WorldClass

22 сентября 2024, 22:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Процедура антибанкротства

13.07.2009 12:19
На прошлой неделе муниципальное унитарное предприятие «Воронежтеплосеть» стало казенным. Таким образом, мэр Сергей Колиух взял на себя серьезные обязательства по сохранению важного для города имущества. Цена этим «обязательствам» — более миллиарда рублей, которые «Теплосеть» задолжала различным кредиторам. С одной стороны, мэр пошел на риск, прикрыв практически обанкротившийся МУП городской казной.

На прошлой неделе муниципальное унитарное предприятие «Воронежтеплосеть» стало казенным. Таким образом, мэр Сергей Колиух взял на себя серьезные обязательства по сохранению важного для города имущества. Цена этим «обязательствам» — более миллиарда рублей, которые «Теплосеть» задолжала различным кредиторам. С одной стороны, мэр пошел на риск, прикрыв практически обанкротившийся МУП городской казной. С другой — при воспоминании о том, как и для чего в Воронеже проходили процедуры банкротства муниципальных предприятий, возникает вопрос: а был ли у градоначальника выбор?

Барьер экономической безопасности

Как только новое правительство области вслух заговорило о необходимости сохранения муниципального и государственного имущества, корреспондент «ВК» отправился за комментариями в территориальное управление Федеральной налоговой службы. О том, как в Воронеже до этого менеджмент отдельных муниципальных предприятий распоряжался казенным имуществом мне рассказали заместитель руководителя УФНС Светлана Тыняная и начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Ирина Самойленко. По их данным, на 1 апреля на территории Воронежа было зарегистрировано более 50 муниципальных и государственных унитарных предприятий (с учетом и «Теплосети») с общей суммой задолженности более 3 млрд рублей. Из них в процедуре банкротства находятся 42 унитарных предприятия с суммой задолженности более 2,3 млрд рублей, в том числе 34 предприятия ЖКХ с суммой задолженности 1,1 млрд.

По словам Самойленко, задолженность «Теплосети» перед РФ составляет более 645 млн рублей, причем вся эта сумма находится на исполнении в службе судебных приставов. Но, поскольку МУП являлся субъектом естественной монополии, его банкротство было «преждевременно». Текущие платежи предприятие осуществляет.

«В Воронежской области процедуры банкротства, в том числе МУПов, использовались в качестве способа уклонения от уплаты налогов за счет вывода активов должника, — пояснила мне Светлана Тыняная. — Характерная схема большинства банкротств — это первоначальное накапливание долгов за счет неплатежей в бюджет, вывод имущества и передача его другой организации, дальнейшее признание должника банкротом, списание долгов по завершении процедуры. Затем новое предприятие повторяет эту схему, которая сама по себе представляет угрозу экономической безопасности региона. Причем по большинству организаций ЖКХ дебиторская задолженность складывалась из долгов самих же муниципальных предприятий. Использование подобной схемы ухода от уплаты налогов — не что иное, как кредитование своей деятельности за счет бюджетных средств».

Свои выводы специалисты налоговой службы подтвердили конкретными цифрами: дебиторская задолженность администраций и казенных учреждений по МУП «ЖКХиБ с. Никольское» — 4 млн руб., МУРЭП № 18 — 8 млн руб., МУП «Семилукское ЖКХ» — 21 млн руб., МУП «Богучаркоммунсервис» — 13 млн рублей. «В последние несколько лет ситуация с подобными схемами немного затихла, мы ставим достаточно эффективные барьеры на пути этой деятельности. А ведь если говорить о МУПах-банкротах, то это прямые потери реальных налоговых доходов самого города», — резюмировала Светлана Леонидовна. Из комментариев экспертов можно сделать вывод, что политика ухода от налоговых обязательств характерна для временщиков, не уверенных в том, будет ли у них завтра возможность распоряжаться городским хозяйством. Надеюсь, нынешние власти Воронежа себя «временщиками» не считают...

Помимо «Теплосети» наибольшую задолженность перед бюджетом всех уровней и внебюджетными фондами сегодня имеют следующие предприятия-банкроты: МУП «Водоканал Воронежа» (более 681 млн рублей), МУП «ПУ Воронежводоканал» (свыше 514 млн рублей) и МУП ПО «Воронежгорэлектротранс» (более 330 млн рублей).

