WorldClass

29 сентября 2024, 02:26
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Статус Белгорода // Первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ольга Павлова: «При подготовке кадров необходимо учитывать реальные потребности рынка труда»

06.04.2015 12:31
Одной из актуальных проблем современности России является нехватка квалифицированных специалистов рабочих профессий. Решением этого вопроса активно занимаются в Белгородской области. В декабре минувшего года на Прохоровской земле состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию по направлению «Подготовка квалифицированных специалистов для социально-экономического развития регионов».

Одной из актуальных проблем современности России является нехватка квалифицированных специалистов рабочих профессий. Решением этого вопроса активно занимаются в Белгородской области. В декабре минувшего года на Прохоровской земле состоялось заседание межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию по направлению «Подготовка квалифицированных специалистов для социально-экономического развития регионов». Опыт Белгородской области по трансформации системы профессионального образования, определившей смену государственно-административной модели управления на государственно-частную, представила первый заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области Ольга Альбертовна Павлова.

Создание новой модели управления уже на первом этапе, в 2012 году, потребовало от региона пересмотра полномочий органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, в пользу работодателей. Данная норма была закреплена в базовом соглашении, заключающемся между правительством области и хозяйствующими субъектами - якорными работодателями в отношении всех СПО региона. При этом соглашение гарантирует сохранение бюджетного финансирования по реализации государственного стандарта. Сегодня якорными работодателями образовательных организаций выступают 25 предприятий области. В отношении одиннадцати данную функцию выполняют органы местного самоуправления.

Субъектами управленческой деятельности региональной модели частно-государственного партнерства на уровне образовательных организаций являются наблюдательные советы, созданные в автономных образовательных организациях (в настоящее время практически 100% СПО региона автономны).

В состав наблюдательных советов входят представители якорного работодателя, предприятий-партнеров, представители органов исполнительной власти муниципального и регионального уровня, а для социальной сферы - ведущие представители соответствующих отраслей (культуры, образования, здравоохранения и т.д.). Наблюдательный совет возглавляет руководитель якорного предприятия, который наделен полномочиями контроля за хозяйственно-финансовой, образовательной и организационно-управленческой деятельностью организации.

Заметную роль в предлагаемой модели играют работодатели-партнеры. Их участие необходимо в силу объективных причин. В настоящее время даже крупные предприятия не имеют возможности трудоустроить на своей базе всех выпускников той или иной профессиональной образовательной организации. В рамках соответствующего соглашения работодатели-партнеры имеют те же права и обязательства, что и якорный работодатель (финансовое участие, участие в формировании заказа на подготовку кадров для своего предприятий и т.д.). В отношении работодателей, не вошедших в управление образовательной организацией, действует декларация «О добровольных взаимных обязательствах в сфере кадрового обеспечения», закрепляющая обязанность возврата средств якорному работодателю.

На уровне объединений хозяйствующих субъектов консолидирующую функцию по определению объемов и направлений подготовки кадров, требований к их квалификации выполняют 8 советов работодателей, созданных по отраслевому принципу. Подчеркну, что отраслевые советы также осуществляют оценку качества подготовки выпускников и своей репутацией обеспечивают ее объективность.

Реализация региональной модели частно-государственного партнерства предполагает деятельность в нескольких направлениях.

Первое - формирование государственного заказа на подготовку кадров.

С 2012 года государственный заказ Белгородской области на подготовку кадров осуществляется следующим образом.

Якорные работодатели и предприятия-партнеры формируют «прямой» заказ на подготовку кадров в управляемой организации (не менее 70% контрольных цифр приема). Учет потребности предприятий и организаций, не включенных в управленческие структуры организаций СПО, происходит через «опосредованный» заказ 8 отраслевых советов работодателей и органов муниципального самоуправления (малый бизнес и бюджетная сфера) (около 30% набора). Отмечу, что применение механизма «прямого» заказа позволяет уже на стадии приема закрепить за каждым студентом рабочее место на производстве как для обучения, так и последующего трудоустройства.

Такой подход к формированию заказа повысил привлекательность среднего профессионального образования: на протяжении последних лет набор на программы подготовки рабочих и специалистов ежегодно увеличивается на 10-15%. При этом прием на внебюджетной основе составляет лишь 10% от общего набора. В настоящее время конкурс при приеме в ссузы по ряду профессий и специальностей составляет более 4 человек на место. Положительная динамика приема тем более значима на фоне сложной демографической ситуации.

Второе направление - это дуальное обучение, обучение на рабочем месте.

Высокое качество образования подразумевает востребованность выпускников в реальном секторе экономики. Быть востребованным - значит не просто получить качественную подготовку, но и как можно более раннюю встроенность в производственную среду. В этой связи дуальное обучение, когда студенты не менее 50% времени обучаются на производстве под руководством опытных наставников, и позволяет комплексно решать эти задачи.

