Воронеж. 18.06.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Недавно в Воронежской области прошла серия мероприятий для предпринимателей в рамках подготовки к вручению региональной премии Вильгельма Столля. И хотя премия в этом году касалась исключительно машиностроителей, малый бизнес в стороне не остался. Именно деятельности малых предприятий были посвящены многие «задумки» учредителей премии. Мы решили использовать такой повод для встречи и продолжить серию бесед с экс-председателем Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России», председателем Общественной палаты Воронежской области Александром Соловьевым.
– Александр Кириллович, а вы в каком круглом столе участвовали, когда шла подготовка к вручению премии Столля? «Бизнес и власть»?
– Нет, я общался с молодыми предпринимателями, мне было интересно, как сами ребята понимают развитие малого бизнеса. И те, кто недавно занимается бизнесом, и те, кто еще только хотел бы начать.
– И каковы впечатления?
– К сожалению, понимание проблематики малого бизнеса даже со стороны самих предпринимателей крайне поверхностно. Я так и не услышал глубоких, продуманных предложений, что все-таки нужно для развития предпринимательства. Первая тема касалась того, что надо дать предпринимателям денег. Вторая – что следует снять административные барьеры и снизить налоги. Некоторые из присутствовавших сказали, что, мол, нас надо учить. Но при этом не было сказано, чему конкретно.
После общения я пришел к мысли, что необходимо серьезное изучение перспективных направлений развития малого бизнеса, которые могли бы дать старт новым начинаниям. У нас очень много желающих заниматься предпринимательством, но как это сделать и что для этого нужно, большинство просто не представляет.
Мы с вами уже говорили о том, что многие наши чиновники считают рынок главным регулятором развития бизнеса. И в этом есть определенная логика. Но эволюционные процессы очень длительны и, откровенно говоря, малоэффективны без целевой поддержки государства. Что сегодня делает государство? Обещает выделить деньги для развития малого бизнеса. Это правильное решение, но касается оно далеко не главной проблемы. Если сейчас дать деньги для развития бизнеса среднестатистическому воронежцу, что он с ними будет делать? Уверен, что он просто этого не знает.
При этом малый бизнес в других странах решает такую глобальную проблему, как занятость населения. Мировая практика показывает, что в высокоразвитых странах до 50% ВВП производится в малом бизнесе.
– В Воронежской области, по разным оценкам, от 20 до 30%. Но процесс эволюции продолжается. Вчера предприниматели торговали на рынке, сегодня пришли в магазины…
– А вы пройдите по магазинам и посмотрите, чью именно продукцию мы покупаем. И вы увидите вклад нашего малого бизнеса на практике. Могу задать встречный вопрос: вы знаете, какое направление бизнеса нужно развивать?
– Боюсь, что этого никто не знает. Но предприниматели говорят, что бизнес «купи-продай» в России заканчивается.
– В том-то и дело, что сегодня нет аналитических материалов, из которых можно узнать, какие направления необходимо развивать. Мы наблюдаем стихийный процесс. Кто-то где-то услышал, что ресторанный бизнес приносит доход – и Воронеж заполонили рестораны. Гостиничный бизнес? Начали массово строить гостиницы. Более или менее понятно продовольственное направление, потому что оно на виду. Но данных по другим товарам, которые могли бы выпускать малые предприятия, вы сегодня нигде не найдете. Конечно, задача, о которой мы говорим, только в малой степени относится к региональной власти. Это дело правительства и государства – организовать систему мониторинга потребностей рынка. Мы должны задуматься: если государство дает деньги для развития малого бизнеса, что он может сделать для России? Открыть еще несколько ресторанов или заменить китайские товары своими в тех нишах, где мы конкурентоспособны?
– Мы с вами уже обсуждали, что в государстве не понятно, кто этим должен заниматься.
– Если государство захочет – ответственный найдется. Понимаете, в малом бизнесе человек не может сам для себя создать новые технологии, их нужно выбрать и купить. Если мы строим мощную экономику, мы не должны развивать бизнес на допотопных технологиях, на эмоциональном понимании, которое складывается у большинства населения. Вот почему необходимы институты или коммерческие организации, которые помогут малому бизнесу разработать бизнес-план, выбрать и приобрести оборудование, обучить сотрудников. Но главное – они должны изучать мировой опыт в развитии приоритетных для России отраслях экономики. Малый бизнес эту задачу не решит, а без современной технологической базы развить глубокое производство не получится.
Теперь мы подошли к третьей составляющей – обучению будущих предпринимателей. Чему учить? Основам экономики? Этому учат в вузах. Поэтому учить необходимо работе в различных узкопрофильных направлениях. Не важно, будут это федеральные, региональные или интернет-школы, но мы должны дать людям возможность получить подготовку.
Без развития этих трех составляющих мы так и будем зависеть от импорта, а выделенные средства уйдут на усиление ненужной конкуренции.
– Есть мнение, что в малом бизнесе мало просто создать продукт. Едва ли не самое важное – это продажи.
