15 января 2025, 18:24
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Последний этап жизненного цикла

27.01.2015 17:31
Работа, проводящаяся на остановленных блоках Нововоронежской АЭС, позволяет накопить опыт, найти решения, которые будут использованы при выводе из эксплуатации других российских АЭС. С 2013 года при станции действует филиал концерна «Росэнергоатом» - «Опытно-демонстрационный инженерный центр» (ОДИЦ) по выводу из эксплуатации. Возглавляет его Алексей Щукин. - При создании ОДИЦ преследовалось несколько основных целей, - говорит Алексей Павлович.

Работа, проводящаяся на остановленных блоках Нововоронежской АЭС, позволяет накопить опыт, найти решения, которые будут использованы при выводе из эксплуатации других российских АЭС. С 2013 года при станции действует филиал концерна «Росэнергоатом» - «Опытно-демонстрационный инженерный центр» (ОДИЦ) по выводу из эксплуатации. Возглавляет его Алексей Щукин.

– При создании ОДИЦ преследовалось несколько основных целей, - говорит Алексей Павлович. - Во-первых, обеспечение серийного вывода энергоблоков атомных станций, где закончился проектный либо продленный срок службы. Во-вторых, разработка и внедрение типовых технологий и оборудования для вывода из эксплуатации. В-третьих, выполнение работ непосредственно на площадке Нововоронежской АЭС по выводу из эксплуатации 1-го и 2-го энергоблоков. Наконец, четвертая основная задача - оказание услуг зарубежным атомным станциям и компаниям, у которых идет процесс вывода из эксплуатации.

Идеология вывода блоков атомных станций из эксплуатации особо не зависит от типа энергоблока, реакторной установки. Да, есть нюансы и особенности по каждому блоку. Тем не менее в основном концепция носит унифицированный характер, она вполне референтна. Поэтому, собственно, и возникла сама возможность создания единого центра по решению этих вопросов для всех энергоблоков концерна «Росэнергоатом».

– Как прошло становление Центра?

– Поскольку Центр создавался практически с нуля, трудности были неизбежны. Но нашу задачу облегчало то, что часть персонала Нововоронежской станции практически в течение 20 лет уже занималась вопросами вывода блоков из эксплуатации. Эти специалисты были переведены в ОДИЦ, и примерно за год нам удалось сформировать ядро коллектива. К нынешнему дню проведены обучение и аттестация персонала.

– В числе приоритетных задач вашего филиала на 2014 год было создание комплекса плазменной переработки радиоактивных отходов. Расскажите, пожалуйста, о работе, проделанной на этом и других объектах ОДИЦ.

– Вплотную к монтажу оборудования комплекса плазменной переработки радиоактивных отходов мы приступили в январе прошлого года. Проект - первый в своем роде, так что трудностей по отдельным решениям было немало. Однако все вопросы решались достаточно оперативно, что позволило нам полностью завершить монтаж основного оборудования, выполнить пусконаладочные работы в объеме, достаточном для ввода комплекса в опытно-промышленную эксплуатацию и приступить к освоению и демонстрации его возможностей как инновационной технологии непосредственно на нововоронежской площадке.

В 2014 году были предприняты и другие важные практические шаги. Так, нам удалось ввести новую установку электрохимической дезактивации металла, которая позволяет очищать радиоактивный металл до уровней, позволяющих использовать его в народном хозяйстве без всяких ограничений. Первые партии «чистого» металла уже получены и сданы на склад для реализации.

В связи с вводом в опытно-промышленную эксплуатацию плазменного комплекса подали в Ростехнадзор всю необходимую документацию. Сейчас она прошла экспертизу, и мы ожидаем изменений в УДЛ, которые позволят работать комплексом на радиоактивных отходах. Пока в соответствии с программой будем работать на чистых отходах, которые по морфологии соответствуют радиоактивным, но не имеют радиоактивного загрязнения. Это первый этап опытно-промышленной эксплуатации комплекса.

– В чем специфика работ по выводу из эксплуатации по сравнению с другими работами на АЭС? Что самое сложное в этом процессе? Какие проблемы пока не поддаются решению?

– Специфика в том, что это последний этап жизненного цикла атомной станции. Естественно, после достаточно длительного процесса эксплуатации накапливается ряд технических проблем, которые требуют решений. Но главное то, что в процессе эксплуатации оборудование получает радиоактивное загрязнение, образуется большое количество радиоактивных продуктов, в том числе и продуктов активации металла, которые по нашим замерам и оценкам переходят в класс высокоактивных радиоактивных отходов. Соответственно, все работы, которые проводятся в зоне контролируемого доступа, не могут быть идентичными тем, которые осуществляются при строительстве энергоблока. Радиационная составляющая выдвигает особые способы демонтажа оборудования, с соблюдением требований радиационной безопасности. Потому приходится создавать и новые технологии, и новое оборудование для демонтажа.

Именно в связи с наличием радиационного фактора сроки реализации проектов по выводу из эксплуатации существенно отличаются от сроков сооружения энергоблоков.

