WorldClass

22 сентября 2024, 22:28
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

ИН // Долго ли Воронежу быть столицей?

17.07.2009 11:28
Уходящие в небо башни из стекла и бетона по разным сторонам гигантского выставочного комплекса, круто меняющие городской ландшафт уральской столицы, – таким должен был предстать перед гостями саммита глав государств – членов ШОС -2009, проводимого в июне этого года в Екатеринбурге, Международный выставочный центр. Выставочные площади – около 80 тыс. кв.

Уходящие в небо башни из стекла и бетона по разным сторонам гигантского выставочного комплекса, круто меняющие городской ландшафт уральской столицы, – таким должен был предстать перед гостями саммита глав государств – членов ШОС -2009, проводимого в июне этого года в Екатеринбурге, Международный выставочный центр. Выставочные площади – около 80 тыс. кв. м, гостиница на 470 мест, офисно-административное здание на 1250 сотрудников, предприятия общественного питания, конгресс-холл на 2000 посадочных мест, подземная парковка на 2500 машин и многое другое, без чего нельзя себе вообразить современный выставочный комплекс международного класса. Ключевым словом в этом описании стало «вообразить».

Проект, на который уральский бизнес возлагал большие надежды и который должен был закрепить за Екатеринбургом статус третьей экономической столицы России, так и не был реализован и стал еще одной жертвой финансового кризиса. «Не хватило денег», – весьма прозаичная фраза по нынешним временам для девелоперского бизнеса, рассчитывавшего только на свои силы и вынужденного отменять или замораживать перспективные новостройки.

Новую экономическую реальность, именуемую по инерции «финансовым кризисом», еще предстоит переосмыслить экономистам и политикам. Но уже сейчас очевидно, что она предлагает совершенно новые правила как поведения на рынках, так и планирования проектов федерального уровня, а возможно, развитие новых форм государственно-частного партнерства. Именно в рамках такого сотрудничества, видимо, стоит рассматривать реализацию масштабных объектов, способных вызвать синергетический эффект для экономики всего региона.

Современная геоэкономическая структура России получила в наследство от Советского Союза схему «центр – периферия» с центром в Москве и регионами, развитие которых напрямую связывалось с их сырьевыми возможностями. Можно по‑разному называть положение России последних лет в мировой экономике: сырьевым придатком Запада, как было в козыревские времена, или энергетической супердержавой – во времена, когда нефть стоила 150 долларов США за баррель. Суть остается та же – сырьевая направленность экономики и прямая зависимость от состояния производства в странах – рынках сбыта. Неоднократно озвученный первыми лицами нашей страны государственный курс, предполагающий постепенный отход от этой сырьевой зависимости, включает в себя также и территориальную диверсификацию России.

Мировая практика стран, демонстрировавших высокий экономический рост, показывает, что в случае создания действенной экономической децентрализации он может достигаться за счет опережающего развития нескольких регионов. Эти регионы-лидеры становятся генераторами инновационного развития всей страны в целом и задают новый тип экономического и социального устройства государства. Безусловно, каждый такой регион должен будет занять свое место в новой пространственной иерархии России сообразно выстроенной специализации в зависимости от территориального расположения. Одни регионы могли бы при этом стать финансовыми или производственными центрами, другие – информационными, интеллектуальными или торгово-посредническими. Причем, что характерно, города-миллионники (или города, численность населения которых приближается к миллиону), которые, по идее, должны были бы стать такими центрами, далеко не всегда отвечают необходимым для этого требованиям в силу сложившейся на данный момент структуры их экономики.

Эффективное встраивание в глобальную экономику требует изменения в самом подходе к планам перспективного развития регионов, которое должно подразумевать не только планирование создания новых объектов, дополняющих существующую инфраструктуру, но и реализацию проектов, способных коренным образом изменить экономику региона, дать мощный толчок в развитии и выступить в качестве локомотива для соседних областей.

От инициативности бизнеса и местных властей в данной ситуации может очень многое зависеть – будет ли регион находиться в конце рейтингов регионов с соответствующим уровнем жизни или он станет демонстрировать пример для развития других областей и оказывать влияние на их экономическое положение.

Лидером может стать Воронежская область, исключительно удобное географическое положение которой позволяет выступать в роли крупнейшего транспортного узла, соединяющего центр и юг России, страны Закавказья с Украиной и Сибирью. Меридиональная железная дорога Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону –Новороссийск связывает Центральный федеральный округ с Черноморским побережьем Кавказа, зоной отдыха и единственным российским крупным портомна Черном море – Новороссийском. Помимо железной дороги через Воронеж проходит федеральная автодорога М4 «Дон», а также федеральная автодорога А144 Курск – Воронеж – Саратов, соединяющая Центральное Черноземье с Поволжьем.

