Воронеж. 12.02.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Александр Гусев – пожалуй, один из самых сдержанных и корректных мэров Воронежа. По крайней мере ни на планерках, ни на встречах он никогда не позволяет себе резко отчитывать подчиненных и уж тем более повышать голос. Сам же градоначальник говорит, что при отсутствии внешних проявлений бурных эмоций внутри него подчас «все кипит». Он также признается, что никогда не был пай-мальчиком и отличником, а окончательно бросил курить только со второй попытки пять лет назад.
- Чем увлекались в детстве?
- Обычные ребяческие забавы – дворовые спортивные игры, а зимой – санки, лыжи. Два последних класса заканчивал в школе-интернате. Все мои одноклассники жили там, а я – дома. И вот чаще всего после уроков я уходил домой, обедал, делал уроки, а потом возвращался к одноклассникам, чтобы поиграть, побегать, пообщаться.
- Хулиганом не были?
- Нет, учился я довольно прилично, хотя отличником не был. Старался большую часть информации получить на уроке, чтобы максимально освободить свободное время от уроков. При этом пай-мальчиком тоже не был. И из класса, бывало, выгоняли, и без разрешения убегал с друзьями в лес печь картошку, и оставался у приятелей ночевать, не сообщив маме. Тем не менее встреч с правоохранительными органами в детстве и юности избежал, то есть все мои шалости были в пределах разумного.
- Космонавтом мечтали стать?
- Космонавтом – нет, но довольно близко – летчиком. Когда в старших классах определялся с дальнейшим местом учебы, одним из приоритетов был Куйбышевский авиационный институт. Но потом потянуло в сторону химии, и в итоге действительно состоялся как химик. Этой науке начал больше внимания уделять в десятом классе. В то время это было довольно перспективно – химические технологии основного органического синтеза синтетического каучука. Это красиво звучало. Как раз была химизация нашей промышленности, строилось много заводов, в СМИ проходило много информации, и меня зацепило: поступил в Ярославский политехнический.
- А как оказались в «Воронежсинтезкаучуке»?
- Это история довольно нетривиальная. В то время действовала система распределения после окончания учебы. Была такая организация - «Оргнефтехимзаводы». Специалисты этого предприятия помогали запускать в эксплуатацию новые заводы. И я подавал заявку именно туда. Тогда это казалось очень привлекательным: постоянные командировки, новые города, новые люди. Но когда уже шло окончательное распределение, декан отправил меня в Воронеж на «Синтезкаучук». Я, конечно, попробовал тогда его переубедить. В ответ услышал только «Саша, успокойся, ты нам потом спасибо скажешь». Я в итоге внял этому отеческому наставлению декана.
- Когда хотели связать свою работу с бесконечными командировками, семьи и детей у вас еще не было, видимо?
- Безусловно. В этом-то как раз и проявилась забота декана. Ведь жизнь в бесконечных разъездах, в общежитиях по полгода, без семьи, в мужской компании часто приводила к тому, что люди начинали злоупотреблять алкоголем. У меня склонности к этому не было, конечно, но декан переживал и хотел всячески оградить от такой перспективы. Сказать ему спасибо действительно удалось. Когда я был главным инженером завода, мы договорились с Ярославским политехом и специалисты завода проходили обучение на кафедре, которой руководил мой декан. Это помогло сохраниться кафедре, потому что одно время стоял вопрос о ее закрытии.
- На «Синтезкаучуке» вы прошли путь от мастера до генерального директора… Что помогло?
- Я пришел в цех, который технологически был самым сложным и довольно большим и в тот период. Я довольно быстро двигался по карьерной лестнице: в 88 году уже был назначен старшим инженером-технологом цеха. Я был горд. Ведь, когда пришел на завод, ставил целью к 35 годам быть технологом, а стал в 25. У меня были прекрасные учителя. Начальник цеха, куда я пришел, - Анатолий Молодыка. Я его сменил на посту главного инженера в 1999 году, когда он ушел на пенсию. И наш директор - Леонид Кудрявцев. Человек великих способностей. Умел увлечь за собой, в непростых ситуациях выстроить коллектив, чтобы занимались нужным делом, и, главное, не поддался соблазну в середине 90-х, так скажем, «раздербанить» завод. Для меня его принципиальность, честность, умение работать – идеал, которому я стараюсь по крайней мере подражать. Перед тем как возглавить завод, я почти десять лет был главным инженером, и, безусловно, большинство сложностей были известны, во многих ситуациях принимал участие. Сказать, что это назначение было как снег на голову? Нет, я был абсолютно подготовлен. Я старался сохранить стабильные отношения внутри завода, выстроить взаимоотношения с руководством холдинга и все время поддерживать интерес к заводу как к перспективному предприятию.
- Проработав столько лет в производстве, как решились уйти в чиновники?
- Не могу сказать, что мне наскучило на заводе. Смена направлений состоялась совершенно неожиданно. Алексей Гордеев, став губернатором, пригласил несколько человек-производственников к себе. Я тогда подозревал, что он хочет посоветоваться относительно кандидатуры нового главы промышленного блока облправительства. Но тогда Алексей Васильевич, к удивлению, спросил о моем желании занять этот пост. Я посоветовался с руководством компании, где мне сказали «Попробуй, вернуться назад ты всегда успеешь».
- Душа первое время по заводу болела?
- Безусловно, я часто вспоминал завод. И до сих пор вспоминаю, хотя прошло много времени.
- К вам сейчас за советом обращаются?
- Когда спрашивают, конечно, стараюсь помочь. Но сам не навязываюсь. К заводу отношусь неравнодушно, всегда готов помогать, но он крепко стоит на ногах, ему не требуется дополнительная помощь.
