Воронеж. 27.02.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Можно утверждать, что в сегменте массового жилья строительная компания «Выбор» стала одним из ключевых игроков рынка. В 2015 году «Выбор» планирует и далее расширять застройку (чего стоит один только квартал «Озерки» на 1,25 млн кв. м). Между тем в нынешней крайне сложной экономической ситуации возникает резонный вопрос: какие усилия потребуются для реализации всех намеченных планов? В интервью «Абирегу» гендиректор «Выбора» Александр Цыбань рассказал о кризисных явлениях на региональном строительном рынке, дал оценку перспективной застройке города и заявил, что от своих планов компания не откажется.
- Александр Иванович, не секрет, что кризисные тенденции не обошли стороной строительный рынок. В чем сейчас ярче всего проявляются их последствия? На каких участниках отражаются сильнее всего? Что строителям придется делать для сохранения рентабельности?
- Сохранить маржу вряд ли получится. Всем придется столкнуться с тем, что нужно экономить. Главное, чтобы от экономии не страдало качество, поэтому, чтобы жизнь продолжалась, следует оптимизировать расходы: более кропотливо подбирать поставщиков, подрядчиков. Ну а если говорить о негативных тенденциях, стоит сказать, что к экономии не все готовы. Взять хотя бы торговлю. Только ленивый не поднял цены вслед за ростом доллара и евро, будто для подобных повышений были основания. Сегодня оборот не снизился лишь благодаря накоплениям. Поэтому ярче всего проявится даже не кризис, а то, что от роста цен денег больше не станет: покупательная способность людей «подстрижена» основательно. Жилье – дорогостоящее приобретение, и рынок очень зависит от благосостояния людей. Еще хочется добавить, что ряд банков умыли руки в ипотечном кредитовании, будто их это больше не касается. А где людям брать столь необходимый для покупки жилья ресурс? Копить?
- Существует мнение, что в случае падения строительный рынок Воронежской области потянет за собой всю остальную экономику региона. Согласны? Что, по-вашему, может сейчас сильнее всего подкосить отрасль?
- В определенных условиях, наверное, такое возможно. А сильнее всего сейчас беспокоит отсутствие возможности кредитования как физических (ипотека), так и юридических лиц. Причем речь идет и о проектных кредитах на стройку, и о кредитах нашим поставщикам и подрядчикам.
- Ряд ваших коллег высказали предположение, что в связи с наступающим кризисом главной проблемой строительного рынка станет ограниченность земельного ресурса. Иными словами, в городе банально кончается место под застройку и тем, кто еще не успел им «запастись», придется несладко. Есть ли у «Выбора» свободные земли под строительство?
- Ограниченность земельного ресурса сложилась не в итоге возникшей кризисной ситуации, а в результате повышенного спроса на земельные участки в пределах городской черты и в ближайших к городу поселениях. Кроме того, сказывается невозобновляемость данного ресурса. В настоящее время городскими властями рассматриваются вопросы о проведении аукционов на право развития застроенных территорий, занятых ветхим жильем. Более того, совсем недавно был принят генеральный план Воронежа, определяющий развитие многоэтажного жилого сектора. Я считаю, что застройка города в перспективе будет вестись за счет сноса не используемых по назначению промышленных объектов. Что касается «Выбора», то в настоящее время мы имеем достаточное количество земли под многоэтажную застройку.
- Как «Выбор» справляется с кризисными явлениями? Есть ли стратегия действий на ближайшие несколько лет?
- Стратегия, конечно же, есть. Будем продолжать строить (смеется). Кризисные явления ощущаются, но некритично. В любом случае наша стратегия действий в условиях спада экономики давно проработана и просчитана. Выстояли в кризис 2008года – выстоим и сейчас.
- Многие черноземные компании уже заявили, что собираются «ставить на паузу» свои крупные инвестпроекты. Все ли ваши проекты остались актуальными?
- В основном все проекты собираемся сохранить. От своих инициатив не откажемся.
- Александр Иванович, проекты «Выбора» отличаются массивностью и высотностью. Но ведь очевидно, что увеличение плотности застройки приводит к серьезному росту нагрузки на транспортную систему города. Какой выход можно найти в сложившейся ситуации?
- Проблему надо видеть не только в плотности застройки. Взять хотя бы мегаполисы. Там застройка не в пример плотнее. Здесь необходимо строительство дорожных объектов и логистика, идущие в ногу с возведением объектов недвижимости. Ряд пешеходных переходов, например, необходимо заменить на подземные: на улице Антонова-Овсеенко, на Кольцовской, на Московском проспекте. Где-то запараллелить улицы, установить одностороннее движение и запретить левые повороты. Да и самим водителям недостает культуры вождения: заторы образуются там, где можно свободно разъехаться. И, конечно, такому большому городу нужен скоростной общественный транспорт, будь то монорельс, метротрам и т.д.