Воронеж. 13.04.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Воронежский губернатор Алексей Гордеев, выступая перед областной Думой с отчетом о деятельности своего правительства за 2014 год, пообещал за три года удвоить в регионе производство мяса. Проблема в том, что предыдущее обещание аналогичного свойства команде Гордеева выполнить не удалось. В 2009 году, придя в Воронежскую область из Минсельхоза, Гордеев обещал удвоить производство мяса за пять-шесть лет. В результате обеспечена прибавка всего на 35% (324 тыс. против 240 тыс. тонн в живом весе).
Постановка амбициозных целей – в принципе, вещь хорошая. Она позволяет мобилизовать административные структуры и дает сигнал как местному, так и инорегиональному бизнесу. К тому же есть определенные основания полагать, что команде Алексея Гордеева удастся обеспечить удвоение производства мяса за три года, как, впрочем, есть и противоположные основания. За последнее время в аграрной отрасли Воронежской области наметилась позитивная динамика, которая, собственно, и нашла отражение в отчете Гордеева перед областной Думой. Губернатор подчеркнул, что одним из ключевых приоритетов в деятельности возглавляемого им правительства является развитие животноводства. Оно важно не только само по себе, но и с прицелом на развитие сельских территорий. Гордеев выделил осуществляемые в регионе крупные проекты таких компаний, как ООО «Заречное», «ЭкоНиваАгро», «Калитва», «Новомарковское», АПК «Агроэко» и так далее, - с объемом инвестиций около 100 млрд рублей.
Во многом успехи отрасли вызваны ее государственной поддержкой, заявил губернатор. На развитие АПК в 2014 году было выделено 9,4 млрд рублей, из них 3,4 млрд – из областного бюджета, что в три раза больше, чем в 2009-м. Понятно, что речь идет об абсолютных цифрах, в относительных рост господдержки будет, конечно, не таким впечатляющим. А в рейтинге субъектов РФ Воронежская область по производству продукции животноводства переместилась за пять лет с 17-го на девятое место.
Отдельные показатели губернатор Алексей Гордеев разбирать не стал. Но не будет лишним их привести в сравнении с соседними регионами. Безусловным лидером в Центральном Черноземье Воронежская область является только в производстве молока (788 тыс. тонн в 2014 году), и здесь действительно на протяжении ряда лет наблюдалась хорошая динамика. Второе место регион занимает по выпуску яиц (925 млн штук против 1,3 млн штук на Белгородчине) и четвертое - по мясу в живом весе (324 тыс. тонн). Воронежскую область опережают не только Белгородская область, являющаяся со своими 1,5 млн тонн в год российским лидером, но и Курская, и Тамбовская области (386 и 341 тыс. тонн соответственно). Причем если у Курска и Тамбова в 2014 году фиксировался рост производства (на 35% и 29%), то в Воронеже фиксировался спад, который Гордеев справедливо объяснил вспышками африканской чумы свиней. Спад был и по инвестициям в основной капитал в сельском хозяйстве. Они упали на 10,4%.
Особого разговора требует, пожалуй, тема увязки развития животноводства с развитием сельских территорий, которую поднял губернатор. Речь, конечно же, идет о целом комплексе факторов: инфраструктура, рабочие места, уровень жизни, демография и т.д. И здесь немаловажным обстоятельством является тот факт, что за время пребывания Алексея Гордеева в кресле губернатора Воронежской области в регионе существенно изменилась структура животноводства. Если в 2009 году из всего объема мясного производства 56,8% приходилось на частные подворья и фермеров, то в 2014-м аналогичный показатель составил уже 31,2%. В количественном выражении вклад частных подворий и фермеров снизился примерно со 136 до 100 тыс. тонн, что естественным образом привело к некоторому обрушению масштабов крестьянской экономики, прежде всего - из-за того, что крестьяне и фермеры перестают держать свиней в связи с АЧС. Очевидно, что меры губернских властей по переориентации частников на другие виды животноводства не работают. Или работают недостаточно. Что, кстати, является одной из причин, почему новое обещание Гордеева об удвоении производства мяса в регионе может не быть выполнено. Другая важная причина лежит на поверхности в большей степени - высокие ставки по банковским кредитам, вызванные западными санкциями и падением рубля, системный кризис в отечественной экономике.
