В Черноземье стартовала самая ранняя уборочная страда
Засушливое лето заставило аграриев Черноземья начать сбор урожая зерновых в рекордно ранние сроки. Техника вышла на поля уже в первых числах июля, при этом наряду с озимой пшеницей в некоторых регионах стали убирать ячмень.
Эксперты отмечают ряд особенностей стартовавшей страды. В частности, назрела необходимость провести тщательный анализ сортов и парка техники, чтобы впредь, вопреки погоде, собирать хороший урожай и не допускать больших потерь.
Ждать рекордов?
Комментируя промежуточные итоги уборочной кампании, агрономы повторяют давно известную истину: урожай в Черноземье полностью зависит от климатических условий. К сожалению, в этом пришлось убедиться вновь. Засушливая весна и первый месяц лета не позволили колосу налиться, а последовавшие затем ливневые дожди стали провоцировать рост сорняков. В результате в приемных пунктах уже включили сушилки.
Замначальника департамента АПК Белгородской области Василий Мельников изначально подчеркивал: какие-либо прогнозы на урожай он давать не будет. Однако после обмолота 26 тысяч гектаров ранних зерновых уже признал, что имевшиеся ожидания были завышены. К уборке в регионе приступили сразу 20 муниципалитетов. И в среднем урожайность озимой пшеницы составила 36,1 центнера с гектара против прошлогодних 43,3.
— Разница в 7,2 центнера — ощутимый удар по нашим закромам, — констатировал Василий Мельников. —В целом области нужно четыре миллиона тонн зерна. Основная его масса уходит на производство комбикормов для животноводческого комплекса, поголовье которого растет с каждым годом. Поэтому нам каждый раз приходится закупать 500-900 тысяч тонн за пределами региона. Как будут обстоять дела в нынешнем году, неизвестно.
Аграрии Курской и Липецкой областей настроены более оптимистично. Куряне пока получают те же 36 центнеров озимой пшеницы с гектара и уверены, что это далеко не предел.
— Сначала обмолачивают, так скажем, самые малопродуктивные поля, где высокой урожайности и не ждали, — отметил первый зампредседателя комитета АПК Курской области Вячеслав Бычков. — Однако есть районы, где показатели уже достаточно неплохие. Там вовремя прошли дожди. В целом же, естественно, мы не очень довольны погодой: засуха сделала свое дело.
Начальник профильного управления Липецкой области Олег Долгих обращает внимание на то, что здесь уборку ранних зерновых, можно сказать, еще и не начали.
— В поле вышли, первые обмолоты сделали, урожайность получили в 30 центнеров, но пока говорить о чем-то очень рано, — отметил он. — Перед нами стоит цель— 2,6 миллиона тонн зерна, и мы должны ее выполнить.
Чиновник добавил, что этот объем нужен не только Липецкой области: почти половина уйдет за ее пределы.
Злак качества
Между тем во всех трех регионах эксперты сошлись во мнении по поводу качества зерна, назвав колос «щуплым».
— Все полезные вещества остались в стебле и листьях. Зерно формировалось в самый засушливый период и не получило их в достаточном количестве, — пояснил Василий Мельников.
Кроме того, после ливневых дождей в некоторых местах полегли низкорослые посевы, а над ними поднялся сорняк.
— И это очень осложнило процесс уборки, — отметил Вячеслав Бычков. — Зерно стало влажным и начало прорастать. Это беда всех прямостоящих колосьев: вода не стекает, а остается внутри.
Собственно, поэтому перед аграриями сейчас остро встал вопрос сортообновления. Василий Мельников отметил, что в будущем наибольшую популярность получат жароустойчивые, причем местные. Первые результаты использования таких разработок в регионе уже зафиксированы: в нынешнем году на опытных полях собрали по 75 центнеров с гектара. При этом, по мнению чиновника, приобретать элитные семена теперь стало выгодно благодаря субсидированию. Аграриям возмещают по 4,5 тысячи рублей за тонну.
— Семена выходят немногим дороже фуража, — сравнил он. — Правда, субсидируются только покупки элитных семян, прошедших государственные сортоиспытания. К сожалению, это учитывают не все и, поддавшись навязчивой рекламе, приобретают что попало.
Олег Долгих добавил, что менять сорта в зависимости от потребностей и конкретных климатических условий в настоящее время очень важно. Однако в этом деле главное—не переусердствовать.
— Нужно экспериментировать, но важно думать и о том, как получить хороший урожай в благоприятный год, — отметил он. —У нас были случаи, когда перспективные в непростых условиях сорта давали по девять центнеров с гектара.
Дело техники и технологий
В целом же рекордно раннюю страду в Черноземье надеются провести в максимально короткие сроки. Эксперты констатируют, что проблем с техникой в нынешнем году у аграриев практически нет. Так, в Курской области только фермерские хозяйства закупили 42 зерноуборочных комбайна, липчане приобрели 35 машин, дополнив и без того укомплектованный парк. В Белгородской области отметили, что число комбайнов здесь хоть и не увеличивается, зато производительность каждого растет. Это позволяет сократить потери и время работы.
О рентабельности растениеводства эксперты пока предпочитают не говорить: эти показатели лучше просчитать по итогам сезона. Тем не менее, Василий Мельников уверен в эффективности биологизации земледелия, которой белгородские аграрии занимаются уже несколько лет.
— Мы еще раз убедились в том, что принципы биологизации позволяют вырастить неплохой урожай даже в засушливый год, — отметил он. Включение в севооборот многолетних трав и сидеральных культур, щадящая обработка почвы повышают плодородие и создают условия для противостояния таким рискам, как высокие температуры, суховеи и почвенная засуха. И если анализировать средние показатели пяти благоприятных лет — это 31,2 центнера с гектара, — то урожайность озимой пшеницы, несмотря на нынешнюю засуху, все же выше.
Вячеслав Бычков, в свою очередь, напомнил о затратах на посевную: цены на удобрения, гербициды, фунгициды выросли в разы.
— Поэтому даже если урожай будет хорошим, не факт, что прибыль будет такой же, как в прошлом году, — отметил он.
Кстати, по словам Василия Мельникова, трейдеры уже назвали актуальную цену зерна — 9 тысяч рублей за тонну. В минувшем году этот показатель был на треть ниже.
Анна Скрипка
Российская газета, №158, 21 июля 2015 года.