Воронеж. 25.06.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Сотрудники ГУ МЧС по Воронежской области и другие специальные службы залатали аммиакопровод «Тольятти – Одесса» компании «Трансаммиак» в Терновском районе Воронежской области, из которого 21 июня произошла крупная утечка опасного вещества. Теперь наступил момент, когда власти пытаются выяснить, кто и почему допустил ЧП, а также кто будет за него отвечать. Проблема усугубляется непрозрачной системой собственников компании, пользующихся в СМИ не слишком хорошей репутацией.
Общий объем ущерба от утечки аммиака пока не подсчитан, но уже сейчас понятно, что «Трансаммиак» области навредил колоссально. Как признался руководитель регионального ГУ МЧС Игорь Кобзев, подобного в области не случалось с 1990 года. Очаг находился в 2 км от села Липяги. В результате утечки образовалось аммиачное облако размером примерно 300 м, которое стелилось вдоль небольшого водоема примерно в 2 м от его поверхности. Благодаря тому, что не было ветра, вещество не смогло сильно распространиться. Сотрудники МЧС его локализовали путем орошения, в результате чего облако «осело» на прибрежную часть водоема и сельхозугодья. Не забываем, что место, где произошла авария, находится в 260 км от Воронежа, и это, вообще-то, аграрный район.
По данным регионального департамента аграрной политики, опирающегося на информацию от местных собственников сельхозугодий, пострадали от аммиака около 100 га земли, засеянные кукурузой, и 75 га – подсолнечником. Ущерб оценивается в 10 млн рублей. Примерно 190 тыс. рублей стоила ликвидация утечки. Росприроднадзор данных об ущербе пока не предоставил, но, по наблюдениям Игоря Кобзева, пострадали и воздух, и вода, и растительность, поэтому сумма, предъявленная ведомством к собственникам аммиакопровода, вряд ли будет символической.
И еще немного цифр: к ликвидации ЧП было привлечено 157 человек и 52 единицы техники. «Трансаммиак», к слову, отправил на место аварии лишь 13 своих сотрудников. Из с. Липяги был эвакуирован 771 человек, в том числе 154 ребенка. Любопытно, что эвакуация коснулась не только людей, но и животных: с близлежащей фермы было выведено 670 голов КРС, в том числе 400 – дойных. Таким образом, удалось избежать отравления людей «аммиачным молоком». Пострадавших в ЧП двое: это четырехлетняя девочка из села Липяги и сторож базы КРС. Повезло еще в том, что ЧП произошло не ночью, иначе последствия могли бы быть куда более серьезными.
По сути, пострадавших могло быть и больше, а ущерб здоровью – гораздо сильнее. С одной стороны, очень оперативно сработали сотрудники МЧС, с другой стороны, по счастливому стечению обстоятельств именно в с. Липяги в момент утечки оказалась глава райадминистрации Ирина Белова, которая приняла участие в организации эвакуации.
Неожиданно выяснилось, что о серьезной аварии сотрудники МЧС узнали, вообще-то, не от самой компании «Трансаммиак», а от жителей села, что само по себе нонсенс. Это свидетельствует о том, что у «Трансаммиака» не работала систем оповещения о ЧП на химически опасном объекте.
«Для нас сейчас важно одно: почему проведенная эвакуация прошла по обращениям граждан, а не технологическим путем. Этот будем поднимать на комиссии. Губернатором соответствующие обращения будут направлены, в том числе по проверке всего трубопровода, проходящего по территории области», – заявил главный МЧСник области Игорь Кобзев.
Комиссия Ростехнадзора предварительно установила, что авария произошла из разгерметизации фланцевого разъединения шарового крана в одной линии обратного клапана магистрального аммиакопровода путем срыва резьбы или шарового клана. Теперь «Трансаммиаку» в Воронежской области будет повышенное внимание, поскольку аммиакопровод проходит вплотную к целому ряду населенных пунктов. В ближайшее время мощности «Трансаммиака» в Воронежской области станут объектом инспектирования. Ко всему прочему МЧС намерено добиваться от собственников аммиакопровода оснащения всей магистрали автоматизированной системы сработки датчиков на аварийный выброс, которой на данный момент у компании почему-то нет. Хотя законодательство диктует обеспечить наличие таких устройств.
Что касается самих причин ЧП, вероятно, это связано с некачественным ремонтом, проведенным в прошлом году. Как бы то ни было, виновные сейчас устанавливаются, а воронежские власти решительно настроены добиваться правосудия и возмещения ущерба.
