Какое будущее нас ждет? Насколько сильно информационно-сетевые технологии будут влиять на организацию рабочего процесса и наш повседневный быт? Выиграем ли мы от их повсеместного внедрения или наоборот - больше потеряем? Мы решили заглянуть в наше «электронное будущее» вместе с генеральным директором компании «БелИнфоНалог» Сергеем Щекиным.
Монолог первый: пророчества сбываются
«...Вот увидите, скоро ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет, а будет одно сплошное телевидение», - предрекал нам еще 25 лет назад герой любимого многими поколениями фильма. И ведь можно сказать «накаркал». Книг и газет мы сегодня читаем все меньше. В театры тоже ходим по большим праздникам, предпочитая коротать вечера у «одного сплошного телевидения» либо в интернете.
Сегодня в моде новое пророчество: через несколько лет от бумажного документооборота не останется и следа, и весь мир, в том числе и деловой, окончательно и бесповоротно уйдет в онлайн. В качестве пророков выступают даже первые лица государства, обещающие уже к 2017 году перевести на электронный документооборот все органы исполнительной власти. Только вдумайтесь: нам больше не придется обивать пороги чиновничьих кабинетов и стоять в коридорах в позе просителей. Любое обращение, жалоба, пожелание или вопрос сразу же поступят на соответствующий сайт, в нужный раздел, автоматически будет назначен исполнитель и зафиксируется время приема и сроки реагирования.
К концу 2014 года Минэкономразвития планирует внести на обсуждение правительства законопроект о необязательном использовании печатей и штампов для коммерческих организаций. В случае принятия закона директор вновь созданной компании при открытии расчетного счета сможет на законном основании сказать: «У меня нет печати». И банки не смогут ему отказать, поскольку электронная подпись (ЭП) будет иметь такую же силу.
По статистике отчетность через интернет в нашей стране сегодня сдают более 55% от общего числа юридических лиц. Думаю, уже в ближайшие 3-5 лет эта цифра вполне может достигнуть 60-70%. Тогда многочасовые очереди в налоговой инспекции в дни сдачи отчетности навсегда канут в лету. Есть к чему стремиться.
Другая важная сфера применения ЭП - электронные торги. Уже четвертый год страна обкатывает электронные аукционы. Для государственных и муниципальных закупок они являются обязательными. Но и бизнес предпочитает уходить от бумажной волокиты и когда-нибудь уйдет окончательно.
Еще одна перспективная ниша - использование электронной подписи для осуществления безбумажного документооборота между организациями и заключения договоров. Пока он еще недостаточно оценен предпринимателями. В основном безбумажным документооборотом пользуются организации, аффилированные между собой, и холдинги, объединяющие такие организации. Но когда-нибудь юридически значимый электронный документооборот между контрагентами станет вполне привычным явлением.
Расширение сферы применения электронной подписи не за горами. А, значит, число клиентов удостоверяющих центров только увеличится. Надеюсь, работы у нас только прибавится. За эти годы прошла обкатка инфраструктуры, поэтому возникает все меньше технических проблем как на стороне спецоператоров, так и в процессе их взаимодействия с контролирующими органами - соответственно, меньше сложностей у абонентов. Все становится прозрачнее, понятнее и доступнее.
Монолог второй: две стороны одной медали
Конечно же, мы считаем себя успешной компанией. У нас есть имя, есть опыт и репутация. Сейчас, с высоты прожитых предпринимательских лет, могу сказать только одно: начинающий предприниматель должен быть хотя бы немножко «голодным и злым». Наш бизнес начинался в теперь уже в далеких 90-х с маленького неуютного офиса и огромного желания изменить бухгалтерский мир к лучшему. И мы это сделали!
