Воронеж. 25.06.2015. ABIREG.RU – Аналитика – До окончания весенней сессии Госдуме предстоит принять ряд важнейших для экономики законов, подготовку которых к рассмотрению нижней палатой парламента ведет Комитет по вопросам собственности. Они касаются защиты прав работников предприятий-банкротов, укрепления банковской системы страны и рубля, вопросов реформирования ракетно-космической отрасли, государственно-частного партнерства. Эти законопроекты будут рассмотрены в ближайшие дни. Кроме того, глава Комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов рассказал о готовящихся резонансных поправках в уже принятые законы.
- Сергей Анатольевич, с 1 октября 2015 года вступает в силу закон о реабилитационных процедурах в отношении физических лиц. Ваш комитет спешно вносит дополнительные изменения в закон. С чем это связано?
- Это важнейший для граждан - должников, попавших в трудную финансовую ситуацию, закон. Граждане накопили просроченных банковских долгов на один триллион рублей. В России 2 миллиона должников, многие имеют несколько просроченных кредитов. Мы пытаемся исправить ошибки экономической политики, при которой кредитование банками населения при низкой производительности труда и невысоком росте зарплат создавало платежеспособный спрос и стимулировало развитие экономики. В нынешних непростых экономических условиях и из-за недостаточной финансовой грамотности населения потребительское кредитование превратилось из фактора роста в фактор риска. С 1 октября должники смогут при наличии источников дохода просить суды о процедуре реабилитации, то есть об отсрочке кредитов, растянутой на три года. И даже если у них не хватит средств на погашение долгов, то по итогам процедуры банкротства они все равно должны быть от них "очищены". Чтобы не иметь дамоклова меча до конца жизни над собой и над наследниками.
На самом деле новая процедура очень сложна в правоприменении - управляющим нужно оценить имущество физических лиц и индивидуальных предпринимателей, наладить работу с кредиторами, требующими вернуть долги, с самими гражданами. А судьям общей юрисдикции, как это написано в законе, принимать итоговые решения. Оценив подготовку судей к реализации закона, мы сочли ее недостаточной. К сожалению, они пока не готовы к работе с гражданами-банкротами. Поэтому мы предложили внести необходимые законодательные изменения и для передачи судебных разбирательств такого рода в арбитражные суды. Суды должны к октябрю провести необходимую подготовительную работу.
- А не утонут арбитражные суды в заявлениях о банкротстве физлиц?
- Мы постарались избежать такой ситуации. Планка долга, с которой кредитор вправе обращаться в суд с иском на должника - 500 тыс. рублей, тогда как средний размер кредита граждан - 200-300 тыс. рублей. Если бы мы с этой суммы начинали, то суды, действительно, были бы завалены десятками тысяч дел. С Председателем Верховного Суда мы уже обсудили проблему реализации закона. И будем отслеживать, как идет процесс каждый месяц, анализировать, какие потребуются дополнения, уточнения, ужесточения. Нам необходим эффективно действующий механизм. Ведь если суды будут парализованы, то идея закона будет дискредитирована.
- С 1 октября 2015 года граждане первых 28 регионов страны должны будут оплатить налог на имущество исходя из кадастровой оценки недвижимости. Не слишком ли короткий срок для введения этих норм?
- Срок явно недостаточный. Поэтому мы предлагаем приостановить с 1 октября отдельные нормы законодательства о кадастровой оценке земли, экспертизе, саморегулировании в сфере кадастровых оценщиков и инженеров. Надо привязать кадастровую оценку к реальной. Поправки будут готовы к осени.
- В чем их суть?
- Кадастровую оценку должен проводить государственный оценщик по государственным стандартам и методикам массовой оценки при государственной ответственности за свои действия. Этого не было в законодательстве, поэтому произошли значительные перекосы. Мы сегодня видим, что кадастровая оценка иногда выше рыночной. Есть факты завышения и до 20 раз. С одной стороны вы по ней никогда не продадите свою недвижимость. С другой - в следующем году это приведет к резкому росту налогов, как для физических лиц, так и для бизнеса, для сельхозпредприятий. Против чего мы категорически возражаем. Это опаснейшая вещь. Мы хотим вернуть государство в сферу кадастровой оценки.
Надо понять, что объективно регионы и муниципалитеты заинтересованы в росте кадастровой оценки недвижимости, потому что имущественные налоги пополняют местные бюджеты. Но завышение кадастровой оценки, повышение объема налогов приведет не только к массовому недовольству населения, но и к резкому падению сбора налогов. Люди просто не смогут платить налоги, которые превышают пенсии, ведут к социальному расслоению. Если два соседа, живущих на одинаковых участках заплатят в разы разные налоги, то это не может не вызывать напряжения внутри тех же обществ садоводов и дачников. Сейчас многие регионы об этих перекосах говорят в полный голос и предлагают радикальные решения - приостановить исчисление нового налога.
