WorldClass

22 сентября 2024, 22:32
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Воронежский курьер // Вынуждены считаться с реальностью

27.07.2009 16:55
Закончилась весенняя сессия Воронежской областной Думы. Читатели "Курьера" могли ознакомиться с впечатлениями, которые выносили с думских заседаний наши корреспонденты. Сегодня у нас есть возможность представить вашему вниманию взгляд на те же события с другой стороны: на наши вопросы ответил председатель областной Думы Владимир КЛЮЧНИКОВ. -- Владимир Иванович, весенняя сессия началась необычно: Думе впервые пришлось утверждать кандидатуру губернатора. Помните, каковы были ощущения у депутатов? -- Да, это событие было действительно значимым.

Закончилась весенняя сессия Воронежской областной Думы. Читатели "Курьера" могли ознакомиться с впечатлениями, которые выносили с думских заседаний наши корреспонденты. Сегодня у нас есть возможность представить вашему вниманию взгляд на те же события с другой стороны: на наши вопросы ответил председатель областной Думы Владимир КЛЮЧНИКОВ.

-- Владимир Иванович, весенняя сессия началась необычно: Думе впервые пришлось утверждать кандидатуру губернатора. Помните, каковы были ощущения у депутатов?

-- Да, это событие было действительно значимым. Можно сказать, ключевой момент и для нас, депутатов, и для жителей Воронежской области. Губернатор -- главная фигура, определяющая экономическое и социальное развитие территории. И с этой точки зрения мы принимали очень важное для жителей области решение. Теперь, по прошествии более чем четырех месяцев, ясно -- и по опросам социологическим, и по реакции людей, -- что Алексей Гордеев оказался тем человеком, который был здесь нужен в этой непростой, прямо скажем, социальной обстановке. Я вижу, что воронежцы поддерживают его действия. И то доверие, которое мы практически единогласно оказали ему на сессии, сегодня оправдывается, на мой взгляд.

-- Ритм и содержание работы областной Думы изменились после того, как новый губернатор вступил в должность?

-- Мы работаем, согласуя свой ритм с действиями администрации. Решения, принимаемые губернатором, иногда нуждаются в законодательном подтверждении, и у нас в этом плане уже, можно сказать, сложилась определенная система в работе. Последнее заседание, которое мы проводили (оно было внеочередным), тому свидетельством. Нам нужно было быстро принять ряд решений, чтобы область попала в федеральные программы, о которых договорился губернатор.

-- Что за программы?

-- По ветхому и аварийному жилью. Для области это важно: в Воронеже очень много аварийных и ветхих домов. И 1,2 млрд рублей, которые нам выделят в 2010 году дополнительно на решение этой проблемы, для воронежцев весьма значимы. Область для участия в этих программах должна была подать заявку до 10 июля, поэтому Дума провела свое заседание 8 июля и приняла соответствующий закон. Вот в таком ритме работаем. Считаю, что это правильно.

-- А как сказался на работе областной Думы финансовый кризис?

-- Кризис наложил, конечно, свой отпечаток не только на нашу работу, но и на ее результаты. Самый тяжелый момент -- секвестрирование бюджета на 10 млрд рублей. Это 22% от всего бюджета области. Практически все статьи бюджета пришлось корректировать. Вопрос болезненный, потому что люди, которые получают по этим статьям те или иные финансовые ресурсы, уже выстроили свои планы под них. А когда эти деньги им вдруг не дают, это, конечно, вызывает внутреннее недовольство. Мы и сами понимаем, что это тяжелый удар по нашим планам. Тем не менее приходится это делать, потому что нельзя оставлять бюджет дырявым -- тогда вообще неразбериха начнется экономическая, которая может привести к самым непредсказуемым последствиям. У нас ведь в последнее время -- надо отдать должное работе областного финансового управления -- стройная финансовая система сложилась. И бюджеты, которые мы принимали, как правило, выполнялись полностью. У нас "чистый" бюджет, мы на сегодня не закредитованы в отличие от других регионов, в том числе и соседних, мы рассчитываемся только по займам прошлых лет, в частности -- 1998 года. Теперь мы хоть и пошли на значительное увеличение бюджетного дефицита, однако у нас имеются надежные источники его покрытия. Но оставлять бюджет дырявым -- в особенности при падающих доходах -- было никак невозможно, это закончилось бы плачевно.

