WorldClass

28 сентября 2024, 18:35
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Белгородский бизнес-класс // Доверяй, но проверяй: как уберечь свой бизнес от недобросовестных контрагентов

23.07.2015 14:06
К сожалению, в бизнесе нередкими стали обман, мошенничество, невыполнение условий договора. Какие-либо моральные ограничения на этот счет есть далеко не у всех. Помимо долговых проблем для компаний, не проявивших должной осмотрительности в выборе контрагентов, могут наступить и более тяжелые последствия в виде налоговых доначислений, штрафов, административной или даже уголовной ответственности и прочих «прелестей». И это не просто «страшилки».

К сожалению, в бизнесе нередкими стали обман, мошенничество, невыполнение условий договора. Какие-либо моральные ограничения на этот счет есть далеко не у всех. Помимо долговых проблем для компаний, не проявивших должной осмотрительности в выборе контрагентов, могут наступить и более тяжелые последствия в виде налоговых доначислений, штрафов, административной или даже уголовной ответственности и прочих «прелестей». И это не просто «страшилки». Судебная практика признает обоснованность исполнения обязанности по уплате налогов вместо своего недобросовестного контрагента. А это значит, что государство окончательно возложило всю полноту ответственности за проверку деловых партнеров на предпринимателей

В России обозначился курс государства на «деофшоризацию» экономики, борьбу с фирмами-однодневками. По данным Банка России, из зарегистрированных в стране 3,3 млн компаний в форме ООО реальную деятельность ведут только 2 млн. Первый вице-премьер Игорь Шувалов оценил потери бюджета, обусловленные существованием однодневок, в сумму от 500 млрд до 1 трлн рублей в год. Именно поэтому проверка контрагентов стала жизненно необходимым и обязательным условием работы российских компаний с точки зрения профилактики долговых проблем, а также минимизации налоговых и репутационных рисков

Что делать?

Вряд ли кто-то опровергнет тезис о том, что профилактика проще и дешевле лечения. Материальные и моральные издержки, а также потеря ценного, не возобновляемого ресурса – времени – в случае наступления негативных последствий будут несопоставимы с теми, что потребуются для реализации превентивных мер

Отсутствие или неполнота знаний о деловых партнерах несут в себе финансовые и репутационные риски. Проверка контрагентов призвана устранить неопределенность в процессе принятия решений о сотрудничестве. Она предполагает сбор и анализ информации о правоспособности, финансовом состоянии, обеспеченности обязательств активами, деловой репутации и других данных, позволяющих сделать вывод о надежности партнера. Здесь опасны перегибы в любую сторону: если вы легкомысленно отнеслись к сбору информации и ее оценке – долговые проблемы и «претензии» государственных органов неизбежны. Если осторожничаете и захлопываете дверь перед любым потенциальным партнером – о каком развитии бизнеса может идти речь

Не менее важно также осуществлять мониторинг контрагентов. Бизнес-среда находится в постоянной динамике, в компаниях каждый день происходят изменения, которые важно отслеживать, чтобы своевременно на них реагировать для предотвращения финансовых потерь. На практике это означает, что деловые партнеры, с которыми вы сотрудничали достаточно длительное время и воспринимали их как надежных, неожиданно могут оказаться в категории недобросовестных. Таких прецедентов, к сожалению, предостаточно

Заплатит? Не заплатит?

Чтобы не гадать на ромашке, получите ли вы свои деньги, стоит позаботиться о минимизации риска неплатежей. Первое, что следует сделать, – оценить платежеспособность контрагента, под которой понимается способность хозяйствующего субъекта выполнять договорные обязательства. Для этого необходимо получить у контрагента либо из иных доступных источников бухгалтерскую и финансовую отчетность и провести финансовый анализ. Оценка финансового состояния – отдельная большая тема, но основными индикаторами для формирования представления о платежеспособности являются: финансовые результаты (прибыль/убыток); объем активов и их структура; коэффициенты ликвидности, обеспеченности обязательств активами; величина собственных и заемных средств и ряд других. Так называемая «нулевая отчетность» либо ее отсутствие являются фактором повышенного риска

Необходимо также установить корпоративные связи и аффилированных лиц (лиц способных оказывать влияние), поскольку эти знания позволят выявить признаки различных схем, которые используют недобросовестные партнеры для уклонения от исполнения обязательств. Корпоративные связи и аффилированные лица могут быть как явными (например, через участие собственников и руководства контрагента в других компаниях), так и скрытыми (использование юридически не связанными организациями одних и тех же адресов, телефонов, IP-адресов, наличие бенефициарных владельцев, фактических руководителей и т. д.). Бенефициарный владелец может быть не указан в правоустанавливающих документах, но являться при этом фактическим собственником. Очень часто бенефициары скрываются за цепочкой из номинальных фирм и директоров для достижения преступных целей: мошенничества, отмывания нелегальных доходов, коррупции, так называемой «налоговой оптимизации»

Так вот ты какой…Наступают времена, когда словосочетания «добросовестный контрагент», «честный предприниматель» избавляются от ироничного смысла. Руководители, которые дальновидно вкладывались недополученной «прямо сейчас» прибылью в будущие репутационные дивиденды, начинают пожинать заслуженные плоды, в то время как дельцы, избравшие принцип Людовика XV «после нас хоть потоп», – уже слышат стук революционной гильотины. Очень жаль тех, кто до сих пор называет «бизнесом» то, что все давно считают обыкновенным воровством. Методы таких дельцов в бизнесе называют недобросовестными, в экономике – нерыночными, в быту – нечестными, в праве – незаконными. Помимо морально-этической стороны проблемы существует вполне осязаемая материальная. Для добросовестных компаний хорошая деловая репутация является неким нематериальным активом, влияющим на размер получаемой прибыли

Деловая репутация – это качественная оценка деятельности фирмы и ее владельцев. Обобщенное мнение участников рынка о компании и является той самой «деловой репутацией». Источниками информации о деловой репутации могут служить самореклама проверяемой компании (публичность); отзывы клиентов; участие в государственных поставках, а также в известных или крупных проектах; участие в арбитражных спорах в качестве ответчика или истца; долговая нагрузка и другие

Чтобы не было сюрпризов

Недавно министр финансов и руководитель ФНС сделали заявления о том, что, несмотря на кризис, налоговые поступления значительно повысились, а потери бюджета от незаконных вычетов по НДС сократились. Эффективность налогового администрирования, несомненно, выросла. Организации, вступившие в финансово-хозяйственные отношения с однодневками, все чаще подвергаются «налоговым репрессиям», подкрепленным обвинительными приговорами по уголовным делам, связанным с хищениями бюджетных средств и уклонением от уплаты налогов

Возникает ряд далеко не праздных вопросов. Как избежать долговых проблем? Как доказать проявление должной осмотрительности? Какие условия должна соблюсти компания, чтобы ее затраты разрешили учесть в целях налогообложения прибыли, а вычет по НДС признали правомерным? Ответы на эти вопросы помогут получить компании, специализирующиеся на предоставлении такого рода информационных услуг. Для оценки налоговых рисков и подтверждения должной осмотрительности ими применяются методики, разработанные с учетом критериев, используемых ФНС. В современных экономических условиях организации все чаще поручают проверку и мониторинг контрагентов профессионалам. В этом случае проверка ведется комплексно и оперативно, а клиент получает исчерпывающую информацию, позволяющую принять своевременное, выверенное и взвешенное управленческое решение

Василий Кубаев, генеральный директор агентства безопасности бизнеса «Триумф».
Белгородский бизнес-класс, июль, 2015.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0