- Как стандартно проходит ваш рабочий день на посту мэра? На работе не ночуете?
- Пока не приходилось. Рабочий день начинается примерно в 8.30 и заканчивается в 19.00, стараюсь больше не задерживаться. Если, конечно, все спокойно и нет какой-то экстренной ситуации. Для меня показателем является результативность работы, а не то, сколько времени сверхурочно на работе ты провел. Я к этому привык, я и на заводе с 25 лет работал в таком режиме. Выходной, как правило, один – воскресенье. Суббота тоже является рабочим днем, но я стараюсь не проводить больших совещаний в выходной без острой необходимости. Семья к этому графику привыкла.
- Не считают, что уделяете им мало времени?
- Я женился в 1988 году, когда проходили основные изменения в карьере. Много времени нужно было находиться на заводе, и моя жена к этому привыкла. Нужно отдать ей должное: ни разу не упрекнула.
- Когда появляются критические материалы, родные переживают?
- Безусловно, даже больше меня. Я-то человек в достаточной мере закаленный.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Стандартный набор увлечений 50-летнего мужчины: рыбалка летом, зимой иногда охота. В выходные встречаемся с друзьями, играем в бильярд, преферанс, общаемся. Активным спортом сейчас занимаюсь меньше, чем раньше, хотя в свое время нравилось играть в теннис, старался заниматься по нескольку раз в неделю, в горы ходил: у меня в активе высота почти 6 км - 5895 метров. Сейчас просто времени не хватает на это.
- Складывается ощущение, что вы со всех сторон положительный. У вас недостатки есть? Может, курите?
- Бросил, не курю уже пять лет. Но до этого у меня уже был опыт. Первый раз бросил в 1988 году, 8 марта отдал супруге недокуренную пачку сигарет как один из подарков. Правда, спустя 10 лет начал курить, но в 2010 году бросил и не жалею. Безусловно, у меня есть недостатки. Я, как и любой человек, ошибаюсь, в том числе в принятии решений. В характере, наверное, есть какие-то черты, которые можно было улучшать. Допустим, не люблю публичности. Кому-то нравится красоваться на публике, для меня это дико волнительно.
- Вы очень любите водить машину и не очень часто пользовались служебным транспортом, по крайней мере во время работы в облправительстве…
- Служебный автомобиль у меня давно был, наверное, с 1997 года. Но для меня это никогда не было преимуществом для личных целей. Я всегда уезжаю и приезжаю на своем автомобиле. Служебным пользуюсь с 9.00 до 18.00. Но для меня автомобиль - не признак статуса. Я привык, мне нравится самому быть за рулем. Я как пользователь, ощущаю, что на дорогах происходит…
- В пробках стоите?
- Конечно, еду-то почти через половину города. Потом за рулем мне нравится, у меня там свой микроклимат. Музыка, которую я люблю. Слушаю русский рок, причем спектр широкий - от «Арии» и «Аквариума» до «Анимации».
- А какая у вас машина?
- Infiniti QX 56. Хороший автомобиль. Я люблю машины и могу себе позволить хорошую. Не считаю это зазорным. Если имею возможность купить какую-то вещь, делаю это открыто. Если супруге покупаю, на нее регистрирую, себе – на меня. Дом покупаем опять же не на кого-то, а в долевой собственности.
- А общественным транспортом вы когда последний раз пользовались?
- Честно скажу, давно, больше года назад. Это меня дополнительно сподвигло к тому, чтобы мы ускорили процедуру замены подвижного состава на дорогах города. И мы объявили конкурс, чтобы по-новому сформировать пул этих перевозчиков, которые способны были бы заняться ремонтом техники. Требования сейчас следующие: тот, кто выиграет вот эти лоты на перевозки, обязан первый год на 40% обновить подвижной состав и в последующие четыре года - полностью. Надеюсь, что прежде всего нам удастся автобусы большой вместимости поменять. К сожалению, экономическую ситуацию усложняет этот процесс. Ну, будем стараться.
- По городу гуляете?
- Да. Люди подходят, иногда просят сфотографироваться с ними, но чаще задают вопросы. Я и не прячусь. Как-то приехал в магазин и встретил там бывшего работника завода. Он удивился. Думал, что мне все привозят домой готовое и упакованное. Ничего нам не привозят – покупаем все самостоятельно. Если нужно что-то купить в городе, заказать, просто прогуляться, я как обычный горожанин это делаю.
- То есть от бабушек вы не убегаете?
- Нет. На самом деле публичность определенные ограничения накладывает, что не всегда приятно. Но бегать ни от кого не собираюсь.
- Конец прошлого года был особенно напряженным. Чего ждать от этого – вопрос для всех. Каковы ваши прогнозы?
- Сложности уже состоялись. И определенные трудности в реализации проектов, которые мы намечали, они создадут. Если говорить о бюджетных деньгах, то количество рублей, которые мы планировали, мы получим. Не думаю, что серьезно упадут поступления в бюджет, потому что у нас своя структура доходов и уверен, серьезных сокращений не будет. Приоритеты останутся в поддержании повседневного порядка в городе: уборка, ремонт дорог, чтобы ни в коем случае не ухудшалось состояние дорожной сети, озеленение. Дополнительные участки дорог будут и ремонтироваться, и строиться вновь, будем заниматься расширением в некоторых местах, строительством плоскостных развязок. А вот многоуровневые, я думаю, к сожалению, пока отложатся. Но в целом не думаю, что катастрофически ситуация ухудшится. Я уверен, что ситуация вокруг России нормализуется, уже видны подвижки. Если не произойдет что-то экстраординарное, думаю, в течение года все это должно уравновеситься и мы вернемся к нормальному экономическому состоянию, которое в последние годы было.