Двухмандатных коллег ожидают электоральные ссоры
Городская Дума утвердила новую систему выборов в Воронежский парламент, принцип формирования депутатского корпуса претерпел существенные изменения. Для избирателя они выразятся в том, что кроме голосования за конкретных кандидатов они будут ставить галочку еще и напротив списка той партии, которой отдадут свое предпочтение. А вот кандидатам новая система обещает принципиально иной подход в организации своих избирательных кампаний.
Чем были хороши двухмандатные округа? Кандидаты могли объединяться в пары, «скидываясь» своими предвыборными ресурсами. Не по любви складывались такие парочки, а по холодному расчету, но так оно и верней. У одного кандидата, скажем, есть доступ в массы, но финансы прихрамывают, а у другого как раз наоборот – денег куры не клюют, да вот незадача – безумно далек от народа. А сойдутся два таких одиночества, и вместе они уже сила. Опять же расталкивать конкурентов четырьмя локтями куда эффективнее, чем двумя. Некоторые выборные альянсы получились покрепче иных семей: правильно все же говорят, что брак по расчету крепче, чем по любви.
Подсели на значок
Нынешняя система ставит на предвыборных альянсах жирный крест. Новые округа будут одномандатными, так что тут и любви конец, и расчету крышка. Территориальные границы округов тоже претерпели изменения, отчего некоторые депутаты пришли в шоковое состояние: стоило столько лет окучивать территорию, тратить на нее драгоценное время и ресурсы, если в итоге она окажется чужой?
Территориально ущемленные депутаты вынуждены теперь завоевывать симпатии совершенно постороннего электората и вздрагивать от каждого шороха на избранном участке – а вдруг на него покушается кто-то еще? А покушаться будут, и теперь уже никто не станет искать у других претендентов дружбы-товарищества. Жестокий бой – отныне это единственная форма общения между будущими соискателями мандатов, если они сойдутся на одной территории.
В депутатском статусе есть своя наркотическая составляющая. Отмотав один срок в Думе, подавляющее большинство депутатов «подсаживаются на значок» и стремятся продлить удовольствие еще на один срок, потом еще… А теперь выясняется, что на 36 ныне действующих законодателей остается всего 24 округа. Кто-то будет стремиться попасть в партийный список, но с этим тоже не все так просто. Про борьбу за попадание в списки самой главной партии ходят легенды. Жаль на этакий финансовый армрестлинг не пускают публику – вот бы посмотреть бой не на руках, а на кошельках. Ну а те, кого не пустили в партию, выйдут в поле сражаться. И с теми, кто уже носит значок, и с теми, кто только хочет его получить.
Непарламентские методы
Методы предвыборной борьбы в Воронеже не претерпевают никаких изменений, они одни и те же на протяжении уже многих лет. Каждый кандидат говорит о честной борьбе, о конкуренции позиций и неприятии черного пиара. Но каждый избирательный округ перед выборами – это мерзкая сливная яма, куда почти все кандидаты (за редкими, но имеющимися в городе исключениями) привносят свою дурно пахнущую кучку.
Уровень информационных помоев, которыми обычно перед выборами наводняется Воронеж, на сей раз будет особенно высок. По мере своего воздействия на избирательские умы это будет бедствие последнего уровня опасности. Ох и припомнят же каждому депутату! И не только уголовные дела, но и куда менее громкие делишки. Думается, парламентская лексика будет исключена из языка следующих парламентских выборов. На них бывшие коллеги будут либо бить друг друга точечно кулаком в глаз, либо обмазывать нечистотами исподтишка, инкогнито. Это уж кому как по комплекции сподручнее.
Многие из наших местных политиков к этой борьбе пока не готовы. Разленились они, разнежились на своих тучных округах, одряхлели мускулами, потеряли бдительность в своих приятных и безопасных тандемах. Пора наращивать форму, оттачивать удар. А то ведь избиратели, они коварные: слабым могут удовольствие и не продлить.
Алла Холденко
Московский комсомолец в Воронеже, 4 февраля 2015 года.