-- Наша газета писала, что наиболее серьезному сокращению подверглась статья "Капитальное строительство". А какие еще статьи пострадали?

-- Да практически все были пересмотрены, даже такая важная, как обеспечение жильем молодежи. Значимая социальная программа, а пришлось ее подкорректировать почти на 130 млн рублей.

-- Насколько я знаю, увеличению подверглись только расходы по статье "Сельское хозяйство".

-- Когда сюда приезжал первый вице-премьер Зубков, представляя нового губернатора, у нас состоялась рабочая беседа, и он сказал, что федеральный центр будет помогать области лишь в том случае, если мы не секвестрируем расходы на сельское хозяйство. Это с одной стороны. А с другой -- наметилась в последнее время тенденция к увеличению сельскохозяйственного производства, и эта отрасль в Воронежской области имеет все шансы стать прорывной. Результаты первых шести месяцев этого года показывают, что на 9% увеличилось производство молока, мяса. В планах правительства области, Думы -- синхронные действия по увеличению инвестиций в этой отрасли. Расходы по этой статье увеличились почти на 15%.

-- Владимир Иванович, производство сельхозпродукции, как вы говорите, растет. А сбыт она находит? Готовы торговые сети включить воронежскую продукцию в свой оборот?

-- Мероприятия, проводимые правительством области (это его прерогатива), постепенно меняют ситуацию. Задача поставлена предельно ясно: продукция воронежских предприятий должна присутствовать во всех торговых сетях. Но, откровенно говоря, проблема сбыта есть, особенно это касается молока. Его в летний период всегда производится больше, цена на него падает, но и по такой цене молокозаводы его не берут, потому что нет сбыта. Много здесь проблем, они правительством рассматриваются, может быть, медленно решаются, но дело в том, что здесь требуются тоже большие инвестиции. Я не большой специалист в сельском хозяйстве, но по опыту, например, Россошанского района, знаю, что, когда есть перепроизводство молока и заводы его не берут, молоко обычно в порошок или сыр перерабатывают. Но по разным причинам был закрыт сырзавод. В общем, есть масса проблем, но и они постепенно решаются. Вот "Россельхозбанк" помогает кредитами -- ему по нашей области добавили лимиты, тоже благодаря успешным переговорам губернатора. Продолжает развиваться "ЛискоБройлер", другие предприятия подтягиваются. Птица, крупный рогатый скот, свиноводство -- эти отрасли сейчас на подъеме. Сложнее, как я уже говорил, с молочным животноводством. Но стабилизировалось количество голов в стаде, то есть оно не уменьшается, а потихоньку растет -- впервые за долгие годы. Благодаря, главным образом, усилиям районов-передовиков. Но здесь на первый план выходит себестоимость молока. У депутата Василия Остроушко в хозяйстве 600 дойных коров, у него себестоимость молока -- меньше шести рублей за литр. При такой себестоимости не страшны ни дефолт, ни кризис. Но за этим стоит очень большая работа, связанная с целым комплексом мер. Я думаю, что новое руководство нашего аграрного сектора -- это специалисты своего дела, они знают, что и как надо делать, и подвижки здесь будут.

-- Почти на каждом заседании Думы депутаты принимали законы либо изменения в законы, направленные на социальную поддержку наиболее незащищенных слоев населения. Можете сказать, какие именно категории и какую поддержку получили?

-- У нас в области проживают более 500 тысяч льготников, из них региональных -- 203 тысячи. Ветеранов труда -- 173 тысячи. Законов о социальной поддержке отдельных категорий граждан -- около двадцати. На реализацию мер, предусмотренных этими законами, в первом полугодии был израсходован почти миллиард рублей. Ветеранам труда и приравненным к ним категориям, ветеранам войны, труженикам тыла, ветеранам государственной службы -- 63 млн. Реабилитированным лицам -- 22 млн. Членам семей погибших военнослужащих -- 5 млн. Специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, -- 169 млн. На социальную защиту инвалидов -- 521 млн. На исполнение федерального закона о ветеранах -- 131 млн. Пострадавшим от радиации -- 7 млн. И так далее.

