Воронеж. 12.02.2015. ABIREG.RU – Аналитика – В 2011 году суд Семилукского района Воронежской области закрыл самый большой в регионе полигон по обращению с отходами, принадлежащий МКП «ПООО». Объект, по мнению прокуратуры, нес угрозу здоровью населения и причинял вред окружающей среде. С тех пор полигон находился на так называемой стабилизации в ожидании своего главного мероприятия – рекультивации.
Принадлежащий МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» полигон ТБО был запущено в эксплуатацию в 1993 году недостроенным, без положительного заключения экологической экспертизы. Общая площадь объекта – 38,8 га. Полигон в скором времени стал главной свалкой почти миллионного города, что уже через несколько лет привело к его переполнению. Срок эксплуатации истек фактически уже в 2000 году. Однако предприятие продолжало работать еще 11 лет, принимая каждый день сотни машин. Причем городская администрация, прокуратура и суд практически единогласно говорили о том, что полигон нужно поскорее закрыть. Пока утрясали бюрократические процедуры, окружающей среде был нанесен существенный ущерб.
«Переполнение полигона МКП «ПООО» и его негативное влияние на подземные водные горизонты – это факт, его нельзя отрицать, да никто и не отрицает», - говорил тогда директор МКП «ПООО» Юрий Моргунов.
В итоге общее количество захороненных отходов превысило проектную вместимость полигона более чем в два раза.
Семилукский районный суд, постановив закрыть проблемный полигон ТБО, также предписал провести его рекультивацию.
Рекультивация полигонов подразумевает комплекс природоохранных и инженерно-технических мероприятий, направленных на восстановление территорий, занятых под полигон, с целью дальнейшего их использования. Отметим, что учредителем МКП «ПООО» является администрация города и, соответственно, несет за него полную ответственность.
«Согласно инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для ТБО, рекультивация проходит в два этапа: технический этап – 2,1 года, биологический – четыре года», - говорится в определении Семилукского районного суда.
До момента начала технического этапа участок полигона должен находиться на стадии стабилизации не менее двух лет, в связи с чем суд дал отсрочку мероприятиям в части рекультивации до 31 декабря 2014 года. По окончании проведения работ по рекультивации объект передается собственнику земельного участка.
По информации мэрии, в настоящее время вопрос согласования проекта рекультивации все еще находится в стадии решения.
«Определить точные сроки реализации этапов рекультивации не представляется возможным. В настоящее время продолжается этап стабилизации закрытого полигона, как и предусмотрено действующими нормативными документами», - рассказали в мэрии.
В данный момент на полигоне проходят процессы упрочения свалочного грунта, достижения им устойчивого состояния. В мэрии подчеркнули, что сроки процесса стабилизации индивидуальны, обусловливаются режимом его формирования в ходе эксплуатации, климатическими особенностями, конечной целью процесса рекультивации и могут составлять от двух до 10 лет для климатической зоны, в которой располагается Воронежская область.
По информации мэрии, в соответствии с трехсторонним соглашением, заключенным правительством Воронежской области, администрацией городского округа город Воронеж и ООО «Каскад», последнее участвовало в подготовительном этапе рекультивации и выражает готовность к дальнейшему участию в ее проведении.
Любопытно, что, согласно муниципальной программе «Охрана окружающей среды», финансирование проекта рекультивации по строкам «городской, областной или федеральный бюджет» отсутствует. Однако программа предусматривает использование внебюджетных источников, на текущий год запланирована сумма в размере 160 млн рублей.
Отметим, что, по мнению директора ВРОО «Центр экологической политики» Натальи Ветер, муниципальный полигон продолжает нести серьезную экологическую угрозу окружающей среде.
«Происходит загрязнение подземных и поверхностных вод, а также близлежащих земель. Этот полигон – бомба замедленного действия. А может, уже и не замедленного. С учетом нынешней финансовой ограниченности там, скорее всего, просто все засыплют землей, а отходы вряд ли будут изыматься», - рассказала Наталья Ветер.
С мнением госпожи Ветер относительно вреда окружающей среде солидарен и руководитель регионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Воронежской области Виктор Ступин: «Мы мониторим ситуацию с полигоном, там действительно имеет место загрязнение подземных вод. Насколько мне известно, мэрия прорабатывает вопрос с полигоном с учетом текущей экономической ситуации. Существующие методы рекультивации подразумевают завоз грунта, а также возможную высадку зеленых насаждений. Хотя мне известны случаи, когда на бывших полигонах возводят жилищные комплексы. Видимо санитарное состояние устраивает таких строителей».
Отметим, что подобную программу рекультивации проблемного полигона несколько лет назад начала реализовывать липецкая администрация. Речь о ТБО «Венера», на котором в течение 40 лет происходило складирование отходов. Выходом стало утверждение мэрией городской целевой программы на 2010-2012 годы, в соответствии с которой из городской казны выделялись средства на рекультивацию загрязненного участка. Обязанности при реализации программы были возложены на департамент жилищно-коммунального хозяйства Липецка. Липецкие власти решили засыпать полигон плодородным черноземом, а также высадить деревья и кустарники. Согласно сообщению компании «ЭкоПром-Липецк», мониторинг «Венеры» показал, что «по основным загрязняющим компонентам концентрации держатся примерно на одном уровне и не превышают установленные нормативы».
Как показывает практика, в случае оптимизации бюджетных расходов статьи по экологии – одни из первых, попадающих «под расстрел». Очевидно, что нынешние финансовые реалии воронежской администрации далеки от идеальных: в городе полно проблем, требующих немедленных многомиллионных трат. Однако законсервированный полигон, несущий в себе серьезную угрозу, никуда со временем не денется. Остается надеяться, что власти все-таки найдут необходимое финансирование и последуют примеру своих коллег из Липецка.