Липецк. 12.02.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Мэр Липецка Михаил Гулевский рассказал «Абирегу», как он относится к рейтингам, о том, что его родители были не очень довольны его карьерой, и о том, что он заимствует в других странах мира, чтобы сделать Липецк похожим на лучшие заграничные города.
- У вас хорошие рейтинги. Вот недавно во всех СМИ прошла информация, что, по сведениям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», вы оказались одним из самых любимых народом мэров. А вы сами-то верите в эти рейтинги?
- Вообще, к рейтингам отношусь спокойно. Мне говорят: «Вот, Михаил Владимирович, по ЦФО из 11 месяцев Липецк по какой-то позиции 10 месяцев на первом месте». Но лучше меня никто не знает, что в Липецке проблем чертова пропасть. И то, что мы в рейтингах занимаем верхнюю строчку, значит, что у кого-то проблем еще больше, чем у нас. А что касается народного признания, думаю, оно действительно есть. Моя жена Светлана не любит гулять со мной по городу. Для нее это острый нож. Только выходим на улицу, подбегает молодежь: «Михаил Владимирович, можно с вами сфотографироваться?» Идем дальше, она говорит: «Впереди бабульки, переходим на другую сторону». Бабульки мне через дорогу кричат: «Михаил Владимирович, здравствуйте!»
- А вы со своей женой обсуждаете городские дела?
- Нет. У меня вообще нет такой привычки - выплескивать на жену свои проблемы. И она старается не спрашивать меня о работе. У нее только одно: «Ты себя береги».
- Она что, вообще вашими делами не интересуется?
- Интересуется. Смотрит телевизор. Там про мои дела рассказывают. Я прихожу домой, она говорит: «Там тебя опять пропесочили». Иногда сильно переживает из-за этого. Как-то в СМИ появилась информация, что я сижу в СИЗО, а потом сообщили, что я застрелился. Она – в слезы. Я говорю: «Да это неправда. Ты же видишь, что я живой и ночую дома».
- А чем вы увлекаетесь в свободное время?
- Да его, свободного времени-то, не так много – только воскресенье. Я до 11 отсыпаюсь, а потом, если уезжаем в деревню, покопаюсь в огороде, доску какую-нибудь прибью – вот и все занятия. Иногда на велосипедах с женой катаемся.
- Многие из вашего круга любят охоту или рыбалку.
- Нет, я не люблю. У меня был раньше зам Федоров Валерий. Он как-то говорит: «Поехали, Михаил Владимирович, на рыбалку». И мы в Усмань поехали на пруд. Я смотрю - рядом лесок дубовый, и пока они свои снасти разматывали, я туда метнулся. Вижу - грибов полно: и подосиновики, и подберезовики. Я с себя рубаху снял, набил ее грибами, прихожу, а у них никакого настроения – ловятся одни малявки. Грибы - это да. Это, наверное, единственная моя страсть с детства. С пяти лет. Как мама меня приучила, так до сих пор люблю по грибы ходить. Мои родители всегда грибами занимались – и солили, и жарили.
- А кто ваши родители?
- Мама работала поваром в детском саду. А отец 32 года отработал в доменном цехе. На первой и на второй печках. Отец, наверное, неплохие деньги получал, хоть и был всю жизнь рабочим. Но он еще подрабатывал. У него руки были золотые. С ночной смены приходил и делал у нас в сарае трельяжи. Закупал зеркала, обрамлял их деревом, а потом на рынке на левом берегу продавал. Столы делал, стулья, кресла. И у него покупали.
- А вы-то рукодельный?
- Ну, гвоздь-то в стену я забью. Это не проблема. А в школьные годы, например, крестиком любил вышивать. Да, у меня пяльцы были, и я картины вышивал. К столярному делу тоже был интерес. Лобзиком выпиливал всякие полочки, и мама их на стену вешала.
- Вас родители как-то ориентировали на высшее образование? Тогда ведь все мечтали, чтобы их дети вышли в люди.