-- Эти статьи тоже секвестрировались?

-- Да. Как известно, федеральные власти сократили финансирование своих льготников. Мы своим льготникам его сохранили, а вот федеральным из-за этого -- пришлось сокращать. У них значительно уменьшилась сумма на бесплатный проезд в пассажирском транспорте. Было более 100 млн, а остался 21 млн. И тем не менее мы сохраняем все социальные гарантии. Например, компенсацию на приобретение полноценного питания беременным женщинам -- 284 млн рублей. Пособие на рождение ребенка -- 20 тысяч -- сохраняется, так же как и ежемесячная денежная выплата -- 11 тысяч рублей каждой матери, всего 22 млн в месяц. Всю эту поддержку мы стараемся сохранить, потому что люди к ней привыкли. А ведь мы еще установили большие компенсации за оплату коммунальных услуг (особенно в городе Воронеже -- более 400 млн рублей), для того чтобы как-то сгладить последствия перехода на стопроцентную оплату и повышение тарифов. У нас есть дома, в которых жители платят 10% от квартплаты, потому что там очень дорогие тарифы. Это дома старого типа, там очень высокая стоимость одной гигакалории, поэтому остальные 90% квартплаты компенсирует бюджет. Мы в этом деле участвуем, субсидируя, по сути, бюджет города Воронежа.

В общем, социальный блок всегда в поле зрения депутатского корпуса, потому что он касается непосредственно людей. Вопросы эти решаются нами с особой тщательностью, поскольку сейчас приходится действовать в условиях экономического кризиса. То есть не так, как нам бы хотелось. Тем не менее правительство области и депутаты стремятся сохранить то, к чему люди привыкли.

Впрочем, насколько я знаю, на федеральном уровне готовится корректировка 122-го закона. От того, какие там примут решения, будут зависеть и наши подходы. Но здесь ясность наступит не раньше осени. Осень, вообще, обещает быть бурной. Как-то так получается, что наша область всегда попадает на пик социальных реформ. Я помню, как в 2005 году, в пору выборов, когда ввели в действие этот 122-й закон о монетизации льгот, насколько сильным было возмущение населения. Потом все утихло, поскольку правительство осуществило огромные финансовые вливания. Жизнь, конечно, не остановишь, и мы все вынуждены считаться с реальностью. Порой эта реальность неприятна, но от нее ведь никуда не денешься. Здесь самое главное -- не сбиться на популизм.

-- По ходу весенней сессии между областной Думой и Советом Федерации было заключено соглашение, которое должно способствовать продвижению региональных законодательных инициатив. Уже есть примеры того, как это соглашение реализуется?

-- Появление такого соглашения вызвано тем, что президент страны поручил председателю Совета Федерации координировать законотворческую деятельность регионов. Миронов нам гарантировал, что он лично будет продвигать все наши инициативы на федеральном уровне. Сегодня, по закону, мы любую свою инициативу должны представлять с финансовым обоснованием в масштабах всей страны. Сделать это обоснование нашими силами невозможно. Поэтому на федеральном уровне проходят только такие региональные инициативы, которые не требуют финансово-экономического обоснования. Теперь Совет федерации взял на себя обязательство проводить экономическую экспертизу и просчитывать все необходимые затраты. Совфед ведет мониторинг по России, и если, допустим, Воронежская областная Дума поднимет проблему, которая касается большинства регионов, то принимается решение о всемерном продвижении нашей инициативы. Кроме того, Совет Федерации будет информировать нас о том, какие законопроекты готовятся к принятию на федеральном уровне. Я думаю, это большое нам подспорье, тем более что недавно наша Дума стала лауреатом в области законотворческой деятельности. Заключив такое соглашение с десятью законодательными собраниями, Совет Федерации, по-моему, обошел Государственную думу в работе с регионами.

-- В конце апреля был наконец принят областной закон о профилактике коррупции. Вам известно о том, как он применяется?

-- Ну, мы уже один свой закон вынуждены были поправить, поскольку он не соответствовал закону о коррупции.

-- Какой именно?