Говоря о «Воронежтеплосети», специалисты налоговой службы заметили, что дебиторская задолженность иных бюджетных учреждений перед этим МУПом на начало года составляла более 300 млн рублей, плюс еще 97 млн — долг управляющих компаний ЖКХ по районам Воронежа. Казалось бы, можно попробовать развязать долги, возникшие между предприятиями города. Тем более что обязанность собственника имущества — следить за финансовой дисциплиной на его предприятиях. А получилось так, что у того же «Водоканала Воронежа» в дебиторах «Теплосеть» с непогашенным долгом почти в 800 млн рублей. Но, чтобы «расшить» этот долг и другие, очевидно, нужен какой-то первоначальный капитал. Надо ведь сначала кому-то заплатить, чтобы пошла цепная реакция. Но, прежде чем запустить эту «реакцию», как я понял налоговиков, мэрии еще надо разобраться с большим количеством других, менее звучных муниципальных предприятий (кто их создавал, для какой цели и как использовал — тоже непростой вопрос). Иначе может получиться так, что, когда бюджетные средства для расчета по старым долгам придут в один МУП, за которым стоят нечистоплотные менеджеры, деньги дальше не пойдут. То есть по счетам никто платить не станет.

Сам механизм банкротства, считает Светлана Тыняная, использовался и, вероятно, может использоваться как средство для перераспределения муниципальной собственности: «Пик банкротств пришелся на 2005 — 2006 годы; сейчас многие процедуры уже завершены, а по другим пошли платежи». Как я понял налоговиков, с одной стороны — с учетом того, что текущие платежи погашаются, — можно сказать, что передел собственности остановился. С другой — так как имущество казенных предприятий все еще реализуется, чтобы рассчитаться с кредиторами, — процесс «перераспределения» продолжается. Иначе никак. Имущество муниципальных предприятий можно сохранить, лишь грамотно ведя хозяйственную деятельность, привлекая инвесторов. Последние должны взять на себя оплату долгов, чтобы прекратить процедуру банкротства. А на бюджет города в этом плане, конечно, надежда небольшая, ведь 3 млрд рублей на погашение долгов всех коммунальных предприятий-банкротов найти в нем вряд ли возможно.

Сотрудники налоговой службы мне напомнили, что их управление для обеспечения экономических интересов региона выступило инициатором подписания соглашений о взаимодействии при осуществлении процедур банкротства с администрациями области, города, УФРС и ТУ ФАУФИ Воронежской области. Налажено взаимодействие по обмену информацией и с облпрокуратурой. То есть все управленцы имеют прекрасную возможность обсуждать друг с другом юридические формы того или иного предприятия, принимать совместно судьбоносные для города решения. Надо лишь находить консенсус.

Поднял и опустил

Но для начала в деле наведения порядка с городской собственностью мэр, очевидно, решил разобраться в работе своих подчиненных. Для этого в периоде апреля 2008 по апрель 2009 года по инициативе Колиуха контрольное управление горадминистрации проверило ряд муниципальных предприятий. Итоги этих проверок пресс-служба мэрии назвала «жесткими оргвыводами». В частности, материалы по МУП «Ресурсосбережение» попали в прокуратуру, а по МУП «Производственная база ЖКХ» — в ГУВД. На директора МУП СОК «Олимпик» П. Брязгунова наложили дисциплинарное взыскание. Уволили директора ПАТП № 5 Г. Болычева, а также и. о. директора Н. Жакомина, зам. директора Л. Шпак и главного бухгалтера этого предприятия В. Кузнецова. В отношении экс-директора ПАТП № 4 В. Старкова ОВД Советского района возбудил уголовное дело. Лишились своих должностей также директор МУП БПХ «Чайка», директор МУП «ЭкоЦентр» и главный бухгалтер этого предприятия.

На этом мэр не успокоился, а распорядился создать комиссию, которая могла бы провести комплексную ревизию сохранности и целевого использования муниципальной собственности. Возглавил этот ищущий и карающий орган сам Колиух, его заместителем стал руководитель контрольного управления горадминистрации Андрей Цибульский. Также в состав комиссии вошли вице-мэры Сергей Курило и Геннадий Шванов, депутаты гордумы, председатель Контрольно-счетной палаты города Лариса Дорохина, представители правительства региона, органов внутренних дел, налоговой службы, судебных приставов. И все же первым действительно громким событием на пути сохранения муниципальной собственности стала не ревизия, а вопрос реорганизации МУП «Воронежтеплосеть» в казенное предприятие.

