Секрет успешного бизнеса, по мнению генерального директора Группы компаний «Логус», члена гражданского собрания «Лидер» Игоря Алименко, заключается в точном расчете и исключительном балансе всех составляющих дела. Именно такой подход позволил ему за 10 лет вывести свою компанию на высокие позиции и стать успешным бизнесменом.
Журнал PULSE встретился с Игорем Анатольевичем и узнал, как изменился бизнес за эти годы, что такое современное сельское хозяйство и какова роль коллектива в успешном предприятии.
Вы часто говорите, что история Вашего предприятия — это история трудолюбия, целеустремленности, выдержки работников, а также верно выбранной стратегии развития. В чем она заключается?
Игорь Алименко: До того, как у меня появился сегодняшний бизнес, я служил в армии, работал на заводе «Полюс», пробовал себя в коммерции, в рекламе. Однако в 2002 году я пришел к осознанию, что бизнес — это сложное и серьезное дело, и надо выбирать ту сферу, которая для меня представляет интерес и останется стратегически важной через 20, 30 и 50 лет. В 2003 году мы с партнером провели серьезное исследование состояния дел с реализацией овощей и фруктов, и в рамках этой работы дополнительно выявили дефицит в производственных помещений складского типа, отсутствие услуги хранения для поставщиков, а готовность Сбербанка предоставить кредит и подтолкнула нас на строительство первого в Воронежской области логистического центра.
Параллельно мы стартовали с бизнесом по приобретению, фасовке и поставке в розничные сети овощей и фруктов. Но уже в конце 2005 года пришло понимание, что без собственного производства это дело не перспективное. Так мы пришли в сельское хозяйство.
То, чем Вы занимались до создания «Логус», помогает Вам сейчас?
ИА: Конечно! И служба в армии, и работа в комсомоле сделали меня более ответственным, дисциплинированным и собранным. Это была настоящая школа жизни, которая многому научила. Например, мне, третьекурснику-стройотрядовцу, приходилось руководить строительством объектов - в моем подчинении было 7 бойцов, 7 тракторов, 6 машин. В памяти остался случай: к нам приехал первый секретарь райкома партии и попросил оказать помощь - горел шинный завод. Людей катастрофически не хватало. И вот ночью 800 студентов подняли и направили на ликвидацию последствий пожара. Порой было тяжело, но интересно. Все это помогло сформировать мой характер, получить бесценный опыт организации и управления.
Вы родом из Сибири. Что Вас привело в Воронеж?
ИА: Я родился в деревне, родом из которой один из величайших ученых, имеющий прямое отношение к космосу, — Михаил Янгель. Когда учился в школе, к нам часто приезжали известные космонавты. А так как я был активистом и знаменосцем школы, то имел кое-какие привилегии, и меня приглашали на подобные встречи. Именно это сформировало во мне желание связать свою жизнь с космосом и авиацией, и таким образом я оказался в Воронеже, поступив на авиационный факультет Воронежского политехнического института.
2004 год — это своеобразная веха в Вашей судьбе -создано ООО «Логус». Что изменилось с тех пор?
ИА: Однозначно, бизнес стал более системным. Многие современные передовые компании автоматизируют производство, совершенствуют подходы к управлению. Если тогда слова «менеджмент», «маркетинг» и другие термины казались странными и даже немного вражескими, то сейчас это абсолютно нормальные понятия, без которых трудно обойтись.
Управление бизнесом — это наука, и ни одна компания не достигнет успеха без внедрения современных на данный момент времени процессов. Это доказывают истории всех западных успешных предприятий — Ford, Mercedes, Airbus, Shell, BP. Во всех этих компаниях есть своя формула правильного управления. Но их объединяет одно - понимание того, что если нет планирования, учета и контроля бизнес-планов, нет достижений на каждом этапе, то масштабного успешного бизнеса построить не получится. Примитивный бизнес возможен на уровне обувной мастерской, когда обувщик понимает, что для него заработок в 2-3 тысячи рублей в день — это нормально. Но крупный бизнес так строиться не может.
В 2004 году такого понимания у нас тоже не было, и надо сказать «спасибо» банкам за то, что для получения кредитов они сподвигли предпринимателей создавать бизнес-планы, рассчитывать все наперед. Это, несомненно, помогло сформировать системный подход.
На данный момент Вы полностью посвятили себя сельскому хозяйству. Что сегодня происходит в этой сфере? Какие позитивные и негативные моменты могли бы отметить?
ИА: Развал экономики страны в 90-х годах привел к тому, что сельхозпредприятия были вынуждены заниматься простейшим аграрным производством — выращиванием зерновых и подсолнечника. Трудоемкое производство, такое как садоводство, овощеводство, переработка, было отодвинуто в сторону, поскольку на него просто не хватало ни сил ни средств. Процесс строился примерно так: сегодня кое-как посеять, завтра собрать, что Бог послал. В начале 2000-х в сельское хозяйство пришли другие менеджеры. Они понимали, что аграрный бизнес — это точные технологии, и чтобы добиться успеха, надо четко соблюдать формулу технологических карт, рассчитывать точное количество удобрения. Кроме того, важно знать, что земля не терпит ошибок, к ней надо относиться особенно — лелеять, любить, правильно обрабатывать. Как только люди начали это осознавать, стали появляться успешные компании. Они потянули за собой соседей, пришла конкуренция. Те бизнесмены, которые хотели добиться успеха, перенимали опыт у западных стран, которые многого добились за последние сто лет. Я, например, проехал всю Европу: Германию, Францию, Голландию, Бельгию.