«Мы всегда надеемся на российское правосудие, и оно будет», – заявил Игорь Кобзев. Он уточнил, что многое еще зависит от того, как в этой ситуации поведут себя собственники. «Вопрос тут стоит о репутации. Если они посчитают, что дело не должно выйти на более высокий уровень, они добровольно оплатят. Если нет – вмешается суд», – заключил господин Кобзев.
Тем временем о намерении судиться с «Трансаммиаком» уже публично заявил воронежский губернатор Алексей Гордеев. «Необходимо сделать максимум для того, чтобы это не повторилось и у нас была полная готовность к любым ситуациям. Необходимо подготовить иск в суд на собственника компании, чтобы все понесенные затраты были возмещены», – заявил Алексей Гордеев и также распорядился передать соответствующие обращения в Генпрокуратуру и в Минприроды РФ.
Известно, что аммиакопровод «Тольятти – Одесса» находится под контролем химического предприятия «ТольяттиАзот» – расположенного в Самарской области гиганта по производству аммиака и другой химической продукции. Аммиакопровод – сооружение советских времен. Его протяженность – 2195 км, половина из которых проходит по территории России, а другая половина – по территории Украины. Российская половина трубы является отдельным юрлицом – ОАО «Трансаммиак», акции которого переведены на кипрские офшоры: Arodoet Enterprises Limited, Kizzie Consulting Limited, Faradot Consulting Limited, Florenta Management Limited, Evanda Holdings Limited, Entourada limited. Украинская часть трубы тоже представляет собой отдельную компанию – «Укрхимтрансаммиак», контролируемую правительством Украины.
О репутации в «Трансаммиаке» (читаем – «ТольяттиАзоте») не сильно заботятся.
Основными акционерами «ТольяттиАзота» являются, по данным тольятинского СМИ TLTGorod, семейство Махлаев и швейцарский бизнесмен Андреас Циви. А они ох какие непростые. На данный момент они заочно арестованы по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере при реализации продукции на экспорт. Оба Махлая и Андреас Циви находятся в федеральном и международном розыске, как и бывший генеральный директор предприятия Евгений Королев. По оценкам экспертов, в результате мошеннических действий предприятию был нанесен ущерб в размере 550 млн долларов, а государство недосчиталось около 5 млрд рублей налоговых отчислений.
Не будет ничего удивительного, если, «кинув» государство на 5 млрд рублей, собственники «Трансаммиака» не захотят считаться с воронежскими чиновниками из-за каких-то «копеек». Да и попробуй их вообще найти: владеющие основной долей «ТольяттиАзота» подозреваемые уже много лет скрываются за границей и в России не показываются: Сергей Махлай (нынешний председатель совета директоров ОАО «ТольяттиАзот») переехал в США в 1994 году, где впоследствии получил гражданство; Владимир Махлай покинул родину в 2005 году и обосновался в Лондоне. Экс-гендиректор завода Евгений Королев, уклоняясь от российского правосудия, уехал в Лондон в 2013 году. Каким образом они могут управлять заводом из-за рубежа – непонятно. И уж совершенно очевидно, что им не захочется вмешиваться в «местечковое» происшествие в Воронежской области, которое, вообще-то, если бы не своевременная работа спасательных служб, могло бы обернуться трагедией.
Показательно, что ранее российская часть аммиакопровода – ОАО «Трансаммиак» – напрямую принадлежала ОАО «ТольяттиАзот». Однако несколько лет назад «Трансаммиак» был переведен на подставные офшоры. «ТольяттиАзот» на сегодняшний день является самым технологически отсталым заводом в отечественной агрохимической отрасли, работая всего на 2/3 от своего потенциала, но при этом уверенно лидирует по числу нарушений в сфере экологии, промышленной безопасности и охраны труда. За последние четыре года Ростехнадзор выявил на предприятии сотни серьезных нарушений: в 2011 году – около 600, в 2012 году – 200, в 2013 году – еще 300 нарушений.
В таком случае об отсутствии аварийных датчиков и качестве ремонта аммиакопровода, проходящего по Воронежской области, наверно, собственники тоже не задумываются. И не исключено, что магистраль для перекачки готовит для воронежцев (и не только) еще много «сюрпризов». Остается разве что надеяться, что проверки МЧСников дадут свои плоды и жители области не пострадают от еще более серьезной аварии.