Еще на заре зарождения цивилизованных рыночных отношений в 1997 году мы с товарищем Михаилом Тереховым решили заняться автоматизацией бухгалтерского учета. Тема эта казалась нам интересной и перспективной. Михаил отлично ориентировался в бухучете, хорошо знал компьютерные программы, которые и тогда, и сейчас активно используются в бюджетной сфере. У меня же был опыт работы с первичной бухгалтерской документацией. Мы организовали компанию «Парусник» и стали региональным дилером московской фирмы «Парус» - разработчика и поставщика программного обеспечения для бюджетных организаций.
Начинали работать в спартанских условиях - сняли более чем скромный офис в здании НИИ Сельского хозяйства. В комнате был стол и телефон, но не было даже дверного замка. Поэтому, когда мы уходили, накрывали телефон газеткой, чтобы его не украли. Так продолжалось месяца четыре, пока стало нечем платить аренду. Тогда нашим офисом стала квартира Михаила.
Но, как говорится, все, что нас не убивает, делает сильнее. Уже спустя несколько лет «Парусник» стал успешной компанией и является таковой до сих пор.
Поскольку мы занимались бюджетным учетом, вопрос сдачи отчетности был очень актуален. Когда в начале 2000-х ФНС стала активно продвигать электронный документооборот, мы сотрудничали с разными операторами связи - компаниями, отправляющими отчетность в электронном виде. Одним из первых региональных операторов связи была компания «БелИнфоНалог». С ней мы начали работать с момента ее основания в 2003 году, а в 2008-м я ее возглавил. Уже тогда перед компаниями, сдающими отчетность через интернет, открывались большие перспективы, но были и риски - до 2011 года статус «операторов связи» был законодательно не закреплен.
В 2008 году функции БелИнфоНалога сводились к сдаче отчетности в ФНС и Пенсионный фонд, через год в эту программу включился Фонд социального страхования, потом Росстат. Тогда удостоверяющим центрам (УЦ) приходилось получать аккредитацию у каждого из этих ведомств, на что уходило много времени, пока в 2011 году не был принят бЗ-ФЗ «Об электронной подписи», обязавший все удостоверяющие центры пройти аккредитацию в Минкомсвязи. Теперь УЦ с аккредитацией министерства может работать по всем направлениям юридического документооборота в стране.
С 2012 года стали активно развиваться другие направления сдачи электронной отчетности. Сегодня практически в каждое ведомство предприятие может отправлять отчет в электронном виде и запрашивать информацию от него. Предприниматели, кстати, часто забывают, что с помощью электронной подписи осуществляется двустороннее взаимодействие. Например, можно оперативно получить информацию о задолженности компании перед бюджетом и не ждать писем из налоговой.
Наша компания сегодня работает в трех направлениях: осуществляет электронную сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности, выдает ЭП и осуществляет защиту персональных данных, в том числе техническую защиту информации. Мы знаем все (ну, или почти все) о виртуальных автографах и готовы своими знаниями поделиться с читателями.
Монолог третий: мы, нижеподписавшиеся
Область применения электронной подписи достаточно широка. Сама по себе, электронная подпись - великолепный механизм обеспечения целостности и подтверждения авторства и актуальности любых данных, представленных в электронном виде.
Условно электронную подпись можно разделить на простую и усиленную. В простой подписи не используются элементы криптографии (шифрования), она представляет комбинацию логина и пароля. Усиленная подпись делится на квалифицированную и неквалифицированную. Отличие между ними в том, что неквалифицированную подпись может выдавать удостоверяющий центр, не аккредитованный Минкомсвязи. Такие подписи могут использоваться только для внутреннего документооборота предприятия. В тех случаях, когда документы должны иметь юридическую силу, используется квалифицированная подпись, которая в случае судебного разбирательства может служить доказательством. На сегодняшний день пока мало практики по применению сертификатов в судах, но прецеденты уже появляются.
