Воронеж. 05.02.2015. ABIREG.RU – Требование президента РФ Владимира Путина «немедленно» восстановить отмененные электрички является временным выходом из сложившейся ситуации и в перспективе не снимает острых противоречий между дочерними структурами ОАО «РЖД» (ППК «Черноземье» и Центральная ППК) и властями регионов Черноземья, считает близкий к рынку пригородных железнодорожных перевозок эксперт.
«Пока мы не увидели никаких механизмов или конкретных решений. Более того, главная проблема – высокая себестоимость услуг «РЖД» – даже не обсуждалась. Как разорвать порочный круг дорогостоящей аренды подвижного состава? На фоне этой проблемы вопросы инфраструктуры, НДС и прочего являются вторичными», - отметил собеседник агентства.
По его словам, в сложившейся ситуации экстренное восстановление отмененных пригородных составов не изменит риторики «РЖД»: за электрички все равно придется платить в полном объеме. Восстановление маршрутов, скорее всего, будет проходить в виде включения в региональный заказ на транспортное обслуживание, то есть монополия по-прежнему будет требовать оплаты своих услуг.
«Вероятно, федеральному бюджету придется выделить очень значительный объем средств на покрытие выпадающих доходов «РЖД». Вчера же никто не сказал железнодорожникам снижать себестоимость, правильно? Значит, нагрузка ляжет на бюджет. Более того, Дмитрий Песков сегодня заявил, что электрички – это вопрос исключительно регионов и «РЖД», а никак не правительства. Очевидно: каких-то глобальных изменений во взаимоотношениях конфликтующих сторон ждать не стоит. А как они друг к другу относятся – все прекрасно знают», - подчеркнул эксперт.
Напомним, что обострившаяся ситуация вокруг массовой отмены электричек во многих регионах спровоцировала острую критику со стороны президента России Владимира Путина. В частности, 4 февраля он потребовал от Минтранса «немедленно» восстановить сокращенные пригородные железнодорожные маршруты. По словам господина Путина, пригородное сообщение «должно быть восстановлено немедленно», не дожидаясь формальных решений, в том числе от парламента и правительства. Кроме того, регионы должны предоставить «РЖД» «соответствующие гарантии» решения проблемы.
За два последних месяца структуры «РЖД» провели массовое сокращение маршрутной сети в макрорегионе. Так, в декабре прошлого года ППК «Черноземье» отменила более 40 электричек, а в начале января сокращению подверглись еще 20 составов. Более того, к концу месяца в компании заявили о ликвидации еще девяти маршрутов. Также подконтрольная железнодорожной монополии Центральная ППК в начале января отменила 24 электрички в регионах черноземного присутствия (в Орловской и Курской областях). А заключенные компаниями договоры транспортного обслуживания на 2015 год еще сильнее сократили количество курсирующих по территории Черноземья электричек: в Тамбовской области их стало меньше на 10 поездов, в Курской – на 15. Таким образом, за последние два месяца макрорегион лишился более ста пригородных составов.