Воронеж. 05.02.2015. ABIREG.RU – За время реализации правительственной реформы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» совместно с региональными властями не сумело разработать эффективных мер по сокращению убыточности пассажирских перевозок в пригородном сообщении, следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой РФ. В частности, монополия не передала дочерним структурам (ППК «Черноземье», Центральная ППК и другим) мотор-вагонные подвижные составы и мотор-вагонные депо, на аренду которых в 2012-2014 годах пришлось до 80% расходов этих структур.
Таким образом, контрольный орган посчитал, что значительные убытки пригородных компаний, в конечном счете ставшие причиной массового сокращения электричек, были обусловлены необходимостью платить за пользование подвижным составом по договорам с «РЖД».
Между тем в монополии придерживаются иной точки зрения. По информации железнодорожников, компания «неоднократно обращалась к субъектам РФ с предложением по увеличению уставного капитала дочерних структур на паритетной основе путем наделения их имуществом (в том числе подвижным составом и депо)». Однако никаких конкретных результатов в этом направлении достичь не удалось, поскольку «у субъектов нет возможности внести в уставный капитал денежную сумму, необходимую для сохранения долей в уставном капитале».
По информации Счетной палаты, все это в 2013 году привело к убыточности 19 из 25 пригородных пассажирских компаний. При этом прибыльными оказались лишь три, а совокупный объем убытков составил 6,5 млрд рублей. Максимальная убыточность зафиксирована в деятельности ППК «Черноземье» - 1,3 млрд рублей, почти в три раза больше доходов.
Аудитор также пришел к выводу о необходимости пересмотра системы регулирования тарифов на пассажирские перевозки, поскольку регионы, выступающие заказчиком пригородного железнодорожного сообщения, не имеют возможности перепроверить тарифную составляющую расходов пригородных компаний.
Напомним, что власти черноземных регионов не раз выступали с критикой в адрес «РЖД» и высказывали сомнения по поводу «прозрачности расчетов» ее дочерних структур.
К слову, за минувшие два месяца монополия провела массовое сокращение маршрутной сети во многих регионах страны. В ряде субъектов пригородное железнодорожное сообщение было прекращено полностью. Обострение ситуации стало поводом для критики со стороны президента России Владимира Путина. Он потребовал от Минтранса «немедленно» восстановить сокращенные пригородные железнодорожные маршруты, которые массово отменялись структурами «РЖД» по всей стране, в том числе в Черноземье.
Напомним, что причиной разногласий региональных властей и пригородных пассажирских компаний уже в течение нескольких лет является объем субсидирования выпавших доходов последних. Речь идет о разнице между установленным государством тарифом и реальными затратами перевозчиков. Согласно действующему законодательству, эта разницу компаниям должен возмещать субъект, на территории которого осуществляются пригородные перевозки. Субсидии, соответственно, должны быть заложены в местный бюджет. Однако, как отмечают железнодорожники, объем возмещения выпавших доходов, который предлагают региональные власти, не соответствует размерам заявленной маршрутной сети. В свою очередь, в ряде регионов власти сомневаются в прозрачности расчетов пригородных компаний, из-за чего отказываются компенсировать затраты на перевозки в том объеме, который заявлен железнодорожниками.