Мы сейчас вопрос поправок в закон согласовываем с Администрацией Президента РФ. Ищем оптимальный вариант.
- Какие предлагаете изменения в способах кадастровой оценки?
- Ею будет заниматься государственный оценщик. Это главное условие. Чтобы государство на федеральном уровне установило единые методики, стандарты оценки массовой оценки в целях налогообложения, а заказчики, местные власти были бы обязаны принимать их.
- А что будет с кадастровыми инженерами, которые вступают в саморегулируемые организации оценщиков, дабы участвовать в действующей ныне кадастровой оценке?
- Для рыночных сделок они остаются. Для сделок налогообложения в пользу государства они начнут работать по утвержденным государственным методикам массовой оценки.
- Сергей Анатольевич, в августе 2015 года в стране появится новая госкорпорация «Роскосмос». Ответственным за подготовку президентского законопроекта о реорганизации ракетно-космической отрасли назначен Ваш комитет. Что поменяется? Перестанут падать «Протоны»?
- Федеральное космическое агентство в нынешнем виде приобрело форму квазигосударственной компании с сотней конкурирующих между собой государственных предприятий, акционерных обществ при слабой роли государственного управления.
С имуществом, раскиданным по разным рукам, где ни реального плана работы, ни единой технической, научной, кадровой, финансовой политики.
Это не отвечает стратегическим целям развития отрасли как основной части оборонно-промышленного комплекса страны.
- Как интересно предприятия конкурируют между собой? Сколько их в отрасли?
- Их примерно 100, более 200 тыс. работников. Такая «манная каша». Часто конкуренция между "марсианскими" проектами и проектами освоения Луны была лишь основой для выяснения внутрикорпоративных отношений. Но каждое предприятие, которое этим занималось, выбивало фонды, как в советское время, средства.
Еще пример. Сейчас в космической отрасли действует крупное предприятие по производству спутников и космических аппаратов ИСС Решетнева. Оно обладает соответствующей компетенцией, хорошо оснащено, но в то же время космические аппараты выпускают и многие другие - центры Хруничева, ЦСКБ-Прогресс, РКК «Энергия». Они также создают свои производства, тратят бюджетные деньги, а результат, к сожалению, не всегда положительный. Более того, часто они «соперничают» между собой и на внешних рынках. Это дублирование приводит к демпингу и потере заказов. К примеру, центр им. Хруничева, заключает контракт на производство ракеты для Южной Кореи. Его «конкурент» говорит, что сделает этот заказ в два раза дешевле. В результате центр Хруничева заключает контракт, который очень нужен стране, на сумму в практически два раза меньше от той суммы, на которую были согласны зарубежные партнеры. Госкорпорация «Роскосмос» – уникальный инструмент, который должен конкурировать по своей структуре управления, контролю за имуществом, по корпоративным практикам с крупнейшими американскими, европейскими, а теперь уже и азиатскими компаниями. Мы поддерживаем руководителя Роскосмоса Игоря Комарова и его команду, за профессиональный труд в работе не только над подготовкой закона, но и над внедрением моделей управления создаваемой госкорпорации.
- Это сложно? На каком фоне происходит?
- Всего мировой рынок космических услуг сейчас составляет порядка 300 миллиардов долларов. Россия занимает меньше полпроцента на мировом рынке космических услуг. Мы, первопроходцы в области космоса, работаем извозчиками, "забрасываем" чужие корабли. У нас больше 60 процентов такого рода запусков. А коммерческое использование – зондирование земли, связь, навигация – явно отстает. Поэтому неправильная конкурентная политика приводит к очень серьезным для страны и для отрасли последствиям. С теми темпами, которыми у нас происходила деградация ракетно-космического комплекса, несмотря на огромный энтузиазм космонавтов, многих ученых, можно вылететь из числа крупнейших космических держав мира очень быстро.
- Почему все же выбрана организационная форма госкорпорации?
- Формирование госкорпораций позволяет системно координировать загрузку организаций, создающих ракетно-космическую технику. Это повышает контроль за расходованием средств, подталкивает научно-технические разработки, и привлекает частный бизнес, современные IT-компании, инновационные компании. Мы сможем не просто фантазировать, а иметь управленческую машину для достижения целей в космосе.