-- Где речь шла об арендной плате за пользование областным имуществом. Там была статья, позволяющая уменьшить эту плату. Прокуратура посчитала такую норму коррупциогенной, и мы вместе с депутатом Александром Пономаревым выступили инициаторами по ее отмене. А администрация области пошла дальше: изменила еще четыре статьи в этом законе.

-- На том же апрельском заседании, Владимир Иванович, была коллизия, связанная с сенатором Глебом Фетисовым. Поначалу депутаты хотели его отозвать из Совета Федерации, потом все-таки проголосовали против этого отзыва. А через несколько дней Фетисов после встречи с Грызловым сам сложил полномочия. Известие об этом депутаты встретили с облегчением?

-- В свое время я выступил с законодательной инициативой на предмет изменения порядка формирования Совета Федерации. Если бы эта инициатива была принята, Фетисов не работал бы в Совфеде. Фетисов прилетел в Воронеж через два часа после того, как узнал, что такая законодательная инициатива есть и что она исходит от председателя Воронежской областной Думы. Я думаю, что по-разному человека можно заставить работать и уважать тот орган власти, от которого он избран. Глеб Фетисов -- конечно, значимая фигура на федеральном уровне, но мы дали понять, что и таких людей мы можем немножко потревожить.

-- На предпоследнем заседании Думы в первом чтении был принят закон о так называемом комендантском часе для детей и подростков. Закон, по-моему, неоднозначный: с одной стороны, негоже, когда дети ночами слоняются возле питейных заведений; с другой -- разве можно отдавать их судьбы в руки милиции, у которой известно какая репутация? Каких, по-вашему, изменений закона можно ожидать во втором чтении?

-- Дело не в количестве чтений. Дело в подходе общества к этой проблеме. Меры общественного воздействия типа призывов к совести отдельных граждан результатов не приносят. Вся ответственность за поведение ребенка на улицах, в том числе и в ночное время, ложится почему-то на педагогический коллектив. Милиция к этому делу вроде как непричастна, общественность молчит, в итоге во всем у нас виновата школа. Но педагог не может круглые сутки охранять чужого ребенка. В чем же тогда ответственность родителей? Новым законом мера их ответственности и устанавливается. То, что дети у многих родителей фактически брошены, -- известно всем. Конечно, поведение лиц, одетых в милицейскую форму, тоже зачастую становится проблемой. Но недавно вышел новый регламент, который предъявляет к милиции жесткие требования. Поведение милиции зависит, впрочем, и от позиции общества. Об этом надо говорить со страниц газет, с экранов телевизоров. Я убежден в том, что "комендантский час" вводить надо. У нас ведь на каждом шагу молодые люди, не стесняясь, пьют пиво в общественных местах и днем, и ночью.

-- Законом это запрещено.

-- Но кто, скажите, выполняет этот закон? Без палки, без принуждения у нас законы не выполняются. Чтоб не пили на улице -- надо штрафовать. А если ребенок ночью на улице один -- надо штрафовать родителей. Закон этот касается всех. Пожалуйста, общественность, подключайтесь, выскажите свои соображения. Ради бога -- пусть Общественная палата свое слово скажет, молодежные объединения, пусть Молодежный парламент вмешается. У нас много создано общественных институтов, только почему-то они часто молчат именно тогда, когда требуется их мнение. Вот когда популизмом попахивает -- тогда все делаются великими выступальщиками. А здесь перед нами проблема, которая явно носит общественный характер. Но гласа народа почему-то не слышно.

-- А что может сделать областная Дума для действительного прекращения незаконного игорного бизнеса на территории области?

-- Губернатор, кстати, недавно поручил своим подчиненным разобраться в этом вопросе. Мы, со своей стороны, тоже начали вникать. Вот, к примеру, казино вдруг стали клубами спортивного покера. Как известно, покер приравнен к спортивным играм приказом Федерального агентства по физкультуре и спорту. У нас есть областное управление физкультуры и спорта, которое обязано издать положение, регламентирующее, где и когда можно играть в этот покер, какие соревнования по нему должны проводиться. Я сказал Панюкову, главе этого управления, -- пропиши положение о проведении соревнований по покеру, и покер как азартная игра сразу прекратит свое существование.(Это интервью Владимир Ключников давал до того, как министр спорта Мутко исключил спортивный покер из реестра спортивных игр. - Г. П.)