В настоящее время на дуальное обучение переведено 100% обучающихся вторых и последующих курсов, за которыми на предприятиях закреплено около 700 наставников из числа наиболее квалифицированных специалистов. В целях максимального приближения образовательного процесса к производству перестроены учебные планы: на первый курс перенесены профессиональные модули, для сезонных профессий и специальностей сокращен период летних каникул за счет увеличения каникулярного времени в зимнее время.

В дальнейшем планируется, что по ряду профессий обучению на производстве будет отведено от 60 до 70% учебного времени. В этой связи мы поддерживаем инициативу департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров по внесению изменений в федеральные образовательные стандарты СПО, предполагающие увеличение количества часов практики за счет вариативной части программ.

Возрастающий дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих практическими умениями, - проблема как среднего профессионального, так и высшего образования. В целях решения вышеназванной проблемы в очно-заочной форме студенты инженерных специальностей белгородских вузов проходят обучение по рабочим профессиям на базе П00. В 2013-2014 годах 136 таких студентов получили рабочую профессию. В перспективе планируется расширение направлений подготовки за счет получения студентами ВПО рабочих профессий сельскохозяйственного профиля.

Кроме того, с 2015 года в вузах региона планируется организация обучения по 20 программам бакалавриата, «сопряженным» с программами СПО. Это даст возможность талантливым выпускникам колледжей и техникумов получить высшее образование без сдачи ЕГЭ и сократить срок обучения на 1 год.

Третье - финансирование и развитие инфраструктуры государственной системы подготовки кадров.

В течение последних семи лет в области проведена оптимизация сети профессионального образования: все образовательные организации СПО и ВПО интегрированы в образовательно-производственные кластеры; 100% профессиональных училищ сменили статус, став техникумами; 65% организаций СПО стали монопрофильными, 35% многопрофильными.

В регионе действует многоканальная система финансирования. За счет средств регионального бюджета осуществляется реализация ФГОС, выплаты социального характера. Средства федеральной субсидии направляются на развитие учебно-лабораторной базы. Работодателями за счет собственных средств осуществляется формирование материально-технической базы по вновь вводимым профессиям (ремонт, закупка оборудования), доплата мастерам производственного обучения, выплата корпоративной стипендии студентам, оплата труда во время дуального обучения.

В настоящее время осуществляется переход от традиционной формы реализации образовательных программ к сетевой, что требует развития инфраструктуры государственной системы подготовки кадров.

За счет консолидации федеральных, региональных средств и средств хозяйствующих субъектов созданы 9 ресурсных и 10 многофункциональных центров прикладных квалификаций. В целях реализации дуального обучения открыты учебные классы на производстве, запущены мини-производства в образовательных организациях.

В числе ключевых направлений - развитие кадрового состава.

Одной из острейших проблем, стоящих перед системой профессионального образования, является недостаточный уровень профессиональных компетенций инженерно-педагогических работников.

В европейской практике при формировании кадрового состава профессиональных организаций важнейшим критерием является наличие у специалиста длительного производственного опыта. При этом действует принцип пятилетней цикличности: деятельность на производстве сменяется деятельностью в образовательной организации. В рамках реализации данной идеи в регионе широкое распространение получил опыт перехода в образовательные организации производственников, привлечения штатных работников предприятий в качестве преподавателей-совместителей, развитие института наставничества.

Считаем, что основным стимулом для закрепления в системе профобразования высокопрофессиональных инженерно-педагогических кадров должна стать достойная заработная плата. В целях поддержки преподавателей по корпоративным критериям оценки отдельными якорными работодателями осуществляется материальное стимулирование. В ближайшей перспективе данная практика будет расширена: запланировано создание фондов материального стимулирования. Сформированный за счет средств работодателей и подотчетный наблюдательному совету фонд должен стать инструментом трансляции требований работодателей к деятельности преподавателей спецдисциплин и мастеров.

Профессионализм мастеров определяется знаниями технологических процессов. В этой связи особую ценность приобретает производственная стажировка. С 2013 года прохождение стажировки не менее 1 раза в год является одним из критериев аттестации преподавателя организаций СПО региона. Так же как преподавателям ссуза важно владеть технологиями производства, так и наставникам важно знать азы педагогики. В новом году для наставников предприятий запущена программа педагогической стажировки объемом 8 часов.

Пятое - независимая оценка качества профессионального образования.

Изменение содержания, форм и методов обучения диктует задачу перехода к экспертным принципам оценивания качества профессионального образования.

