Нарушители природоохранного законодательства в Воронежской области неуловимы, потому что они никому не нужны
Почему разбились три мужика на катере на Воронежском водохранилище – так что звон до сих пор стоит в российских СМИ? Нет, не из-за водки – какой же отдых на воде без этого дела обходится! Не из–за мощного мотора, хотя это уже теплее. Главное же – от ощущения вседозволенности, которое у владельцев подобной техники выше всяких градусов и мощнее лошадиных сил.
За пару дней до этого инцидента пресс-служба департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области обнародовала сообщение: во время рейда на реке Воронеж обнаружили нелегально вырытый канал. Не канаву с гусями – канал. Судоходный. Длиной в два километра и шириной до 10 метров. Штука, в общем-то, полезная. Можно возить зерно на баржах, можно прятать в камышах торпедные катера. Но при создании нового водного объекта, сетует пресс-служба ведомства, изменилось речное русло, и погибла прибрежная растительность. В ближней перспективе светит заиление речного участка, возникновение очагов замора рыбы и т.п.
Я очень живо представляю эту картину. Экспедиция чиновников на утлых челнах плывет в сопровождении туземцев вниз по реке, разгоняя тучи алчных инсектов. Отчаянные инспектора в пробковых шлемах смертельно измучены долгим переходом, но когда они видят новый водный объект, усталость как рукой снимает: инспектора бросают вверх пробковые шлемы, восклицая: «Ура, ура! Свершилось! Сделано открытие, о котором и мечтать не смели наши коллеги по Верхне-Донскому водному бассейну!».
Канал начинается между селами Айдарово и Чертовицы и входит в затон, к причалам для катеров. Соединяет реку и два озера. Чтобы его выкопать, пара экскаваторов должна была работать ползимы - вырывая корни деревьев, оставляя на белом снегу огромные кучи грунта.
Были развернуты масштабные работы - и их производил не один нарушитель. Их производил «кооператив» катеровладельцев. Объект строился на глазах двух поселков, всех местных правоохранительных органов. Его можно увидеть на свежих гугловских картах. Еще пара сезонов – и канал им. Неизвестного Олигарха дотянули бы до самого департамента природных ресурсов на ул. Плехановской, 53.
Тем не менее, тексты официальных комментариев пронизаны тревогой, что нарушители могут быть и не найдены.
А я убежден, что они не будут найдены. И найти гадов невозможно по двум причинам. Во-первых, их никто не ищет. Во-вторых, они ни от кого не прячутся.
У нас тысячи деревьев вырубают, строят на месте леса целый микрорайон, а виновных в вырубке не находят. Еще куда ни шло – сыскать нарушителя, протянувшего забор от личного крыльца до мостков личной купальни. А тут нет крыльца, как найдешь гада?
А вот тут самое интересное. Да и найдешь, что ему предъявишь – штраф на физическое лицо составит 3,5 тысячи рублей. За простую остановку автомобиля в водоохранной зоне штраф – 2,5 тысячи. Потому что в одном случае речь о строго охраняемой реке, а в другом – о формально несуществующем объекте. Эти парадоксы Водного кодекса позволяют, между прочим, даже легализовать пиратские заливчики и каналы. Привлечь специалистов, способных грамотно складировать ил – на самом деле, если бы не этот ил, к ним и вовсе трудно было придраться. По цене такой «легальный» канал обойдется чуть дороже, чем водный самострой – но ведь никому и в голову не придет идти законным путем. А смысл?
У меня лично пальцев не хватит, чтобы пересчитать ведомства, которые уполномочены пресекать – по тому или иному алгоритму - подобные экологические безобразия: это властные структуры, росприроднадзор, прокуратура простая и прокуратура экологическая, рыбнадзор, работники заказников, бассейновых управлений, юные натуралисты и другие специалисты. Все при деле: выдают предписания, предупреждения, сочиняют отчеты, направляют дела в суды. Но какова эффективность этой бурной деятельности, ни один пресс-релиз не докладывает. Только путем личного мониторинга можно узнать, действительно ли хоть одной незаконной городушкой на речке стало меньше.
В минувшие выходные я тоже совершил поисково-экологическую экспедицию. Повез детей окунуться – мимо квартальчика в полдюжины коттеджей на набережной Горького. Элитарный такой квартальчик, жители которого, тем не менее, не постеснялись в свое время вывести сточные трубы прямо в водохранилище и огородить камнями и цепями куски пляжа - под пристани для катеров. Три года назад кто-то, кажется, прокуратура – погрозил им пальчиком – и о чудо! – цепи пали и фекалии потекли вспять. Но в минувшие выходные три цепи снова оказались на месте . И, глядя на него, сообщество многоквартирного дома напротив тоже начало себе городить себе приватный пляжик.
Где-то организуются экспедиции, пишутся многотомные отчеты, иски, предписания. А у нарушителя работа проще. Пристав пришел - цепочку сняли. Пристав ушел – цепочку повесили.
Автор: Александр Саубанов
Время Воронежа, 14:28 25.05.2015
Время Воронежа // Кому речка по колено
25.05.2015, 16:02
Нарушители природоохранного законодательства в Воронежской области неуловимы, потому что они никому не нужныПочему разбились три мужика на катере на Воронежском водохранилище - так что звон до сих пор стоит в российских СМИ? Нет, не из-за водки - какой же отдых на воде без этого дела обходится! Не из-за мощного мотора, хотя это уже теплее. Главное же - от ощущения вседозволенности, которое у владельцев подобной техники выше всяких градусов и мощнее лошадиных сил.
Комментарии 0
Самое читаемое