Напомним, что реорганизацию МУП «Воронежтеплосеть» в МКП депутаты гордумы одобрили больше года назад. Но до последнего времени мэрия не спешила от слов переходить к делу. 1 июля, как известно, в силу вступали поправки в федеральное законодательство о банкротстве, которые заметно упрощали доведение «Теплосети» до распродажи активов. Фактически, если бы предприятие оставалось в статусе МУПа, иск о признании его несостоятельным мог позволить себе любой кредитор с задолженностью более 100 тысяч рублей, просроченной на три месяца.

И вот именно 1 июля мэрия и УФНС, не без благословения регионального правительства, осуществили реорганизацию МУП в МКП. Как позже рассказал начальник УФНС Сергей Дуканов, «Теплосеть» пусть не с первой попытки, но все-таки зарегистрировали как казенное предприятие. При этом Колиух гарантировал управлению погашение текущих налоговых платежей и выплаты старых долгов — по 2,5 млн рублей в месяц: «Чтобы рассчитаться с УФНС по предложенной схеме, «Теплосети» при самых оптимистичных прогнозах потребуется не меньше пяти лет». Гарантию оплаты мэрия дала не только на словах, но и на бумаге. Вопрос: сколько времени и бюджетных средств уйдет на погашение долгов перед остальными кредиторами?

Как рассказал корреспонденту «ВК» вице-мэр по экономике, финансам и инвестициям Сергей Курило, в настоящее время проводится инвентаризация задолженности «Воронежтеплосети» и разрабатывается план мероприятий по ее оздоровлению. В первую очередь власти обещают активизировать взыскание дебиторской задолженности предприятия. «Также в бюджете города на 2010-й и последующие годы будут заложены средства на погашение «кредиторки» (очевидно, речь идет именно о расчете с налоговиками. — А. Ц.). Сейчас предприятие в плановом режиме рассчитывается по текущим платежам и с налоговиками, и с поставщиками ресурсов. А за несколько лет планируем сделать «Теплосеть» стабильным и инвестиционно привлекательным предприятием», — признался Курило.

Из его комментария можно сделать вывод, что городские власти пока окончательно не определились, как и когда будут рассчитываться с тем же «Водоканалом» и другими кредиторами. Позитивный настрой сделать МКП стабильным предприятием еще не означает, что так оно и будет. А вот идея привлечения именно инвестиционных средств в «Теплосети» просматривается невооруженным взглядом. Тем более что и региональные власти явно не против подобного развития событий. Совсем недавно вице-премьер облправительства Виктор Неженец заявил: «Я считаю, что у нас с городом одинаковое понимание тех проблем, которые существуют, хотя и не всегда одинаковые взгляды на их решение... На сегодняшний день у нас есть две основные проблемы — «Воронежтеплосеть» и «Водоканал Воронежа». Это два проблемных по финансовой составляющей предприятия, с которыми мы активно работаем. Какого-то простого решения их проблем не существует. Это может быть и работа с дебиторской задолженностью, и реструктуризация, и целый комплекс мер по выводу предприятий на уровень рентабельности. Мы помогаем предприятиям решать эти вопросы».

Замечу, что это было сказано еще до задокументированного преобразования МУП «Воронеж-теплосеть» в МКП. «В сфере ЖКХ привлечение инвесторов — основная задача. Нельзя все время выезжать на каком-то тарифе и на субсидиях. Однако и нельзя воспринимать инвестора как денежный мешок. Мы ведем речь о стратегическом партнере, у которого есть финансовые ресурсы. Его можно воспринимать по-разному — инвестором, партнером, владельцем, совладельцем. Главное — осознавать, что это организация, которая вкладывает денежные средства, понимая, как вкладывать и для чего, и рассчитывает на определенный результат», — разъяснил Неженец.

Кажется, что приход очередного «партнера» на «Теплосеть» — вопрос времени. Уж слишком фантастическим видится мне вариант, при котором город сам разберется с более чем миллиардной (с учетом пени и штрафов) задолженностью теперь уже казенного предприятия. Но если эта история будет иметь счастливый финал, сдается мне, мэр Колиух может рассчитывать на ведомственную награду налоговой службы.

Андрей ЦВЕТКОВ
«Воронежский курьер», №76 от 11.07.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0