Воронеж. 11.03.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Сфера медицинских услуг постоянно находится под пристальным вниманием властей и СМИ. Тут то и дело вспыхивают скандалы, а иногда кажется, что отечественная медицина заходит в тупик при решении важных социальных задач. Страна вот уже почти четверть века живет в рыночных условиях, и вопрос, какой же медицине больше доверять – государственной или платной, каждый решает для себя сам. Член правления Группы медицинских компаний «Эксперт» Андрей Коробов и Светлана Сердюк, директор многопрофильного центра «Клиника Эксперт» в Воронеже, входящего в состав холдинга, который представлен почти во всех регионах Черноземья и России, рассказали об отношении властей к частным клиникам, о стереотипах в сознании граждан, а также о решении кадровых проблем в медицине.
- Что из себя сегодня представляет российский рынок медицинских услуг?
Андрей Коробов:
- Нельзя говорить конкретно об одном рынке, здесь следует провести разделение. В целом рынок медицинских услуг в масштабах страны, даже если локализовать в рамках Черноземья, чрезвычайно разнообразен. Он различается по наполнению, спросу, обеспечению. Существует, к примеру, рынок услуг в области магнитно-резонансной томографии – это один вектор. Поликлинический и консультационный сервис – уже другие направления.
Если брать в целом по стране, то следует понимать, что львиную долю услуг оказывают государственные лечебные учреждения. В сравнении с ними любая частная организация занимает небольшую долю.
В этой сфере бизнеса первостепенное значение имеет узнаваемость частного медицинского бренда. С этого момента начинается стратегическое развитие компании: расширяется спектр услуг, параллельно развиваются текущие направления. К медицинской организации начинают предъявляться более высокие требования по качеству, комфорту и сервису. Требования идут как от общественности, так и от самих себя. По этому пути идет и наша компания.
- Вы говорите о стратегии развития компании. Есть ли в медицинской сфере некие целевые показатели того, что вы хотите достичь?
Андрей Коробов:
- Это вопрос, на который никогда нет простого ответа. Если брать в пример компанию «Эксперт», то мы ставили несколько лет назад задачу удвоения количества наших медцентров. Наша динамика развития соответствует геометрической прогрессии. Очевидно, что на каком-то этапе эти результаты перестают быть актуальными. На первое место выходит оттачивание механизмов управления, процессов по повышению качества услуг, комфорта пациентов, взаимодействия с госорганами.
Что нужно для развития медицинской компании? Если говорить о частном здравоохранении, то нужно очень многое. В первую очередь, понимание и осознание того факта, что медуслуга, которая оказывается врачами-специалистами, - это ресурсоемкий и качественный сервис. В рамках экономики в целом она стоит определенных затрат и поэтому не может быть бесплатной.
Нас долгое время приучали к мысли, что здравоохранение у нас для каждого гражданина бесплатно. Сейчас в обществе происходит определенный слом стереотипов по отношению к медицине. Даже получая бесплатную услугу по ОМС, пациент видит, что там прописана стоимость сервиса. Какие при этом достигаются цели в сознании потребителя услуги? В первую очередь достигается привыкание к мысли, что эта услуга не бесплатна. Именно этот процесс идет в рамках всей системы здравоохранения. За услугу всегда кто-то платит – пациент или государство. И это тот фактор, который является основным для развития частной системы здравоохранения в целом, – снятие заблуждений о бесплатной медицине.
- То есть, получается, государство должно быть заинтересовано в снижении бремени социальных трат, а следовательно – и в развитии качественной частной медицины?
Андрей Коробов:
- Мы являемся представителями частного здравоохранения. Психологический переход к осмыслению необходимости оплаты медуслуги является главным залогом для нашего развития как участника сектора негосударственной медицины. Остальное – вторично. Как со стороны членов гражданского общества, так и государства такой переход просто необходим. На сегодняшний момент государственная система здравоохранения частную медицину игнорирует, потому что она не связана с комитетами здравоохранения, министерствами. Все услуги частной системы как бы не существуют для государства. Потребитель вправе выбирать, какой услугой воспользоваться – бесплатной с определенным уровнем и сервисом или платной, уже с другим уровнем оказания услуги. Также обращает на себя внимание тот факт, что государство в лице субъектов и органов исполнительной власти не учитывают частные организации как существенный элемент системы здравоохранения в целом. Отраслевые способы решения проблем, принятые в других отраслях – металлургии или строительстве дорог, сельском хозяйстве, где государство активно участвует в привлечении частного капитала, – тут не работают. Более того, до сегодняшнего момента даже не рассматривались. Это тоже важный фактор, при изменении которого возможно более динамичное развитие частной компании как представителя негосударственной системы здравоохранения.
- Насколько сегодня высоки стандарты оказания медицинских услуг в частных клиниках?
