Липецк. 17.03.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив –Генеральный директор Липецкой городской энергетической компании (АО «ЛГЭК») Александр Парий рассказал «Абирегу» о том, чем закончился конфликт компании с ОАО «Квадра», нужны ли его компании частные инвесторы и может ли наступить в ЖКХ «конец света».
- В свое время много писали о ваших непростых отношениях с «Квадрой». У АО «ЛГЭК» была тогда большая задолженность перед этой компанией. Чем все закончилось?
- У нас были очень непростые, длительные и тяжелые переговоры. Не только переговоры, но еще и ряд судебных разбирательств. И нам удалось найти компромиссное решение. Поступили следующим образом: мы передали «Квадре» свои теплогенерирующие и теплосетевые активы, которые находились в зоне действия ее источников генерации, то есть ТЭЦ-2 и их котельных.
Таким образом, мы решили две задачи. Во-первых, я напомню, что наша задолженность перед «Квадрой» доходила уже до 1 млрд рублей. В первую очередь она была связана с тем, что нам не перечисляли деньги управляющие компании. На сегодняшний момент их задолженность перед ЛГЭКом превышает 1 млрд рублей. Если бы мы эти деньги получили, то с «Квадрой» вообще не было бы никаких проблем. Но взыскать деньги с управляющих компаний было невозможно, и, соответственно, рассчитываться с «Квадрой» нужно было каким-то другим способом. Так вот, именно за счет передачи «Квадре» наших активов в зоне действия ее источников генерации этот миллиард рублей был с нас практически списан. Сегодня мы должны «Квадре» 300 млн рублей. Эта задолженность реструктуризирована на три года. Поэтому мы с «Квадрой» находимся сегодня в нормальных рабочих отношениях и добросовестно выполняем свои обязательства по выплате задолженности. Во-вторых, в районе генерации «Квадры» наших активов не осталось, что упростило взаимоотношения между потребителем и «Квадрой» и между нами не осталось предмета для дальнейших разногласий – теперь они получают плату от потребителя их ресурсов напрямую.
- Некоторое время назад бурно обсуждалась продажа АО «ЛГЭК» канализационных коллекторов мэрии Липецка. В чем была идея этой сделки?
- Эти коллекторы имеют очень высокий износ, и требуются большие денежные средства на их ремонт. За счет тарифа это сделать невозможно. Если сделать модернизацию этих коллекторов за счет тарифа, то тариф серьезно вырастет и за эту модернизацию горожанам придется платить из своего кармана. Этого допускать нельзя. А город, купив эти коллекторы, может провести их модернизацию за счет средств бюджета.
- Однако бюджетные средства, которые планировалось направить на приобретение коллекторов в 2015 и 2016 годах, секвестировали и сделка на сегодняшний день приостановлена. Что будет дальше?
- Секвестирование этих средств вызвано прежде всего абсолютно правильной реакцией администрации на финансовый кризис. Все и вся существенно подорожало, и понятно, что город просто обязан рассмотреть, какие статьи бюджета можно секвестировать. Конечно, мы рассчитываем, что договоренности относительно приобретения коллекторов со стороны города будут выполняться. Время еще есть, и окончательное решение не принято. Приостановка сделки – это один из возможных сценариев. И мы не исключаем, что сделка в 2015-2016 годах будет завершена.
- Есть мнение, что в сфере ЖКХ дела идут не очень хорошо, потому что в нее не идут инвесторы. Ищете ли вы инвесторов и что они могут изменить?
- Да, отсутствие серьезных инвестиций – это самое слабое место ЖКХ. У нас сети изношены в среднем на 70-80%, и без стороннего инвестирования произвести их замену практически невозможно. Но я бы сказал по-другому: инвесторы не идут в ЖКХ как раз потому, что дела в этой сфере идут не очень хорошо. Это вызвано искусственным сдерживанием тарифов, которое необходимо для поддержания социальной стабильности. Но если инвестор не видит возможности вернуть потраченные средства, естественно, что он своими деньгами рисковать не будет. Мы занимаемся поиском инвесторов. Пока в нашем акционерном обществе эта задача в полном объеме не решена.
ЛГЭК – специфическая компания, и ей нужен специфический инвестор. Просто человек или компания с деньгами – это не наш инвестор. Наш инвестор – это структура, которая обладает необходимыми компетенциями именно в сфере ресурсоснабжения и обладает финансовыми возможностями для инвестирования проектов в сфере ЖКХ. Таких, которые и понимают, и имеют свободные ресурсы, – немного. У нас пока есть только один частный инвестор. Ему принадлежит 13% акций. Это компания Immenso Enterprises Limited. Но нам хотелось бы, чтобы частные инвесторы имели больше акций в нашей компании, чтобы они помогли нам решить задачу обновления инфраструктуры.
