Позволит ли «кладбищенская мафия» реорганизовать Александру Гусеву МУП «Спецкомбинат»?
В ближайшую среду депутаты Воронежской городской Думы вновь рассмотрят предложение главы Воронежа Александра Гусева о реорганизации МУП «Комбинат специализированного обслуживания». Получится ли в итоге у градоначальника выполнить требования антимонопольного законодательства и разделить административные и коммерческие функции предприятия?
Ряд знакомых с темой источников говорят, что не факт: так называемая «кладбищенская мафия» имеет свое представительство и в Думе, поэтому мэру можно ждать очень серьезного противостояния.
Пытаться навести порядок на воронежских погостах Александр Викторович начал буквально сразу после своего избрания мэром Воронежа. После беглой проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия был убран с поста его директор Алексей Катцын, руководивший МУПом в течение 22 лет. Последующая проверка Контрольно-счетной палаты выявила, что за эти годы муниципальное предприятие стало буквально семейным бизнесом Катцыных, возле которого «кормился» целый ряд людей и коммерческих организаций.
Так, по словам руководителя КСП Елены Литвинчук, директором частного ООО «Городское похоронное бюро «Ритуал-сервис» (оказывавшего МУПу, в частности, услуги по VIP-погребению) до начала апреля прошлого года числился специалист по кадрам спецкомбината Юрий Докучаев. В ООО «Энтада», являвшимся одним из поставщиков продукции для нужд МУПа, в числе учредителей на момент проверки значилась Марина Катцына – дочь экс-директора спецкомбината.
Гранитный камень комбинату поставляло ООО «Мемориал-сервис», где учредителями были также сотрудники МУПа: заведующая юротделом Евгения Гончарова, бухгалтер-кассир Ольга Серикова и замдиректора по экономике и маркетингу Инна Хмелева. Водитель МУПа Алексей Поляков вместе с сыном экс-руководителя Юрием Катцыным организовал ООО «Ритуал», которое арендовало помещение для производства венков площадью более 300 кв.м всего за 63 тыс. руб.
Понятно, что такая картина не могла радовать нового мэра, сразу провозгласившего курс на эффективность. Уже во время проверки КСП все сомнительные договоры с частными компаниями новым руководством МУПа были расторгнуты. Впрочем, отдельным персонам, привыкшим строить свой бизнес вокруг муниципальных кладбищ, это пришлось не по нутру. Поэтому инициативы Александра Гусева и нового директора «Спецкомбината» Андрея Хаустова сразу натолкнулись на противодействия неизвестных (а иногда – очень даже известных) личностей.
Сначала с Андреем Викторовичем пытались договориться «по-хорошему». Не получилось. Потом пошли в дело угрозы, которые также не возымели никакого действия. А в середине июня прошлого года возле входа в принадлежащий МУПу магазин-салон ритуальных принадлежностей прогремел взрыв.
Уголовное дело было возбуждено по пункту «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ – «Хулиганство». Однако многочисленные экспертизы отчасти опровергли этот факт. Выяснилось, что стреляли из подствольного гранатомета ПГ-25К «Костер», который может работать, только будучи закрепленным на автоматическом оружии. Следовательно, «хулиганство» – довольно мягкое определение для действий человека, гуляющего по городу с армейским вооружением и свободно его использующим. Учитывая, что стремлением стрелявшего было понуждение должностного лица на совершение неправомерных действий, речь впору вести о другой статье – «Террористический акт».
С тех пор уже прошло более полугода. На воронежских погостах, вроде, стрелять перестали, однако это совсем не значит, что «кладбищенская мафия» утихла. Она развязала иную войну – информационную: используя некоторые подконтрольные интернет-ресурсы, проплаченные ею журналисты стали отслеживать каждый шаг главы города, разбивая любую его инициативу в пух и прах. Стоит ли говорить, что воронежские кладбища и в целом деятельность МУП «Спецкомбинат» с этого момента изучалась ими едва ли не под микроскопом. Плюс – организовывались многочисленные провокации.
Компании, аффилированные с бывшим руководством комбината, стали предлагать родственникам умерших места на закрытых кладбищах. Отказывать в таких захоронениях пришлось уже руководству «Спецкомбината», что погнало волну недовольства. «Черные агенты» из коммерческих контор, прибывающие к родственникам покойных по звонку участкового или врача «скорой помощи», стали представляться работниками МУПа – буквально обирая людей до нитки, они порождали тем самым еще одну волну недовольства предприятием. Стала распространяться информация о якобы готовящейся приватизации самих кладбищ, хотя и мэр Александр Гусев, и губернатор Алексей Гордеев неоднократно заявляли, что ни о какой продаже кладбищ частникам даже речи не может идти.
При этом ряд противников реформ, прежде находившихся в тени, не постеснялись назвать свои фамилии. Семья Катцыных, экс-депутат облдумы Андрей Зоткин, нынешние депутаты городской Думы Галина Кудрявцева и Федор Ковалев. С Катцыными, впрочем, все понятно: свой бизнес-интерес эти люди не скрывали никогда. Говорят, в ходе расследования уголовного дела по факту взрыва вскрылась информация о якобы имевшем место коммерческом участии в деятельности частных похоронных бюро и других личностей. Сейчас эту информацию проверяют правоохранители.
Остается только догадываться, сколько пока еще не вскрытых, но известных воронежцам фамилий может иметься в недрах различных структур. Как раз они-то костьми лягут, лишь бы не позволить Александру Гусеву провести реформы, необходимые для эффективной работы городского хозяйства. Не исключено, что какие-то из них вскроются в ходе ближайшей сессии гордумы, если вопрос о реорганизации «Спецкомбината» будет вынесен на рассмотрение вновь.
Валерий Скворцов
Время Воронежа, 26 января 2015 года, 18:27.