Светлана Сердюк:
- Частные клиники готовы предоставлять высококачественный сервис - это профессионализм врачей, современное высокотехнологичное оборудование, высочайший уровень обслуживания, возможность получения комплексной услуги, включающей диагностику и консультации узких специалистов, а также дальнейшие процедуры лечения до момента полного выздоровления. Мы наряду с негосударственными компаниями стараемся искать иные пути повышения качества сервисов, развивая партнерские отношения, например, с университетами. Частный бизнес привлекает и формирует хорошо подготовленные кадры. Важность наличия высокотехнологичного оборудования позволяет провести точную диагностику с последующей экспертной интерпретацией данных. Клиентами также ценятся индивидуальные методы лечения, комфортное прохождение процедур и профилактик заболеваний, отсутствие очередей и трепетное отношение к их здоровью.
Помимо этого, все крупные сертифицированные клиники активно принимают участие в социально-общественных проектах и развивают свою сеть в других регионах страны.
- Насколько современные методы лечения влияют на показатели его эффективности?
Светлана Сердюк:
- В настоящее время существует достаточно большой спектр исследований, благодаря которым можно с высокой точностью провести диагностику различных патологических состояний, большинство из них мы используем в своей работе. Выбор метода в конкретном случае определяется, в первую очередь, исходя из специфики заболевания. Например, это может быть магнитно-резонансная томография, УЗИ, эндоскопия, функциональная диагностика, гастроскопия, лабораторная диагностика. Немаловажную роль в грамотной постановке диагноза играет уровень оборудования клиники, квалификация медицинского персонала.
Андрей Коробов:
- На сегодняшний день во многих лечебных учреждениях применяются современные информативные методы диагностики различных заболеваний, благодаря которым успешно проводится эффективное лечение и профилактика патологических состояний, выявленных при обследовании. Например, в гинекологии используется метод жидкостной цитологии - один из самых информативных методов.
- Насколько важно для частной медицинской компании снижать издержки и что в этом может помочь?
- Немногие представители частных клиник имеют свои инжиниринговые центры, а некоторые имеют даже полную зависимость от производителей медицинского оборудования в техническом сервисе, содержании, ремонте, поставке запчастей. Причем эти партнерские отношения мало кого устраивают. Дело в том, что исторически это взаимодействие складывается с госучреждениями, для которых не так важна скорость устранения неисправности, стоимость тех или иных услуг, запчастей. А для бизнеса это принципиально.
На примере создания собственной инжиниринговой службы можно убедиться, что центры МРТ в год простаивают не больше трех дней каждый. Сегодня где-то на 95% (а может, и больше) мы закрываем все собственные процессы по техническому сопровождению, ремонту, инсталляции оборудования, успевая предлагать услуги и для сторонних организаций. И это действительно существенно снижает издержки.
- Наверное, вопрос уровня персонала – болезненный для любой сферы жизни, а в медицинской отрасли стоит чуть ли не на первом месте. Как вы думаете, что может качественным образом улучшить уровень медицинских работников, как сами решаете проблему?
Андрей Коробов:
- Возьмем сферу предоставления услуг в области МРТ. На рынке труда РФ, подчеркиваю, практически отсутствует качественно подготовленный персонал, способный работать с магнитно-резонансной томографией. Этот вопрос решается очень странным образом. Грубо говоря, рентгенолог по существующим нормативным актам имеет право работать на аппарате МРТ. Вопрос в том, что в образовательных программах по рентгенологии у большинства вузов нашей страны напрочь отсутствовало обучение по этой специализации. Аппарат МРТ – это высокотехнологическое оборудование, до которого нельзя допускать человека, не имеющего квалификационных навыков. Его стоимость варьируется от 500 тыс. до 1,5 млн евро.
Учитывая кадровый голод и недостаток информации, мы поставили перед собой задачу создать собственный учебный курс, который позволил бы нам не зависеть от недостатка качественного персонала как во врачебном звене, так и среди среднего персонала. К сегодняшнему дню, к слову, мы уже подготовили порядка 600 специалистов. Так мы решили вопрос в рамках перечня специальностей всего лишь для нескольких видов медицинской деятельности. И решили эффективно, оказывая такие услуги и для сторонних медицинских учреждений, зная их потребности в высококвалифицированных специалистах.
- Сейчас много обсуждают, как кризис скажется на экономике страны. Прогнозы в большинстве своем неутешительные. Как кризис может отразиться на частной медицинской компании? Не планируете ли сворачивать какие-то свои проекты?
Светлана Сердюк:
- Во все времена люди нуждаются в лечении и уходе за своим здоровьем. Неблагоприятные экологические условия, производственные и профессиональные травмы, специфические и этиологические факторы, стрессы, особенно усиленные в период кризиса - факторов причин болезней очень много. И в отношении выбора лечебно-профилактического учреждения слом стереотипов в медицине побуждает пациентов делать выбор в пользу комфортного и качественного лечения в частных клиниках. Помимо этого, в предыдущие годы мы создали себе определенный запас прочности. Поэтому мы не отказываемся от своих планов расширяться и дальше в регионах Черноземья, в том числе и в Воронеже.