В России пока не создано хранилище радиоактивных отходов, которое предполагает их окончательное захоронение. Это накладывает определенные ограничения на сроки вывода из эксплуатации, на обращение с загрязненным металлом и на другие работы. Надеюсь, уже принятый федеральный закон и действия на уровне госкорпорации позволят нам решить проблему. В чем тут задача концерна? После переработки и достижения соответствия радиоактивных отходов критериям приемлемости отправлять их на окончательное захоронение. Пока этого нет, приходится принимать промежуточные решения - осуществлять кондиционирование радиоактивных отходов на каждом энергоблоке и временное хранение их на площадке атомной станции.

Во всяком случае, правовая и техническая базы для окончательного захоронения РАО созданы - и неплохие. Нерешенные вопросы имеются в сугубо практической плоскости.

В целом все вопросы, возникающие в связи с выводом блоков из эксплуатации, по моему мнению, абсолютно не критичны.

– Насколько актуален для нас мировой опыт?

– Есть страны, которые от нас далеко отстали, в частности Болгария, где сейчас выводятся четыре энергоблока, построенных по нашим проектам. Есть и те, где успешно осуществили вывод из эксплуатации ряда блоков. Германия, например. У них имеются блоки небольшой мощности, доведенные до состояния «зеленой лужайки». Но, в общем-то, идеология вывода блоков одинакова во всех странах. Вопрос только в том, какую лучше технологию применять. Ну и необходимо, конечно, наличие денежных средств.

В принципе, уже сейчас мы способны оказывать международные услуги, что ставит нас в один ряд с теми странами, у которых это направление развивалось гораздо раньше.

– У нас есть свои ноу-хау?

– Да, и мы их будем предлагать. Концерн в лице нашего филиала способен и обязан работать на международном рынке.

– Сколько времени должны в оптимальном варианте занимать подготовка и процесс вывода из эксплуатации? Сколько времени реально займет эта работа на Нововоронежской АЭС и других российских станциях?

– Процедура вывода из эксплуатации состоит из двух этапов: подготовка к выводу и собственно сам вывод.

По подготовке к выводу: до сих пор мы достаточно долго ею занимались, поскольку не имели такого опыта. Сейчас опыт у нас есть, и в дальнейшем, думаю, процесс будет занимать значительно меньше времени. Оптимальный вариант - десять лет, он соответствует всем техническим и физическим закономерностям.

Сам процесс вывода из эксплуатации достаточно сложен и затратен. Минимальный срок этого этапа, по моему мнению, составляет 25 лет. А оптимальный срок мы выберем уже после того, как завершим на практике этот процесс на 1-м и 2-м энергоблоках Нововоронежской АЭС. Думаю, он составит от 30 до 40 лет. Однако технический прогресс не стоит на месте, и как только появятся новые разработки в области демонтажа оборудования, все работы, конечно, можно будет ускорить и сократить затраты на вывод энергоблоков.

– Сможем ли мы получить «зеленую лужайку»?

– В России нет концепции «зеленой лужайки». Есть концепция освобождения из-под регулирующего контроля. То есть, по сути дела, никаких радиоактивных веществ на блоке остаться не должно - только здания и сооружения, которые могут использоваться для других нужд. А если будет принято решение о сооружении какого-либо объекта или нового энергоблока, тогда можно уже ставить вопрос и о сносе зданий.

– Как сегодня решаются вопросы с финансированием вывода блоков из эксплуатации и подготовкой кадров для этих работ?

– Финансовые вопросы в принципе решены с выходом постановления правительства № 68. В соответствии с ним создан резерв для выполнения работ по выводу из эксплуатации. Сначала были небольшие отчисления. Потом мы обосновали другие проценты. И сейчас от каждого киловатта, вырабатываемого АЭС, поступают средства, которые аккумулируются и расходуются на совершенно конкретные цели.

С кадрами сложнее. Пришло время готовить специализированные кадры для работ по выводу из эксплуатации. В частности, целесообразно было бы создать кафедру или специализацию для подготовки такого персонала в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ».

У нас в филиале, кстати, мы создали небольшое направление по подготовке специалистов - Информационно-демонстрационный учебный центр. Он находится пока в процессе становления. Готовим программу развития этого направления, готовим обучающие материалы. Квалификация персонала, работающего на выводе из эксплуатации, должна быть не ниже той, которую имеют в отрасли оперативный или ремонтный персонал.

– Каковы ближайшие и перспективные планы ОДИЦ?

– Ближайшая задача, задача 2015 года - конечно же, освоение проектной мощности комплекса плазменной переработки РАО с демонстрацией всех его возможностей.

В перспективных наших планах - два основных направления. Во-первых, активное участие в разработке проектов вывода из эксплуатации других энергоблоков концерна. Возможно, мы будем выполнять и некоторые работы, связанные с внедрением установок по переработке радиоактивных отходов, по дезактивации - в том числе и на действующих блоках. Во-вторых, как я уже сказал, - выход на международный рынок. Это крайне важно с точки зрения экономики. Оказывая услуги на международном рынке, можно зарабатывать средства для решения вопросов по выводу энергоблоков из эксплуатации здесь, в России.

Валерий Кузнецов
Воронежский курьер, №6, 27 января 2015 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0