WorldClass

29 сентября 2024, 02:20
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Белгородский бизнес-класс // Коммерческий директор ООО «ИнБиТек» Игорь Чернов: «Инвестиции для выживания»

17.04.2015 12:03
Бизнесу для развития, для реализации новых проектов необходимы деньги. Пока самым простым решением остается взять кредит в банке. Но всегда ли это просто? Разговор с банками сейчас выстраивается тяжело. Нервничают все. Банки не уверены в бизнесе, бизнес не уверен в банках. Да и откуда взяться уверенности, если экономика страны нестабильна как карточный домик. Удавка спирали кризиса взаимного доверия затягивается всё туже и туже. Моделей поведения в этой ситуации немного. Безусловно, есть те, кому сейчас хорошо - но таких меньшинство.

Бизнесу для развития, для реализации новых проектов необходимы деньги. Пока самым простым решением остается взять кредит в банке. Но всегда ли это просто?

Разговор с банками сейчас выстраивается тяжело. Нервничают все. Банки не уверены в бизнесе, бизнес не уверен в банках. Да и откуда взяться уверенности, если экономика страны нестабильна как карточный домик. Удавка спирали кризиса взаимного доверия затягивается всё туже и туже. Моделей поведения в этой ситуации немного. Безусловно, есть те, кому сейчас хорошо - но таких меньшинство. А абсолютное большинство пытается решить дилемму - продать (закрыть) бизнес сейчас, либо, стиснув зубы, двигаться дальше и надеяться на улучшение ситуации. И, кстати говоря, не только предприниматели, но и банкиры имеют ровно такую же перспективу.

Именно сейчас становится очевидно - когда плохо всем, более понятными выглядят предприниматели, которые хоть что-то делают. Самая большая проблема для банка - апатия руководителя, когда он уже перегорел, опустил руки и больше не готов бороться. Тогда он дистанцируется от бизнеса, ему становится все равно, что дальше будет происходить с его делом, коллективом, партнерами, обязательствами.

И именно банки сейчас могут определять, какой политики придерживаться - жестко консервативной (никого не кредитуем, риски страхуем, пережидаем до лучших времен) или стабилизационной (поддерживаем малый и средний бизнес, особенно если это понятные, прозрачные компании, которые, несмотря на сложные обстоятельства, выполняют свои обязательства). К сожалению, большая часть банков выбирает сейчас жестко консервативную политику. Чем, собственно говоря, губят свои партнерские отношения с бизнесом. Поверьте предпринимателю: лояльности к банку, если он заинтересован лишь в оборотах, но при этом не может предоставить ни сервис, ни оперативность, ни кредитное плечо - ее просто нет. Будет возможность уйти - предприниматель уйдет. Он ничем банку не обязан. Напротив, если уж вдаваться в экономические дебри, именно обороты предпринимателей, их остатки денег на расчетных счетах и являются основными активами банков, их капитализацией.

Именно об этом мы говорили с ведущими банками, представленными в Белгородской области, несколько месяцев назад. Душевная получилась беседа, хотя и достаточно неожиданного формата. Могу сказать - люди подобрались все достойные, при этом с высокими

званиями и статусами. Все предложили попробовать поработать. Попробовал. И вот тут в очередной раз убедился - бюрократическая система работает всегда и везде. Под самыми разными предлогами, ссылаясь на кого угодно (преимущественно на головной офис в Москве, указы Путина, инопланетян), старались отказать. При доверительных приватных разговорах сообщали: «Вы знаете, ваша отрасль рисковая, стагнирует, много проблем, ну просто не интересно. Но не можем же мы прямо об этом сказать - у нас еще есть план по открытию новых расчетных счетов и оборотов». Я искренне сочувствовал одному представителю, но это не решало моих задач, и я переходил к следующему, а потом к следующему...

Получалось как в анекдоте. «Дайте прибыль - будет кредит», - твердили банки. «Дайте кредит - будет прибыль», - говорил я. И круг волшебным образом замыкался. А по такому кругу ходить можно бесконечное время, которого у предпринимателей просто нет. В итоге один из представителей банка все-таки смог вникнуть в ситуацию, грамотно ее оценить, отстоять нас как партнера перед головным офисом (и далее по списку, ну вы помните), и согласовать адекватные условия для дальнейшей работы. Я же, в свою очередь, пройдя множество кругов ада в поисках далеко не бесплатных денег, готов дать самые лестные рекомендации Евгению Стерликову - начальнику управления по развитию корпоративного бизнеса Металлинвестбанка. Евгений действительно развивает бизнес, а не имитирует крайнюю заинтересованность. Я уверен, что банковский бизнес, впрочем, как и любой другой - делают люди. И именно от их подхода, профессионализма, доброжелательности и желания помочь зачастую зависит конечный результат.

Предпринимателям часто не хватает не столько денег, сколько терпения. Терпение - самый дефицитный ресурс. Но любое терпение тоже стоит денег - и в прямом, и в переносном смысле слова. В бизнесе ведь не зря еще в начале коммерческой эпохи (со времен Адама Смита) ставили вопрос о постоянных и переменных затратах. Можно ведь и ничего не делать, а постоянные затраты капают. Капают и тянут на дно бизнес.

А предпринимателю хочется, чтобы бизнес не просто функционировал, а рос. Чтобы он развивался. Чтобы инвестиции шли не только в выживание, а позволяли реализовывать самые амбициозные проекты. В конечном итоге, помимо прямой цели - заработать деньги, есть еще и более глобальная цель - самореализация, построение собственной системы именно в том представлении, как ты ее видишь. Ведь даже, казалось бы, обычные, банальные бизнесы при должном осмыслении можно перезагрузить так, что они заиграют новыми красками и возможностями. Однако, чтобы это произошло, банковского финансирования недостаточно. Я бы даже сказал - это просто совершенно неподходящий инструмент.

А максимально подходящий для этого инструмент -привлечение партнеров на долгосрочной основе. Можно привлекать друзей и знакомых, а можно - инвестиционные фонды. Я несколько лет вынашивал свою идею, бился головой во все запертые двери, которые только мог, общался со многими людьми для того, чтобы в итоге понять несколько очень важных вещей. Инвестиции нужны. Инвестиции должны быть направлены в развитие. И инвестиции должны быть от инвестиционных фондов. А поскольку для малого бизнеса это колоссальная редкость - получить финансирование от инвестфонда, именно об этом, о своем поиске, общении с инвестиционными фондами, нюансах и деталях для небольших семейных предприятий я и расскажу в следующий раз. Заинтригованы? Тогда до встречи!

Белгородский бизнес-класс, №9, сентябрь, 2014.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0