- Больше – это сколько?
- Любой инвестор хотел бы иметь контрольный пакет в 51%. Но есть ограничение, предусмотренное действующим законодательством, которое говорит, что контрольный пакет акций в организациях, занятых водоснабжением и водоотведением, должен оставаться за государством.
- Частный инвестор – это единственное решение для ЖКХ?
- Я считаю, есть даже более разумное решение проблем ЖКХ, чем привлечение инвестора. Инструментом решения всех наших проблем может стать федеральная целевая программа, которая позволила бы реконструировать водопроводы, коллекторы, электрические и тепловые сети. За последние десятилетие очень много и успешно реализовано федеральных целевых программ. Федеральная программа позволила бы обновить хозяйство ЖКХ и удержать тариф на сегодняшнем уровне. Ведь участие частного инвестора, в отличие от государства, не может не сказаться на конечном тарифе. А это значит, что за частные инвестиции будет платить потребитель или городской бюджет. В случае если примут федеральную программу, эти две неприятные вещи будут исключены.
- Кризис как-то сказывается на работе вашей компании?
- У нас в компании был создан антикризисный штаб. Идея была простая: те негативные последствия, которые могут наступить или уже наступают, –предсказуемы и можно смоделировать действия, которые надо принять, чтобы смягчить негативные последствия кризиса. Одним из последствий кризиса уже стало удорожание импортного оборудования. Соответственно, это не позволит нам в полном объеме выполнить инвестпрограммы, если покупать импортное оборудование, предусмотренное докризисными проектами. Так вот, одним из пунктов решения штаба шло рассмотрение возможности закупки отечественного оборудования, цены на которое тоже, безусловно, изменились, но не так существенно. Но полностью отказаться от импорта мы тоже не можем. В предыдущие годы мы закупали оборудование за рубежом, например, насосы. Они требуют регулярного техобслуживания, замены каких-то деталей, которые мы вынуждены по-прежнему закупать за рубежом.
- Много ли у вас должников и как вы с ними боретесь?
- В 2012 году мы перешли на прямые взаиморасчеты с населением и остановили рост задолженности управляющих компаний перед ЛГЭКом. Это, я считаю, одно из самых существенных наших достижений. На тот момент управляющие компании Липецка должны были ЛГЭКу, как я уже говорил, 1 млрд рублей. Это была задолженность, которая накопилась с 2005 до 2012 года. У населения тоже есть задолженность перед нашей компанией, она растет, но незначительно. В среднем горожане оплачивают 97% выставленных счетов. Не оплачивает счета 3% населения. Это так называемые асоциальные элементы – алкоголики, наркоманы, бездельники. Они вообще ни за что не платят, а иногда не только не платят, но еще и приворовывают. С неплательщиками боремся всеми законными средствами и воспитываем их на положительных примерах – каждый год награждаем своих самых добросовестных потребителей.
- Вы планировали создать собственную управляющую компанию. Чем закончился этот проект?
- Да, у нас была идея создать свою УК. По нашей логике, жителю комфортней быть в управляющей компании, принадлежащей не неизвестным частным лицам, которые сегодня появляются, а завтра исчезают, а в государственной компании. Для этого без нашего финансового и юридического участия было создано ООО «УК «ЛГЭК». С этой компанией у нас была договоренность: если она набирает значительны жилой фонд, допустим, 100-200-300 домов, то мы могли обратиться за разрешением на вхождение в уставный капитал этой управляющей компании. К сожалению, проект не был реализован. ООО «УК «ЛГЭК», набрало, по-моему, около 20 домов. Работа по привлечению жилого фонда шла очень тяжело. Основная проблема была в следующем. Желающих перейти в ООО «УК «ЛГЭК» было гораздо больше, чем перешло. Но по действующему законодательству необходимо провести общее собрание жильцов дома, собрать подписи, паспортные данные. Все это сделать очень сложно, и часто компании фальсифицируют эти данные. Вы знаете, что в судах постоянно идут разбирательства по этому поводу. Но работать по каким-то «серым» схемам мы не хотим и не будем.
- Несмотря на проблемы в сфере ЖКХ, ЛГЭК выполняет свои обязательства перед горожанами. Но если не будет инвестиций, если потребители будут плохо платить за услуги, может ли в сфере ЖКХ наступить «конец света» и когда это может произойти?
- Я негативные сценарии в принципе никогда не рассматриваю. Уверен в том, что позитивный настрой формирует позитивный результат. Но, учитывая важность нормального функционирования коммунальной сферы, власть, если это власть разумная, не может допустить такой сценарий. А наша власть понимает проблему, мониторит, глаз не сводит, руку на пульсе держит. И «конца света» не допустит.