- Нет, об этом разговоров никогда не было. Учился я прилежно. Хотя было всякое: случалось, и с уроков выгоняли – я, как учителя говорили, был чертом в тихом омуте. Но 10 классов без единой тройки закончил.
- А как они отнеслись к тому, что вы стали мэром?
- Ну, отец до этого дня не дожил, а мама очень переживала. Очень переживала. Она мне говорила: «Сынок, зачем тебе это надо?» Но потом тоже включилась в работу. К ней люди приходили с просьбами, она их записывала, а потом мне звонила: «Миша, надо решить вопрос». А для себя никогда ничего не просила.
- А вы сам липецкий?
- Да, я вырос в Липецке. Мы сначала жили на улице 9 Мая в бараках, а потом отцу дали квартиру на проспекте Мира.
- А вам проспект Мира не жалко?
- А что там случилось?
- Да обшарпанный он какой-то.
- Ты меня обидел. Смотри, мы за два года все дороги на левом берегу отшлифовали – и по Алмазной, и по Лесной, и по 9 Мая, и по проспекту Мира. На следующий год есть проект поднять все бордюры и сделать с правой стороны по проспекту Мира хороший тротуар. Ты давно там был?
- Вчера. Дороги там хорошие, а дома плохие. Там сталинский ампир, магазины с огромными окнами. Все как из букваря. Но все залепили баннерами, все сыплется, лепнина вся покрошилась.
- Это – да, согласен. И поэтому мы занимаемся этой темой. Вот посмотри, на Тракторном четыре дома за два года уже отреставрировали. В прошлом году сделали проект ремонта фасадов таких зданий по проспекту Мира. Я именно с этого проспекта и хотел начать. Проект стоит 20 млн рублей, и подрядные организации уже к нему примерялись. Даже колер подобрали для каждого дома. Но не хватило средств. А у меня как у мэра рука не поднимается где-то урезать эти 20 млн и все-таки начать комплексное благоустройство проспекта Мира.
- Вы всегда говорите, что любите Липецк. А есть какие-то города, где бы вы хотели жить или сделать, чтобы Липецк был на них похожим? Вы же бывали и во многих российских городах, и в европейских, и в США тоже, по-моему, были.
- В Америке был, в странах Европы. Каждый город хорош по-своему, но и проблемы везде есть. Нет, я бы нигде не хотел жить кроме Липецка. А что касается чужого опыта, то везде, где бы я ни бывал, всегда какую-то мульку там для себя нахожу и внедряю в Липецке. Вот, например, из Америки «привез» пешеходные переходы. Такие же вымостили на улице Плеханова в прошлом году. Фонтан с липой, который стоит в Нижнем парке, я на Кипре приглядел. Сфотографировал, показал нашим специалистам и сказал: будем делать такой же фонтан у нас. Был в Киеве, на Крещатике, там увидел специальный фонтан, чтобы в нем дети могли купаться. Я стою со Светланой, думаю: «Ё-мое, обязательно в Липецке такой фонтан сделаю!» Вот сейчас в парке Победы мы делаем именно такой фонтан.
- А каким вы видите Липецка лет через 10-20?
- Это будет город, похожий на наши Университетский, Елецкий и Европейский микрорайоны. Плюс к этому развязки в двух, в трех уровнях. Конечно, это третий мостовой переход через Воронеж. Проектом этого перехода «Гражданпроект» уже занимается. Конечно, это метро. Пусть мы о нем пока только мечтаем.
- Есть люди, которые не верят в этот проект.
- Это реальный проект. Мы ведь даже коридоры для надземного метро уже «простреляли». Вполне возможно, что лет через 10-15 липчане будут с его помощью передвигаться по городу. Конечно, под этот проект нужно много денег. Сегодня их нет, но завтра, может быть, бюджеты будут у нас совсем другие и мы сможем осилить такое строительство. Для власти масштабные проекты очень важны. Если она не будет ставить перед собой вот таких глобальных задач, тогда грош ей цена.