– Совершенно верно. Сегодня сотни и тысячи малых предприятий пытаются самостоятельно выйти на рынки сбыта. Эта проблема со стороны власти никак не решается. На мой взгляд, для малого бизнеса необходимо создавать специальные организованные рынки или сбытовые компании. Кстати, создание рынков – это тоже малый бизнес: логистические услуги, предприятия по упаковке, сертификации, транспортные компании. То есть по мере развития инфраструктуры поддержки появятся и новые потребности в услугах малого бизнеса. Но общую координирующую, организационную роль должно взять на себя государство. Нужна серьезная государственная программа, которая не должна ограничиваться выделением средств из бюджета. Деньги – это хорошо, но крайне важно, чтобы каждая копейка была вложена с умом и люди, решившие заняться бизнесом, не оказались разочарованы.
– А что если на уровне государства обязать все крупные компании там, где это возможно, вывести в отдельные фирмы производства, которые занимают незначительные объемы? Эти фирмы будут работать и в интересах предприятия, и самостоятельно.
– Если посмотреть на любое крупное предприятие, то вокруг него и без дополнительного стимулирования работают десятки малых предприятий. Поэтому ваша идея имеет право на жизнь. В промышленности это уже работает. Правда, я считаю, что в приказном порядке такие вещи не делаются, должна быть создана четкая система стимулирования на основе рыночных принципов.
Но давайте рассуждать дальше. Предположим, предприятие вывело производство необходимых ему деталей в отдельную фирму. А кто изучит, что такие же изделия нужны и другим предприятиям? Ведь если в этой продукции нуждаются десятки других предприятий, то это очевидно хорошие условия для развития бизнеса.
– В рыночных условиях придется как-то самостоятельно узнавать об этом.
– Именно так и считают в нашем правительстве – это дело рынка. А устойчивого рынка нет, он не сформирован. У нас даже нет данных, какая доля продукции сейчас реализуется через сети, а какая – через мелкие торговые точки, которых у нас очень много. К тому же сетевые магазины работают в крупных областных центрах и городах, тогда как в России большая часть населения живет в райцентрах, селах. И там тоже есть спрос на продукцию малых предприятий. Получить и объединить эту информацию не так уж сложно, но кто-то должен координировать и контролировать эту работу.
– Теоретически у нас есть много площадок, которые должны помогать бизнесу – ОПОРА, ТПП, «Деловая Россия». Но в Воронеже из них никто толком не работает.
– Вы хотите от меня услышать очередной поток критики в адрес власти? Не думаю, что это продуктивно. Если развитие малого бизнеса станет задачей в ранге государственной, она будет решена. Весь вопрос в желании власти заниматься малым бизнесом.
В свое время у подразделений Сбербанка было достаточно широкое поле для самостоятельной деятельности. И мы в Воронеже активно занимались малым бизнесом. Организовывали учебу, обмен опытом, выделяли отраслевые направления. В каждом районном центре были созданы центры поддержки бизнеса, где предприниматели могли получить необходимые практические знания. Через сайт банка рекламировали продукцию малого бизнеса, публиковали ассортимент выпускаемых товаров. Все это банк делал для того, чтобы в итоге получить площадку для кредитования. И нам удалось, к моему удовлетворению, создать неплохой задел в малом бизнесе: многие предприятия выросли и теперь они уже относятся к числу средних и крупнейших.
– А были результаты от интернет-площадки?
– Безусловно. На нашем сайте действовал раздел, на котором при вводе названия предприятия появлялся перечень выпускаемой продукции с ценами. Потом, при смене руководства в Сбербанке, нам сказали, что мы занимаемся не своим делом, и региональные сайты были закрыты. Так что сегодня многое упущено, да и делать подобные проекты нужно уже на другом уровне. Например, очевидно, что для Воронежской области приоритетным направлением является углубленная переработка сельхозпродукции. Но людей, обладающих необходимыми знаниями и способных создавать такие производства, крайне мало.
– Но ситуация может измениться, как вы считаете? Или опять потребуется вмешательство президента Путина?
– Если без вмешательства Владимира Путина не обойтись – значит, надо вмешиваться. Государство должно разработать и опубликовать программу поддержки малого бизнеса. После детальной проработки убедиться, что эту программу поддерживают предприниматели. Затем следовало бы прописать реальные сроки реализации и исполнителей. Вот тогда – я в этом уверен – ситуация коренным образом изменится.
– Почему этого нельзя сделать в одной конкретной области и потом заняться тиражированием опыта?
– Какие-то элементы создать можно, но многое зависит от конкретных руководителей. Герман Греф недавно сказал, что в России сейчас бессмысленно проводить реформы, потому что надо вначале реформировать систему управления. И с этим трудно спорить. Возьмем к примеру нашу область. Пришел Алексей Васильевич – профессиональный управленец, и область стала другой.
Нельзя сказать, что для развития малого бизнеса ничего не делается. Просто суть в том, что мы выбрали потенциал, который лежал на поверхности. Теперь настало время двигаться дальше. Я позволю себе еще раз повторить, что без соответствующих структур, которые будут изучать новые технологии, а потом и производить соответствующее российское оборудование на самих малых предприятиях, серьезного прорыва мы не получим. Потому что по отдельности ни предприятия малого бизнеса, ни региональная власть не в состоянии решить эти задачи.
Малый бизнес – как ребенок, с ним нужно постоянно возиться. Пока вокруг нас такое огромное количество импортной продукции, нам необходимо работать над импортозамещением. Вот тогда это будет правильной, полезной для экономики конкуренцией.