Постепенно аграрный сектор стал получать поддержку и от государства. Появилась политика субсидий, которая сегодня меняется в лучшую сторону. Правительство начинает понимать, что нельзя помогать всем - деньги надо давать тем, кто может ими правильно распорядиться. Ярким примером является решение нашего губернатора оказать поддержку и дать новый виток развития отечественной мясной отрасли, в результате: успешно реализованы такие проекты как ООО «Заречное», ООО «АПК Агроэко», совхоз «Вишневский», суммарная проектная мощность которых составляет свыше 100,0 тысяч тонн мяса в год.
Вообще, сельское хозяйство — это богатейшая сфера деятельности! Посмотрите, мы же буквально ходим по золоту, по земле, надо только его немного отмыть и заставить работать. Это уже давно поняли в Голландии, когда в 40 е годы страна буквально отвоевала у моря 170 тысяч гектаров земли, намыла себе территорию, которая сегодня приносит ей почти половину бюджета!
Сегодняшний тренд в России — импортозамещение. Работает ли уже эта стратегия в аграрной сфере?
ИА: Если честно, пока она не показала свои плоды. Но это очевидно — не так то просто взять и в одночасье изменить то, что было на протяжении всех последних лет. Пока мы все закупаем за рубежом — технику, запчасти, удобрения, семена. Там все это поставлено на поток, опробовано десятилетиями и отвечает высоким стандартам качества.
С российским производством все сложнее. В Воронежской области есть, например, институт сахарной свеклы. Там создают отечественные гибриды, но мы их редко найдем на полях. Почему? Потому что все годы было проще купить семена за рубежом, а не создавать свои. Но я надеюсь, что санкции позволят исправить эту ситуацию.
Сегодня в России очень популярен тренд эко-еды. По-Вашему, это миф для выкачивания денег у покупателей или реальность?
ИА: Я уверен, что в промышленных масштабах говорить об эко-еде в настоящее время нет никакого смысла. Ее просто не может быть. Сегодня аграрные технологии не позволяют выращивать «чистый» продукт. Например, семена сахарной свеклы уже изначально находятся в особой химической оболочке, поэтому о экологичности говорить сложно. Даже если аграрии захотят сделать эко-продукт, им потребуется не менее 10 лет для того, чтобы только очистить землю от разных минеральных удобрений и химикатов. Никто не может себе этого позволить. Другой вопрос, что химия химии рознь. Мы, например, работаем с европейскими производителями, которые поставляют нам средства защиты растений с периодом распада в 20 суток. Это значит, что уже меньше чем через месяц можно спокойно употреблять продукт в пищу. Но такие вещества используют далеко не все компании в силу их дороговизны и предпочитают гербициды и пестициды низкого качества, где период распада доходит до 300 суток! Как вы думаете, можно ли есть такие продукты? Другое дело, маленькие хозяйства. В них производство эко-продуктов возможно, правда, если они действительно не используют химические средства защиты, вручную убирают вредителей и борются с сорняками при помощи тяпок.
В копилке Ваших достижений - 6 золотых медалей Российской агропромышленной выставки «Золотая осень», серебряная медаль IV Воронежского агропромышленного форума, а в 2014 году компания признана лучшей по итогам районного экономического соревнования среди предприятий АПК в Новоусманском районе. И это только малая часть наград. Что Вы чувствуете, получая их?
ИА: Все эти дипломы и медали - не просто картинки, которые можно повестить на стену. Это реальное признание труда людей, успеха всего коллектива и формирование имиджа компании.
Есть ли у Вас формула успеха?
ИА: Да, это - баланс и расчет. Мой принцип заключается в балансе отношений с инвесторами, в балансе средств и ресурсов - технических, производственных, кадровых. И, конечно, четкий расчет всех составляющих.
Известный американский бизнесмен Ричард Бренсон говорит о том, что его компания полностью ориентирована на сотрудников. Доволен сотрудник — довольны и клиенты. А какой приоритет у Вас?
ИА: Без лишней патетики скажу то, что коллектив — это «мое все». Без него я один ничего не сделаю. Да, я руководитель, но должны быть люди, которые воплотят все идеи в жизнь и внесут что-то новое. Поэтому, несомненно, самое ценное в любой компании — это человеческий ресурс, который должен быть в балансе с остальными факторами успешного дела: финансы, техника, интеллект и недвижимость.
Как Вы выбираете сотрудников?
ИА: Когда мы только начинали свою деятельность, у нас не было особых критериев отбора персонала. Сейчас же подход стал более выборочным, однако при любом подходе главное, чтобы человек был грамотным, честным и трудолюбивым. Сегодня я хотел бы отметить, что часто люди сами с удовольствием идут к нам на работу, зная, что мы надежная компания. У нас стабильная высокая зарплата, удобные условия труда, передовая техника. Это повод гордиться собой, так как мы шли к этому не один год.