Госкорпорация должна не только обеспечить безопасность страны, но и позволить продуктивно конкурировать на рынках, где ведущая роль принадлежит транснациональным корпорациям, обладающим высокой экономической мощью.
Статус государственной корпорации предполагает и формирование ее единого имущественного комплекса. Все ныне разрозненное имущество акционерных обществ, НИИ, унитарных предприятий и учреждений, формально относящихся сейчас к ракетно-космической отрасли, передадут в одни руки. Такая консолидация ресурсов в реальном секторе является главным условием технологического перевооружения и модернизации производства.
Наконец, это проведение постоянного аудита и финансово-экономического состояния организаций, чтобы не допустить расхищения и неэффективного использования миллиардов государственных денег. Сейчас главная задача – построить космодром «Восточный». Как справедливо отмечает Геннадий Зюганов, вот эта важная способность государства - влиять на структуру экономики, в данном случае на эффективность космической промышленности, фундамент для которой заложили великие отцы космонавтики Сергей Павлович Королёв и Юрий Алексеевич Гагарин, может оказать большое влияние на преодоление существующих проблем. Также, на мой взгляд, важно укрепление ОПК и авиапрома, а именно, поддержка корпораций ОАК и Ростех, которые развиваются, растут и дают существенные результаты.
- С помощью нового закона это будет возможно?
- Да, потому что поставит, наконец, стройку номер один в России под жесткий контроль государства. У нас будет теперь механизм, с кого спросить. Не с полу-анонимных и малопонятных застройщиков, генподрядчиков, а с государственной корпорации, которая объединяет и властные, и хозяйственные полномочия.
- Государства в экономике становится все больше.
- Это правильно. Государственные институты должны быть совершенны, эффективны и докапитализированы до достаточного уровня. При этом малому и среднему бизнесу надо помочь с кредитованием, облегчением от излишнего бюрократического вмешательства. Такой синтез активной системообразующей роли государства в стратегических отраслях экономики, прикладной науке и стимулировании созидательной предпринимательской инициативы позволит создать фундамент мощной экономики суверенной страны.
Те геополитические кризисы, которые проходит страна, говорят о том, что в период обострения внешних угроз государство планово наращивает свою мощь и усиливает роль в экономике. И на первый план выходит работа с государственными корпорациями и стратегическими компаниями с госучастием. С большой осторожностью надо относиться и к продаже их пакетов акций.
Снижение доли государственного участия в капитале таких обществ ниже контрольного пакета создает системные риски по уменьшению степени влияния правительства на решения топ-менеджмента этих компаний. При таком сценарии приоритеты неизбежно будут смещаться с решения важнейших социально-экономических задач на извлечение прибыли частными российскими и иностранными инвесторами. Вспомните недавнюю историю с правительственным законопроектом об акционировании «Почты России». Тогда Комитет настоял на проведении парламентских слушаний еще до рассмотрения законопроекта в первом чтении. Результат известен - рассмотрение законопроекта отложили до утверждения правительством долгосрочной стратегии развития «Почты России» и источников финансирования программы модернизации почтовой инфраструктуры.
Другой пример. Комитет долгое время дорабатывал законопроект о приватизации тепло-энергетического комплекса, котельных и объектов жилищно- коммунальной сферы, доказывал, что преобразование и продажа частникам предприятий тепло-, водо-, электроснабжения возможны только при сохранении в собственности государства контрольного пакета акций (долей в уставном капитале) таких организаций. Это, с одной стороны, обеспечит привлечение инвестиций и новых технологий в сферу ЖКХ, с другой – сохранит контроль государства за деятельностью компаний. В правительстве прислушались к нашему мнению.
Сейчас мы хотим разрешить акционерам вносить вклады в имущество общества без проведения допэмиссии и, кроме того, при проведении допэмиссии предлагаем сократить сроки ее проведения для банков и компаний с госучастием.
- Каким образом?
- Мы допускаем, а в кризис это очень важно, расширить возможности привлечения акционерного капитала и возможность внесения акционером имущественного взноса в акционерные общества, если те испытывают серьезные финансовые трудности. Цель - не допустить банкротств. Наращивая капитал и надежность наших банков, мы создаем необходимые предпосылки для того, чтобы ограничить давление на Россию западных центров финансовой силы.
- Сколько всего банков государство поддержит с помощью допэмиссии?
- Не менее десятка, тех, кто наиболее зависим от работы на международных рынках. При этом мы повышаем не только достаточность их капиталов, но и безопасность всей банковской системы, обеспечиваем возможности по расширению кредитования реального сектора. Думаю, в течение лета меры господдержки будут реализованы. ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ряд частных банков ее получат.