Со времен Великого шелкового пути известно, какое огромное значение может иметь выгодное расположение города на глобальной транспортной артерии. Представляется, что в условиях построения новой территориально-дифференцированной России Воронеж мог бы стать важнейшим звеном, соединяющим ключевые экономические регионы.

Но не одна только география должна повлиять на развитие нашей области. Воронеж с советских времен является крупнейшим интеллектуальным и образовательным центром, в котором были сконцентрированы наукоемкие производства и вузы с высоким качеством подготовки специалистов.

Кроме того, Воронежская область – одна из немногих в нашей стране, не относящаяся к зоне рискованного земледелия.

Совокупность этих факторов позволяет Воронежу рассчитывать в новой экономической реальности страны занять место торгово-логистического и инновационно-технологического региона, в котором были бы сконцентрированы бизнес-центры и объекты логистики, выставочные комплексы и центры международной торговли. Особенно эффективной при этом могла бы стать выставочная деятельность.

Читатель может возразить – а как же упоминавшаяся горькая судьба екатеринбургского выставочного проекта? Не это ли яркий пример неудачи на поприще реализации масштабных проектов такого рода? И будет при этом и прав, и неправ.

Объекты подобного уровня просто не могут быть реализованы вне рамок государственного планирования по переустройству российских регионов и без активного участия местных властей. Опираясь только на частный капитал, невозможно решать задачи, имеющие федеральное значение. В Екатеринбурге, конечно же, Международный выставочный центр построят (найдут другого девелопера, привлекут государство), потому что у бизнеса и власти есть в этом вопросе взаимопонимание в целом и понимание необходимости такого объекта для экономики Урала.

Известно, что планы возведения в Воронеже крупного выставочного центра существуют уже достаточно давно: около трех лет региональные власти проводят консультации в Москве о целесообразности реализации такого проекта. Пока, к сожалению, о результатах этой работы ничего определенного сказать нельзя.

Во время работы над материалом редакции «ИН» стало известно о том, что в Воронеже, в районе аэропорта, был приобретен земельный участок, владелец которого планирует использовать его в качестве площадки под строительство большого выставочного комплекса. На фоне сворачивающихся девелоперских проектов эта информация показалась нам довольно любопытной. «ИН» удалось выяснить, что это за компания, и побеседовать с ее владельцем Вадимом Аксеновым о планах строительства нового объекта (читайте интервью в этом же номере журнала). Судя по всему, проект не из серии «кому кризис, а кому ребрендинг», и его инициатор рассчитывает на широкое участие в нем как частного бизнеса региона, так и властных структур.

Ни для кого не секрет существование у воронежцев некоторого затаенного комплекса, связанного с частичной утратой городом гордого звания столицы Центрального Черноземья, на которое, например, в последнее время посягает Липецк за счет более активного развития своей области. Воронежский край не так богат сырьевыми ресурсами, как соседние Белгородская, Липецкая и Курская области, что позволяет им улучшать свое социально-экономическое положение. Новые объекты – торгово-развлекательные центры и гипермаркеты, вводимые в эксплуатацию в Воронеже, рассчитаны, скорее, на удовлетворение внутреннего регионального спроса, а не на то, чтобы придать качественный толчок развитию города и области. Поэтому проекты, направленные на создание крупных бизнес- и выставочных центров, при своей реализации тянущих за собой строительство всей необходимой инфраструктуры, могли бы изменить положение Воронежской области в обозримом будущем, превратив ее из региона-донора в лидера экономического роста в ЦЧР.

Воронежскими политологами давно обсуждается идея создания бренда Воронежа – уникального образа города, подчеркивающего его статус. Но речь обычно идет о том, чтобы придумать некое прилагательное к слову «столица» и продвигать его с помощью средств массовой информации и различных PR-мероприятий. Однако, например, Санкт-Петербург сначала приобрел музеи, театры и библиотеки, а потом уже звание «культурной столицы». А в Новосибирске сначала построили Академ‑ городок, и лишь затем он стал «научной столицей». Почему бы и Воронежу не пойти обычным путем? И тогда, возможно, через некоторое время, говоря о нашем городе, будут вспоминать не только улицу Лизюкова.

Алексей Сорокин
«ИН» № 24 (июль 2009)

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0