-- А что делать с многочисленными интернет-салонами?

-- Есть проблема. Мы выступили с законодательной инициативой: надо добавить в федеральный закон несколько слов, и это даст возможность причислить так называемые интернет-салоны к игорным заведениям. Но мы и в своем законодательстве кое-что изменили и дали возможность людям в погонах разобраться, что на самом деле это за интернет-салоны и чем в них занимаются. Правда, чтобы доказать причастность этой услуги к азартным играм, нужно быть эрудированным человеком. А знающих, эрудированных у нас очень мало.

-- Но мы столько правоохранителей содержим -- неужели среди них нет соответствующих специалистов?

-- Ну вот, допустим, участковый отвечает за все происходящее на его территории. Но ведь не может один человек знать все. А в этом деле очень важны процессуальные вещи: неправильно составлен протокол -- дело рассыпалось. Жулик стал квалифицированным, он зачастую знает закон лучше, чем представитель государства. Мне известно, что вопрос об игорном бизнесе -- на особом контроле у губернатора; на каждой планерке отчитываются о том, что происходит в этой сфере. Так что, я уверен, проблема в скором времени будет решена.

-- Владимир Иванович, проясните, пожалуйста, ситуацию с неслучившимся самороспуском Думы. Насколько известно, собирались подписи депутатов, собирались их заявления о сложении полномочий...

-- В Уставе Воронежской области четко прописана процедура досрочного прекращения полномочий Думы. В этой процедуре нет ни слова о сборе подписей. Хоть сто подписей собери -- это не будет основанием для роспуска Думы. Нет такой нормы -- сбор подписей. Есть самороспуск -- за который на заседании должны проголосовать не менее двух третей от числа избранных депутатов. На заседании этот вопрос вносился в повестку дня?

-- Не вносился.

-- Ну вот -- какая проблема? Проблемы нет.

-- Наша газета регулярно публикует материалы о работе областной Контрольно-счетной палаты. Там много интересного. А как Дума взаимодействует с КСП?

-- Очень плотно. Все их материалы -- общедоступны. Результаты проверок публикуются на сайте и направляются в прокуратуру. Там их очень внимательно читают и решают: возбуждать дела или нет. А наши комитеты в обязательном порядке рассматривают результаты проверок КСП. Знаю, что материал наиболее шумной проверки последнего времени, которая касалась деятельности управления имущества, находится сейчас в прокуратуре. Какую уж там дадут оценку -- нарушения это или преступления, -- я не знаю, это их компетенция. Но, по-моему, наша КСП работает очень квалифицированно, люди там грамотные.

-- От осенней сессии чего ждать, Владимир Иванович?

-- Трудная будет сессия. О корректировке 122-го закона я уже сказал. Будем готовиться к принятию нового бюджета. Возможны изменения налогового законодательства на федеральном уровне -- тоже для нас очень сложный вопрос. Налоги на федеральном уровне часто изменяются, что оборачивается здесь недополученными доходами. На отраслях, которые живут на бюджетные средства, это сказывается. Поэтому ожидаем сложной работы. Период сам по себе тяжелый. Хотя рынок труда в области сейчас стабилизировался (безработных -- порядка 2,7%), но зато упала заработная плата, потому что многие работают неполный день или неполную неделю. А цены растут. Понятно, что возникает недовольство: человек чувствует, что ему не хватает заработанных денег для того, чтобы нормально жить. Это нас очень сильно беспокоит. Тем не менее принимаемые меры позволили стабилизировать работу основных предприятий. Проблема в том, что структура безработицы у нас очень тяжелая: пострадали люди, имеющие высшее гуманитарное образование, -- экономисты, юристы, менеджеры, социологи. Они ищут работу по специальности, а ее нет. Это, конечно, тяжелая социальная проблема, но ее надо преодолевать. Работа законодательная никогда не бывает гладкой. На все проблемы мы должны адекватно реагировать. Над этим и будем работать.

Вопросы задавал Герман ПОЛТАЕВ.
«Воронежский курьер», № 82 от 25.07.2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0