Наша задача в том, чтобы не просто поддерживать конструктивную работу госбанков, госкорпораций или компаний с госучастием, а переосмыслить их роль в качестве локомотива, драйвера экономического роста. Эти меры, в том числе, должны способствовать укреплению курса рубля. И вести к дальнейшему снижению ключевой ставки.
- Снижение уже произошло. Считаете еще необходимо? На сколько процентных пункта?
- До 11,5 процентов. Разумная динамика. Но можно ввести в дополнение и отдельный механизм кредитования по пониженной ставке при реализации сложнейших и жизненно важных для страны инвестиционных проектов. Речь идет о выпуске инфраструктурных облигаций, облигаций предприятий, которые принимались бы в залог Банком России через инструмент РЕПО. Инвестиции в инфраструктуру при этом мало отражаются на реальной инфляции на потребительском рынке.
Хотел бы подчеркнуть, что концентрируя внимание на повышении роли государства в кризисный период, мы одновременно поддерживаем малый и средний бизнес. Например, только что Государственной Думой принят в третьем чтении долгожданный Федеральный закон о льготном выкупе недвижимости, которую арендуют малые компании. На три года - до 1 июля 2018 года - продлевается срок «малой приватизации».
- Какие появляются еще дополнения к базовому закону «О малой приватизации»?
- «Передвинута» на 1 июля 2015 года дата, по состоянию на которую имущество должно находиться в аренде у предпринимателей не менее 2-х лет. В этом случае право выкупа возникнет у предпринимателей, заключивших договоры аренды имущества в 2013-2014 и даже первой половине 2015 года. Наконец, из-за финансовых трудностей, которые сейчас испытывает малый и средний бизнес, предлагаем увеличить минимальный срок рассрочки оплаты имущества с 3 лет до 5 лет. Отдельно прописываем норму о сокращении закрытых списков запрещенных к приватизации помещений, которые обычно на уровне городов создают местные бюрократы, чтобы не дать малым бизнесменам выкупить и иметь в руках собственность. А ведь частная парикмахерская, мини- гостиница или магазин для бизнесменов – это возможность снизить издержки и себестоимость своей продукции, что снизит конечную цену услуг и товаров для потребителей. Кроме того, появляется возможность использовать в качестве залога свои помещения, для привлечения кредитов.
- Рубль против доллара – ваша экспертная оценка. В чем хранить деньги, во что инвестировать?
- Я думаю, что до осени у нас нет оснований беспокоиться о колебаниях рубля. Осенью будут изменения на глобальных рынках. Изменение в сторону повышения ставки Федеральной резервной системы США. Сложно сказать, как будет реагировать рынок нефти. Но как показывают последние события рубль не слишком волатилен к доллару из-за небольших по масштабу колебаний цен на нефть. Учитывая то, что население у нас скупило в огромном количестве доллары и теперь, по сути, продает для текущих покупок, лучше иметь рублевую наличность, поскольку любые обменные операции, уход в валюту и обратно ведет к значительным потерям граждан.
Государство не стимулирует привлечение валюты. Поэтому – ее придется хранить или под подушкой дома, или конвертировать в рубли, в депозиты в банках. Ставки по рублевым депозитам в банках также снижаются. Поэтому мой совет - лучше разместить свободные средства в банках в ближайшее время. Кстати, у нас принят закон о том, что стратегические предприятия обязаны держать деньги только в банках с госучастием, которые государство признает по факту надежными. Это сделано, чтобы не пасть жертвой погони за псевдовысокими процентами. Однако население нельзя обязать идти по такому пути. Это свобода выбора каждого человека. И, конечно, вопрос повышения финансовой грамотности.
- Какие еще важные для развития экономики меры необходимо предпринять?
- Мы должны сконцентрировать усилия на развитии не только оборонно-промышленного комплекса, но и гражданских отраслей, прежде всего, на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью в области машиностроения, легкой и пищевой промышленности, сельхозпереработки. Это создает конкурентные предприятия несырьевой направленности. Структурные изменения и активность ЦБ смогут обеспечить рост. Кроме того, принятие на федеральном уровне законодательства о ГЧП с учетом интересов регионов, на наш взгляд, крайне актуально сегодня. В работе на этим законом нам оказывают поддержку и помощь коллеги из верхней палаты – зампред Совета Федерации Галина Карелова, член Комитета СФ по федеративном устройству и региональной политике Сергей Лукин и др. Мы видим немало удачных примеров, и такие инструменты как ГЧП и проектное финансирование, на самом деле, могут быть довольно успешно реализованы. Примером тому строительство современнейших предприятий в Воронежской области - крупнейшего в стране молочного комплекса на 5 тыс. голов дойного стада, или, к примеру, возведение воронежского завода по производству сверхпрочных труб.