Наряду с успехами в АПК губернатор Алексей Гордеев, выступая перед депутатами, обозначил некоторый демографический прорыв на шестом году своего руководства областью. По состоянию на начало 2015-го население региона впервые увеличилось, пусть и всего на 2,1 тыс. человек, превысив 2,33 млн человек. А средняя продолжительность жизни в 2014 году достигла 71,5 года (по итогам 2008-го она составляла 68,3 года). Впрочем, ситуация на 1 января не означает, что облправительству во главе с Гордеевым удалось переломить негативный демографический тренд. С 2009-го по 2014 год в Воронежской области умерло 224,561 тыс. человек. Смертность в регионе значительно превышала рождаемость. Естественная убыль населения за указанный период времени составила 77,707 тыс. человек. К тому же, несмотря на хороший общеобластной показатель, в 2014 году сохранялась тревожная ситуация в Воронеже. Смертность населения превысила рождаемость на 14,3%. Естественная убыль в Воронеже была 1,6 тыс. человек. Также в Воронежской области продолжается давняя миграция из села в город. В 2014 году из общего числа выбывших из сельских населенных пунктов (а таковых насчитывалось 26 тыс. человек) 18,3 тыс. переехали в города. Не надо, наверное, и говорить, что прирост населения области-2014 обеспечила внешняя миграция.
Но, очевидно, понимая, что уровень и качество жизни являются главной задачей власти, губернатор именно им уделил наибольшее внимание в своем отчете. (Интересно, что по размеру заработной платы Воронежская область впервые опередила Белгородскую - на 133 рубля.) То же самое животноводство он увязывает, повторимся, с развитием села. Но сельская тема прошла красной нитью по многим разделам доклада. Например, в промышленности Гордеев отметил запуск производства новых видов теплообменного и емкостного оборудования на Грибановском машиностроительном заводе и ООО «Бормаш». «Важно, - сказал он, - что промышленность развивается не только в Воронеже». Ту же тематику Гордеев затронул, когда ставил задачи для облправительства в резюмирующей части отчета. Всего их шесть. Во-первых, сохранение стабильности в обществе, для чего требуется исполнение всех социальных обязательств государства и осуществление контроля за ценами, а также принятие оперативных мер на рынке труда. Во-вторых, правовая защищенность предпринимательской деятельности, в том числе - через смягчение административных барьеров для бизнеса. В-третьих, импортозамещение. В-четвертых, развитие человеческого потенциала через образование, здравоохранение, культуру и спорт. В-пятых, модернизация промышленности и сельского хозяйства ради повышения производительности труда и ресурсосбережения. В-шестых, проведение сдержанной бюджетной политики и усовершенствование всей финансовой системы, в том числе отказ от внешних коммерческих заимствований, которые составляют до трети общего государственного долга Воронежской области (29,8 млрд рублей).
Но в целом докладу Алексею Гордеева не хватило двух вещей - анализа экономического развития муниципалитетов Воронежской области и причин снижения экономического роста. Если за первую пятилетку Гордеева валовый региональный продукт в Воронежской области удвоился (с 300 млрд в 2009-м до 620 млрд рублей в 2013-м), то в 2014-м он вырос всего на 2,5%. Что касается развития территорий, то Алексей Гордеев говорил о них только в свете конкурса на лучшее муниципальное образование, тогда как, например, его белгородский коллега Евгений Савченко анализирует экономические успехи и провалы местных органов власти детально. К традиционно сильным городам Лиски, Россошь, Богучар, Калач) и районам (Лискинский, Рамонский, Бобровский, Россошанский) добавились Каменское, Ольховатское городские поселения, Воробьевское сельское поселение, а также Кантемировский, Каменский и Таловский районы.
В экономической части отчета также не хватало причин снижения инвестиционной активности по ряду важных направлений. В частности, упала она в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - на 78,1%, финансовой деятельности - на 69,8%, в гостинично-ресторанном бизнесе - на 66,3%, текстильном и швейном производстве - на 56,3%, производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 45%, химическом производстве - на 44,4%. Госуправление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение потеряли в 2014 году 40,6%, а здравоохранение и предоставление социальных услуг - 36,8%.
В ряде аспектов оказался незаслуженно забыт областной центр. Индекс промышленного производства в Воронеже превысил общеобластной (112,8% против 108%). А вот объем инвестиций в основной капитал, в отличие от региона в целом (прибавка на 8%), снизился на 6,7%, что является довольно тревожным сигналом. Зато Воронеж громко прозвучал в строительном разделе - в связи с тем, что на него приходится более 60% от общего массива ввода жилья. По итогам 2014 года в областном центре достигнут исторический максимум площади новых жилых помещений (926 тыс. кв. м). «И здесь мы побили рекорд времен Никита Хрущева», - признался Алексей Гордеев. То есть по давней традиции властной вертикали он выпячивал положительные показатели и умалчивал об отрицательных, хотя именно на них, казалось бы, следовало делать упор.