В рамках системы независимой государственно-общественной оценки качества в регионе образовано агентство развития квалификаций, создано 11 многопрофильных региональных центров оценки и сертификации квалификаций по 7 отраслям. Сформировано 70 квалификационных комиссий, в работе которых принимают участие только специалисты-эксперты производственных предприятий области. Объективность результатов качества подготовки подтверждается руководителями объединений работодателей; их подписью работодатели региона признают уровень квалификации выпускников, зафиксированный в свидетельстве.

В зимний и летний выпуски 2014 года независимую оценку уровня квалификации прошли треть выпускников техникумов и колледжей по 20 рабочим профессиям пяти отраслей. Успешно прошли процедуру независимой оценки 93,3% выпускников. Четвертый разряд определен у трети выпускников (37,2%), третий разряд подтвердили более половины (56,2%), 20% получили второй разряд.

Одной из действенных форм оценки качества профессионального образования являются конкурсы профессионального мастерства. Ежегодно в области проводятся региональные этапы всероссийской олимпиады по 12 профессиям и специальностям, в которые вовлечены более 60% обучающихся. Студенты белгородских ссузов традиционно являются призерами и лауреатами всероссийского этапа олимпиад профессионального мастерства. Однако мы понимаем, что повышение престижа рабочих профессий требует не только проведения конкурсных процедур, но и гармонизации лучших практик, мировых профессиональных стандартов и передовых технологий. Широкие возможности для этого представляет движение World Skills. Команда Белгородской области в 2014 году приняла участие в национальном чемпионате World Skills Russia в Казани и по компетенциям «парикмахер» и «повар» пошла в десятку. В 2015 году Белгородская область планирует стать полноправным участником движения World Skills Russia и принять участие в конкурсе на проведение национального чемпионата.

Очередными шагами по внедрению системы независимой оценки качества профессионального образования станут независимая оценка квалификаций школьников, освоивших массовые рабочие профессии; сертификация незанятых граждан; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

И последнее - трудоустройство молодых специалистов и рабочих.

Существующий в регионе порядок заключения договоров дуального обучения между студентом и работодателем гарантирует обучение на производстве, предоставляет право работодателю отобрать лучших. По-настоящему же решить проблему трудоустройства, на наш взгляд, должен договор образовательного займа, предусматривающий возврат средств работодателю в случае невыполнения обязательств со стороны выпускника. Предоставление образовательного займа студентам вторых-третьих курсов создает условия, при которых работодатель «не покупает кота в мешке», а заключает договор с социально зрелыми и профессионально адаптированными студентами. Данная практика должна быть востребована и в отношении студентов вузов. Привлекательность образовательного займа для хозяйствующих субъектов, инвестирующих в подготовку кадров, обеспечивается и тем, что данный вид расходов может быть отнесен к расходам, связанным с производством, т.е. включен в себестоимость продукции.

В отношении организаций социальной сферы применяется механизм целевой подготовки кадров с закреплением персональной ответственности, зафиксированной в эффективном контракте руководителя организации (главного врача, директора школы, заведующего детским садом и руководителя учреждения культуры) в случае непредставления выпускнику рабочего места.

В настоящее время, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», целевой прием в СПО не предполагается (конкурс не предполагается). Считаем, что законодательное закрепление за регионами права осуществлять целевой прием на программы СПО за счет средств бюджета субъекта позволит гарантировать трудоустройство молодых специалистов на рабочие места в соответствии с полученным образованием.

Альтернативной формой трудоустройства выпускников призваны стать общества с ограниченной ответственностью, созданные на базе ПОО региона при учредительстве образовательной организации (40%) и ее выпускников (60%). «Мобильные бригады» - это новый механизм экономических отношений, предполагающий работу в системе «выпускник - работник - собственник». Участие выпускников на правах собственников в ООО - хорошая мотивация к повышению производительности труда и получению высокого дохода. На сегодняшний день на объектах области работают 7 мобильных бригад строительного профиля. С 2015 года планируется увеличить число бригад до 40 и расширить сферы их деятельности, а к 2016 году привлечь к данной работе не менее 1000 выпускников и незанятых граждан.

В общественно-профессиональном сознании бытует мнение о том, что для работодателей, несущих затраты на поддержку профессиональных организаций, необходимы определенные преференции и льготы. Однако в своей работе мы сознательно отказались от такого подхода.

Региональная модель развивается с учетом опыта построения европейской системы подготовки кадров, где профобразование было и остается государственной задачей. Мы исходим из того, что подготовка квалифицированных кадров должна быть общим делом власти и бизнеса, реализация которого даст мощный мультипликативный эффект и принесет взаимовыгодные социально-экономические результаты.

Очевидно, что решение обозначенных задач потребует не одного дня. Это длительная работа, рассчитанная на годы. Однако в нашей области создан задел для движения вперед. Намечены дальнейшие четкие шаги по приведению структуры подготовки кадров к реальным потребностям рынка труда.

Статус Белгорода, №1 (58), 2015.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0