- На это направлена политика импортозамещения. Готовите в этой сфере законодательные инициативы?
- Политики импортозамещения, как таковой, у нас нет. Ни четкой концепции, ни секторов. В основах денежно-кредитной политики ЦБ нет такого слова как «импортозамещение». А, наверное, могло бы быть. И называться не импортозамещение, а поддержка экономического роста, учитывая национальные интересы нашей страны. Поэтому мы активно работаем с Центральным банком. На днях встречались руководством Центрального Банка России и ищем понимание в этом вопросе с Эльвирой Набиуллиной.
Конечно, нельзя просто взять деньги из резервов ЦБ и «загрузить» их в беспроцентный длинный кредит предприятиям, которые заняты импортозамещением. Мы должны использовать современные технологии. Технологии кредитования банков под залог промышленных активов, с поэтапным снижением ключевой ставки. В этой плоскости нужны новые подходы.
- Законодательство о банкротстве является одним из приоритетных направлений работы вашего Комитета? Какие изменения нас здесь ожидают?
- Прежде всего, в эту сессию был принят Федеральный закон, который призван решить проблему погашения задолженности по заработной плате и выходным пособиям граждан на предприятиях-банкротах. Требования сотрудников по выплате задолженностям по зарплате будут выполняться в первую очередь. Люди получат право инициировать банкротство своих предприятий, если им не платят более трех месяцев.
Кроме того, если предприятие прогорает, то долги по зарплате будут выплачиваться из государственных фондов. Но этот механизм госгарантий заработает только через несколько лет. Удалось принять вместе с Правительством решение о необходимости подготовки специального закона о гарантиях погашения задолженности по зарплате и выходным пособиям на предприятиях-банкротах. Его планируется ввести в действие в течение нескольких лет. Возможно, и в более ранний срок, если будет найден соответствующий источник бюджетного финансирования из средств Фонда социального страхования.
Пока работники предприятий будут активными участниками контроля и процедуры самого банкротства, чтобы их за заборы не выталкивали, как сейчас повсеместно происходит.
- Как представители работников будут участвовать в процедурах банкротства?
- Инициировать банкротство, голосовать на собраниях кредиторов, участвовать во всех судебных слушаниях по банкротству. Для этого будут проводиться конференции в трудовых коллективах с участием, в том числе и бывших работников, перед которыми не погашена задолженность по выплате выходных пособий. На конференции будет избираться представитель коллектива, который от его имени будет осуществлять все права кредитора. Если работники окажутся недовольны его работой, то в любой момент вправе собрать еще одну конференцию и переизбрать представителя. Оплата работы представителя идет за счет должника. Закон касается и государственных, и частных предприятий - банкротов.
- Какие законодательные приоритеты на осеннюю сессию?
- Мы считаем необходимым внести в действующее законодательство о банкротстве изменения, направленные на финансовое оздоровление стратегических акционерных обществ и федеральных унитарных предприятий. Поправки позволят защитить имущество должников от рейдерских атак, когда арбитражный управляющий - "киллер", просто добивает предприятие, и его нельзя проконтролировать и остановить. Кстати, мы ужесточили ответственность арбитражных управляющих, вплоть до дисквалификации, запрета на профессию на срок до трех лет.
Изучаем зарубежный опыт по передаче предприятий - банкротов тем управляющим, которые способны их вытащить, оздоровить.
По данным статистики, сегодня лишь незначительное число дел о банкротстве в России характеризуется применением реабилитационных процедур и заканчивается восстановлением платежеспособности должников. В большинстве заканчивается распродажей активов и имущества и ликвидацией предприятия.
Мы в Комитете считаем крайне важным сохранение потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота, особенно когда речь идет о предприятиях и организациях реального сектора экономики. Это вопрос и промышленного развития и экономической безопасности нашей страны.
Депутат ГД от Воронежской области Сергей Гаврилов: «В период обострения внешних угроз государство планово наращивает свою мощь и усиливает роль в экономике»
25.06.2015, 09:37
Аналитика - До окончания весенней сессии Госдуме предстоит принять ряд важнейших для экономики законов, подготовку которых к рассмотрению нижней палатой парламента ведет Комитет по вопросам собственности. Они касаются защиты прав работников предприятий-банкротов, укрепления банковской системы страны и рубля, вопросов реформирования ракетно-космической отрасли, государственно-частного партнерства. Эти законопроекты будут рассмотрены в ближайшие дни.
Комментарии 0
Самое читаемое