В нашей же практике наиболее востребованы ЭП для сдачи отчетности и участия в электронных торгах. Мы работаем со всеми пятью федеральными торговыми площадками, на которых проходят государственные торги, и наши сертификаты действуют практически на всех коммерческих торговых площадках страны. Электронная подпись для всех торговых площадок, бюджетных и коммерческих, стоит 6,5 тысяч рублей. Примерно столько же стоит ЭП для сдачи отчетности. В эту стоимость включены электронный идентификатор (токен), сертификат и программное обеспечение, но не входят дополнительные услуги, связанные с настройкой рабочего места. Сертификат для пользования порталом госуслуг мы можем выдать бесплатно, если клиент получает подпись на организацию. Хотя любая ЭП выдается на физлицо, и ответственность за ее использование несет владелец.
Не все знают, что с помощью ЭП можно получать информацию о земельных участках из Росреестра, предоставлять отчетность в Федеральную службу по тарифам (это актуально для предприятий, которые реализуют товары и услуги, цены на которые регулируются государством).
Участники внешнеэкономической деятельности могут заранее отправлять заполненную таможенную декларацию и экономить время при прохождении груза через границу. Не обойтись без нее и розничным продавцам алкоголя, которые обязаны отчитываться о покупке и реализации спиртных напитков перед Росалкогольрегулированием. А с прошлого года у абитуриентов появилась возможность подать документы на поступление в вуз в электронном виде. Пока к этой программе подключилось немного вузов, но мы уже оформляли в Белгороде такие ЭП.
Монолог четвертый: дорогая экономия
Нам часто задают вопрос: «Почему для разных систем электронного документооборота необходимы различные электронные подписи?» Чисто теоретически универсальная подпись может существовать, но нужна ли она? Электронная подпись - это, по сути, ключ. Хотели бы вы иметь один ключ от всех дверей? Да, это удобно, но, если такой ключ попадет к злоумышленнику, тот получит доступ ко всему имуществу. Точно так же и с электронной подписью, только потерять можно гораздо больше. Как и любая программа, электронная подпись может быть взломана. Поэтому ЭП делается обычно на год (редко срок может быть больше), а затем сертификат перевыпускается. В связи с этим возникает проблема, что делать с архивами и как хранить старые сертификаты. Но и это решаемо.
Предпринимателям экономия на безопасности может обойтись дорого. И, судя по всему, они это понимают. Количество выдаваемых подписей постоянно растет. С 2008 года один только наш небольшой удостоверяющий центр выдал порядка 20 тысяч сертификатов, причем только в прошлом году свыше 6 тысяч. Есть гораздо более крупные федеральные УЦ, которые выдают десятки тысяч подписей в год. Однако в момент перевыпуска сертификатов очередь в таких центрах - около месяца. Мы же делаем сертификат за 15 минут, а это важно, особенно если учесть, что многим надо всё «быстро и вчера».
Конечно, мы стараемся развивать и улучшать сервис, в том числе за счет расширения линейки услуг. Возьмем, к примеру, взаимодействие с торговыми площадками. Мы не только продаем сертификат ЭП, но и обучаем работе на торговых площадках, помогаем в подготовке технической документации, с аккредитацией. Когда речь идет о торгах, людям нужна оперативная помощь и советы более опытных коллег. За это нам благодарны. Нарекания, как правило, бывают только в одном случае - мы очень жестко подходим к подготовке и проверке документов.
Сегодня БелИнфоНалог работает в десяти субъектах РФ. Головной офис мы перенесли в Москву - так удобнее координировать работу партнеров. Мы принципиально не открываем филиалы: это всегда дорого и не всегда эффективно. Партнеры лучше знают ситуацию в своем регионе, и мы сами доказали это еще в «Паруснике».
Несмотря на некоторую экономическую стагнацию, рынок ЭП в перспективе будет только расти. Уже сегодня Россия находится на одном из первых мест в мире по введению электронного документооборота. Правда, кто бы сколько пророчеств не делал, пока уйти полностью от бумажного документооборота мы не сможем, хотя бы потому, что заявку на выдачу ЭП мы принимаем от вас на бумаге.
Александра Белова
Белгородский бизнес-класс, №10-11, октябрь-ноябрь, 2014.