования программы борьбы с АЧС. В результате, констатирует эксперт, серьезно пострадала крупнейшая аграрная отрасль, включая производство, переработку и оборот продукции свиноводства, выросли инвестиционные риски для желающих вкладываться в отрасль. Что, опять же, не вписывается в федеральный курс на импортозамещение.

В целом можно делать вывод, что в России, в том числе в Воронежской области, борются со следствием, а не с причиной. По формуле незабвенного Виктора Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Именно в таком ракурсе стоит воспринимать предложение губернатора Алексея Гордеева о том, чтобы на региональном уровне не оказывать помощь владельцам свиней, не зарегистрировавшим своих животных. Хотя очевидно, что при грамотном государственном подходе вполне можно было бы сохранить поголовье у частников и основы крестьянской экономики. Удалось же, например, не допустить экспансию на территорию России вируса Эбола.

Если посмотреть на ситуацию в более глобальном масштабе, то в конечном счете АЧС отражается не только на крестьянской экономике, но и на экономике любой российской семьи. Согласно данным Росстата, в 2014 году мясо и птица в России вдвое опередили официальный уровень инфляции, подорожав на 20%. В частности, отечественный рынок свинины, по информации Юшина, сократился на 13%, что он связывает как раз со вспышкой АЧС в Европе и РФ, а также введением антисанкций со стороны президента Владимира Путина, которые выразились в эмбарго на поставки мяса. Цены на свинину выросли за 2014 год на 50-55%, большим спросом стала пользовать курятина. Так что логично заключить, что африканская чума свиней выгодна крупным ее производителям. Даже если они теряют поголовье, убытки им все равно компенсируются ростом цен.

Остается, пожалуй, добавить, что в отрасли КРС в Воронежской области ситуация более благополучная, несмотря на неприятные инциденты вроде гибели скота у группы «Талекс». Поголовье с начала 2013 года в регионе немного увеличилось - с 421 до 443 тыс. (на 1 декабря). Однако доля КРС у крестьян и фермеров снизилась - с 40% до 36,5%. Для сравнения: в 1970 году в регионе насчитывалось 1,216 млн голов, то есть в три раза больше, чем сейчас. Так что потенциал для импортозамещения есть. Все упирается прежде всего в высокие банковские ставки и недостаточность господдержки.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0