Во многих регионах России, в той или иной форме, активно развиваются центры промышленной субконтрактации. Многие о них слышали, но не все представляют, как они работают. Между тем, включение в систему субконтрактации позволит оптимизировать производство и сократить издержки, прежде всего, самих же предприятий. Возникает вопрос – почему же наши промышленники не стремятся налаживать, казалось бы, столь выгодное взаимодействие?
Для начала разберемся, что же все-таки такое субконтрактация. Определение, которое предлагает журнал «Умное производство», звучит так: «субконтрактация - отдельный вид аутсорсинга, применяемый промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов». Этот способ организации производства основан на разделении труда между Контрактором (заказчиком) и Субконтракторами (поставщиками). Окончательный получатель товаров или услуг является третьей стороной, стоящей вне рамок договорных отношений между контрактором и субконтрактором.
Таким образом, основная задача центров субконтрактации – помочь контракторам и субконтракторам найти друг друга и выработать оптимальные условия сотрудничества, обеспечивающие минимизацию рисков при передаче функций.
Большинство официальных российских центров субконтрактации работают совместно с некоммерческим партнерством «Национальное партнерство развития субконтрактации» (НП «НПРС»), формирующего заказы по всей стране. НП «НПРС» объединяет в себе не только российские центры субконтрактации, но и Белоруссию, Армению, Кыргызстан, Украину, Такжикистан, Казахстан, Латвию и Финляндию. В России центры субконтрактации представлены в 34 регионах, в том числе и в Воронежской области.
Партнерами НП «НПРС» в нашем регионе являются Центр промышленной кооперации и субконтрактации при Торгово-промышленной палате Воронежской области и Региональный центр промышленной субконтрактации, действующий при Совете промышленников и предпринимателей. Они располагают актуальной информацией о производственных возможностях промышленных предприятий как Воронежской области, так и других регионов Центрального Федерального округа.
Механизм работы любого центра субконтрактации прост: обращение заказчика - оперативный и эффективный поиск поставщика – выполнение заказа в заданные сроки, с надлежащим качеством и по устраивающей все стороны цене. Центр владеет достоверной информацией о том, где и какое оборудование недозагружено, где появилось и введено в эксплуатацию новое оборудование, его технические характеристики, информацией о разбросе цен по различным видам работ на предприятиях. Все это позволяет, при обращении заказчиков, оперативно находить поставщиков, удовлетворяющих требованиям по цене и качеству и либо выполнять заказ, либо обеспечивать заказчика необходимой информацией о поставщике для их дальнейшего взаимодействия.
В чем же преимущество использования центров субконтрактации перед самостоятельной работой предприятий по налаживанию кооперации? На этот вопрос нам подробно ответил генеральный директор ООО «Региональный промышленный центр субконтрактации» Виктор Попов:
«Если говорить кратко - преимущество центров состоит в их практическом опыте работы по налаживанию кооперационных связей.
Карта промышленного производства России претерпела значительные изменения и продолжает меняться. Длительное время промышленные предприятия работали на принципах замкнутого технологического цикла, то есть имели собственные заготовительные, литейные, гальванические и другие участки. Это позволяло обеспечить высокий уровень производственной самостоятельности, но в условиях современных рыночных отношений такой подход экономически неэффективен. Предприятия вынуждены постоянно осуществлять поиск потенциальных партнеров и оценку их возможностей по выполнению своих заказов.
В настоящее время, на мой взгляд, промышленность переживает не лучшие времена, связанные с общей политической и экономической ситуацией, но в производственной сфере в целом происходят позитивные изменения. Появились малые и средние предприятия узкоспециализированные на определенных видах работ, оснащенные современным оборудованием. Они способны выпускать качественную продукцию и оперативно подстраиваться под требования заказчиков, вести гибкую ценовую политику. Да и многие старые, если так можно выразиться, предприятия шагнули вперед: реструктурировали, модернизировали или полностью обновили свои мощности, став высокотехнологичными производствами. Здесь ярким примером может служить Воронежсельмаш, Грибановский машиностроительный завод и другие.
Для подразделений предприятий, занимающихся кооперацией, является непростой и трудоемкой задачей ориентироваться в технических и технологических изменениях, постоянно происходящих на производственных площадках. Требуются значительные временные затраты, поиск и проработка большого объема информации, которая не всегда будет достоверна.
Преимущество использования центров субконтрактации как раз в том, что они постоянно на практике контактируют с различными предприятиями, в том числе и с вновь созданными, своими глазами видят их оборудование, могут правильно оценить его технологические возможности и предложить заказчикам варианты кооперационных связей.
Для предприятий это экономит время, позволяет снизить издержки, повышает эффективность работы в целом».
По словам начальника отдела промышленной субконтрактации при ТПП ВО Максима Угнивенко, при самостоятельном поиске партнеров предприятие не сможет определить все возможные пути кооперации. «У нас есть огромный перечень технологических возможностей предприятий по всей России. И при отсутствии нужной технологии внутри региона мы расширяем поиск партнеров за пределы области. Кроме того, активно растет потребность в импортозамещающей продукции: последнее время все чаще находятся российские аналоги в 2-3 раза дешевле», - отметил Максим Угнивенко.
Система субконтрактации развивается хоть и уверенными, но все же медленными темпами в силу ряда причин. Зачастую, менеджеры предприятий, которые занимаются вопросами кооперации, уже сформировали определенную сеть постоянных поставщиков и не задаются вопросами поиска других вариантов. В то же время, можно найти партнеров, которые будут делать необходимые детали и комплектующие быстрее, дешевле, возможно с применением иной, более эффективной и выгодной технологией. Кроме того, руководители предприятий, которые в какой-то степени не придают значения тому, что оптимизация кооперационных связей позволит снизить совокупные затраты, более гибко и мобильно использовать ресурсы.
Сказывается также и отсутствие анализа цен на изготовление той или иной продукции, в итоге - предприятия по давно наработанным кооперационным связям получают от производителей других регионов продукцию более высокой стоимости.
Развитие субконтрактации невозможно без системного подхода, обеспечить который под силу, пожалуй, только кластеру. Ведь ключевой задачей кластерного подхода является налаживание кооперации в целях повышения конкурентоспособности региона. Предприятия-участники кластеров, объединенные общей целью, видят друг в друге уже не столько конкурентов, сколько потенциальных партнеров в своем деле. Наиболее ярким примером слаженной совместной работы может служить воронежский областной кластер производителей нефтегазового и химического оборудования. Он объединяет в себе свыше 40 предприятий, которые на протяжении 6 лет сумели не только наладить кооперацию внутри региона, но и вышли на федеральный уровень и работают с такими гигантами, как Газпром, Лукойл, Роснефть и Сибур.
Российские промышленники неохотно включаются в процесс кооперации, но вынуждены признать, что в одиночку решить все задачи невозможно. Решать эти задачи грамотно или пустить на самотек – это уже решать самим предпринимателям.
Никита Перфильев
Центр кластерного развития Воронежской области, 30.06.2015.