Политика нашей компании - не экономить на специалистах. Мы создаем оптимальные условия труда для своих сотрудников - у нас есть система льготного питания, доставка служебным транспортом, премирование по итогам сезона. Мы организуем различные курсы по переквалификации имеющихся работников, сотрудничаем с вузами, многие наши сотрудники - выпускники Воронежского государственного аграрного университета. Кроме того, на базе «Логус-агро» создан филиал кафедры мелиорации, водоснабжения и геодезии. Мы направляем и оплачиваем обучение наших специалистов в Бизнес-школе Российского высшего аграрного университета (МСХА им. К.А. Тимирязева).
Насколько сегодня работа в аграрном секторе востребована у молодежи?
ИА: У нас работает достаточно много молодых специалистов. К счастью, сегодня к молодежи приходит понимание, что не все могут быть экономистами и юристами. Мы, в свою очередь, меняем стереотипы и на деле показываем, что сельское хозяйство — это престижная работа. Например, труд механизатора стал абсолютно другим! Современный комбайн — это машина с удобной кабиной, кондиционером, монитором, несколькими видеокамерами. Это, можно сказать, Мерседес! На дороге престижно управлять Мерседесом, а на поле — немецким Холмером. Кому не захочется работать в таких условиях? Да еще и когда зарплата в сезон составляет около 40-60 тысяч рублей в месяц.
Мы гордимся успехами наших сотрудников, искренне радуемся когда их труд получает высокую оценку на районном, региональном и российском уровне.
Вы строгий руководитель?
ИА: К сожалению, нет. Иногда даже слишком добрый, и мои сотрудники часто этим пользуются. Я считаю, что руководитель не должен быть узурпатором. Он должен иметь баланс доброты, порядочности и жесткости. Это сложно, но надо понимать, что, например, наказания сотрудников — это неотъемлемая функция начальника, который в то же время должен отмечать и их успехи.
Как Вы считаете, совместимы ли бизнес и дружба?
ИА: Да, если бизнес построен на прямых прозрачных отношениях. В жизни между бизнесменами бывает много ситуаций, но что бы ни случилось, надо всегда оставаться честными друг с другом.
Кто из воронежских бизнесменов Вам импонирует сегодня?
ИА: В нашем городе есть много людей, чьи примеры меня вдохновляют. Например, я очень уважаю Геннадия Чернушкина, Аркадия Пономарева, Сергея Лукина, которые прошли непростой путь и выстроили прибыльный бизнес. Мне импонирует Эдуард Краснов, который с успехом совмещает несколько видов бизнеса.
Я очень уважаю Александра Князева, агрария от Бога, который достигает результатов, фантастических даже для Европы. Сергей Ниценко, Антон Пермяков, Александр Светланов — все эти люди профессионалы и заслуживают большого уважения.
Вы являетесь участником гражданского собрания «Лидер». Что Вам дает это членство?
ИА: Во-первых, общение. Алексей Васильевич Гордеев высказал всем участникам собрания свое доверие и пригласил к диалогу. Во-вторых, мы участвуем в решении городских и областных проблем, разрабатываем новые проекты, взаимодействуем с властью. В - третьих, благодаря «Лидеру», я узнал много интересных людей, как среди воронежских бизнесменов, так и российских, зарубежных, которые приезжают к нам и делятся своим опытом.
Вы — депутат Воронежской областной думы. Что Вам больше нравится — политика или бизнес?
ИА: Конечно, бизнес. Для меня политика — это некая условно общественная нагрузка. Признаюсь, я никогда не думал, что окажусь в ней. Но однажды мне сказали, что, если мы хотим в Воронежской области сформировать ту политическую команду, которая позволит делать правильные решения и закреплять их законодательно, я должен иметь возможность влиять на эти процессы, т.к. законы должны принимать те люди, которые имеют непосредственный опыт в той или иной сфере, и нельзя забывать про интересы граждан.
Где Вы черпаете энергию?
ИА: В работе, в людях, в знаниях, в Думе, в «Лидере». Я заряжаюсь энергией от людей - фанатов своего дела.
Какую роль в Вашей жизни играет семья?
ИА: Очень большую. Моя супруга — мой самый большой друг. Дочь и две внучки — мои отдушины, тихая заводь.
Ваша жена также руководит бизнесом. Насколько сложно жить с начальником?
ИА: Знаете, неважно, чем занимается любимый человек — она может быть пианисткой, домохозяйкой или известной бизнес-леди. Главное, понимать друг друга и не перегружать своими проблемами. Семья — это не бизнес, а взаимоотношения мужчины и женщины, их родственников.
Как Вы предпочитаете отдыхать?
ИА: Один-два раза в год я езжу на термальные источники. Недавно, например, вернулся из Кисловодска, где с удовольствием провел отпуск со всей семьей. Мне очень нравится это место: великолепные пейзажи, полезная вода, чистейший воздух, источник силы и бодрости на весь год.
Ольга Шелевахо
Pulse, №120, февраль, 2015.