Воронеж. 03.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – «Абирег» c 24 по 30 июля проводил интернет-конференцию «Банкротство в кризис» с управляющим партнером юридической компании «Юрсервис» Владиславом Журихиным, посвященную банкротству предприятий малого и среднего бизнеса в кризис.
К обсуждению предлагались следующие темы:
- Использование воронежским бизнесом различных инструментов и возможностей, которые предоставляют процедуры банкротства.
- Борьба кредиторов с преднамеренным банкротством должника, при котором собственники заранее вывели имущество и ликвидные активы.
- Получение кредитором денежных средств от предприятия-должника с помощью различных процедур его банкротства: наблюдение, внешнее управление, конкурное производство, мировое соглашение.
- Спасение бизнеса, попавшего в условиях кризиса в тяжелое финансовое положение.
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы читателей «Абирега».
- Кто и как назначает внешнего управляющего в компанию, которая банкротится? Может ли защищать интересы банкрота этот человек?
Кирилл
- Любого арбитражного управляющего, который в зависимости от ведущейся процедуры банкротства приобретает должность «внешний», «конкурсный», «временный» и другие, назначает суд. Имеется масса особенностей при назначении управляющего, которые подробно описаны в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)». Согласно ст. 20.3 названного закона, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Это, что называется, как должно быть. В реальной жизни арбитражный управляющий, как правило, будет вам лоялен только тогда, когда именно вы указали суду его кандидатуру как подлежащую утверждению.
- Нужно ли кредитору банкротить должника? Может, лучше все-таки реструктурировать кредит и дождаться, когда у него бизнес опять встанет на ноги?
Александр
- Похоже, что здесь под словом «банкротить» подразумевается нечто, схожее по смыслу со словом «освежевать»: мол, захворала скотинка - давайте ее забьем, «с паршивой овцы хоть шерсти клок, для вина рог и мяса кусок!».
Иногда такой подход верен, но это скорее идеальные условия. Из более чем 50 предприятий, где я был конкурсным управляющим, могу припомнить лишь три случая, где кредиторы могли надеяться на сохранение для них «шерсти, рогов и мяса». В остальных случаях им не доставалось «ни рожек, ни ножек»: я приходил на предприятие, в котором либо не было ничего ликвидного, либо только объекты, обеспеченные залогом. И тогда напрашивался вывод, что заявление о банкротстве следовало подать намного раньше, а не дожидаться, пока руководство и собственники бизнеса-должника распродадут и выведут последние активы.
И здесь совсем не обязательно, что эти действия должника незаконны и совершаются со злым умыслом. В ряде случаев наблюдается системный кризис данного бизнеса (причин может быть много: это и устаревшее оборудование, и изменения конъюнктуры, и ошибочные или неоправданно рисковые управленческие решения и т.д.), когда предприятие несколько месяцев «проедает» имеющиеся запасы, покрывая текущие затраты (зарплата, налоги, и т.д.), работает в убыток и даже гасит понемногу задолженность кредиторам, но неминуемо катится в банкротство. Своевременно поданное заявление о банкротстве даст шанс кредиторам что-то получить, а руководству предприятия, хотя и упрямо сопротивляющемуся этим процессам, позволит найти себя в другом бизнесе, в другом проекте, не потерять эти месяцы (а иногда и годы) в бесплодных стараниях. Возможно, потом они даже спасибо скажут.
А ответ на вопрос, стоит ли реструктурировать кредит, зависит от того, что за банк его выдал и какой кредит: нет ли главенствующей социальной, политической или другой составляющей при его выдаче. Если смотреть с экономической точки зрения, то здесь нет четкого правила и ответ будет в каждом случае свой.
- У ООО уставной капитал всего 10 тыс. руб. А будет ли отвечать своим имуществом владелец предприятия-банкрота или его директор перед кредиторами?
Иван Сергеевич
- Данная тема весьма важна, именно ей посвящено множество новелл законодательства, и сегодня можно сказать уверенно, что существуют реальные способы привлечь к ответственности нерадивых собственников и руководителей бизнеса в полном объеме причиненного ими ущерба. Однако упомянутые нормы права написаны так, что применяться должны сообразно обстановке, обстоятельствам, фактам, и на исход дела влияет множество факторов. Одним словом, чтобы правильно применить имеющиеся возможности, нужны не просто грамотные, но и имеющие опыт именно в этой категории дел специалисты.
К примеру, в нашей практике к субсидиарной (дополнительной к обязательствам банкрота) ответственности привлекались в основном директора фирм-банкротов. Учредители могут быть привлечены, если будет доказано, что именно они давали указания директору на совершение незаконных сделок, а доказать такое весьма сложно, письменных свидетельств, как правило, не имеется. Другое дело – привлечь руководителей: здесь не наблюдается больших проблем, поскольку нынешний «зицпредседатель Фунт», как правило, человек, брошенный собственниками бизнеса на произвол судьбы и, как следствие, не подготовленный юридически к возможным последствиям своего противоправного поведения.
- Скажите, а как вообще кредитор может не допустить преднамеренного банкротства?
Стас
- Насколько я понимаю, речь идет о возможных превентивных мерах, направленных на предупреждение преднамеренного банкротства должника и его неправомерных действий в ожидании банкротства. Вопрос очень верный по сути: именно в этом направлении кредитору и надо бы направить свои усилия, только так можно получить лучший КПД и отдачу на потраченное время.
Многие слышали о повсеместном внедрении бухгалтерской отчетности по МСФО. Считается, что она, обеспечивая большую прозрачность, придет на смену «тройной» системе бухгалтерского учета и отчетности российских организаций: «одна для налоговой, одна для себя и одна для собственников бизнеса». Потребуйте у кредитора вести учет именно по МСФО. Обяжите периодически проходить аудит у аудитора, которому доверяете.
Также вам следовало бы создать систему «маячков» в отношении основных активов вашего должника. Идеально – добиться того, чтобы они не могли быть реализованы или обременены правами третьих лиц без вашего согласия. Оптимально – потребовать заключить договоры залога в обеспечение вашего долга, зарегистрировать их в необходимых случаях.
Если это невозможно, то придется постоянно мониторить возможную смену собственника на подлежащие госрегистрации права и технику должника: это Росреестр, ГИБДД, Технадзор, Ростехнадзор и т.д.
Ваш долг, даже если он предусматривает периодические платежи, обязательно должен быть подтвержден судебными решениями. В некоторых случаях возможно использование третейских судов.
А из житейского опыта хочу добавить: чаще встречайтесь со своими должниками, смотрите им в глаза – иногда там можно увидеть больше, чем в сводках государственных органов.
- Какие новые подходы/инструменты использует бизнес в процедурах банкротства в кризисное время?
Дмитрий
- Кризис накладывает отпечаток на психологию отношений: люди становятся резче, активнее, их поступки – более конкретные и даже жесткие, а некоторые начинают говорить о возврате в 90-е.
Возможно, так и будет, но не сегодня. Пока в большинстве своем бизнесмены стараются понять партнеров, попавших в сложные условия. Однако мы уже видим рост объема судебной работы. Следствием этого неизбежно будет и увеличение количества заявлений о банкротстве, поскольку подача такого заявления в суд является эффективнейшим на сегодняшний день способом (или инструментом) ускорения исполнения судебного решения. Общеизвестна слабая эффективность работы судебных приставов. А вот получив судебное определение о назначении судебного заседания на предмет введения процедуры банкротства, собственники предприятия-должника, опасаясь потерять контроль над своим бизнесом, спешат погасить задолженность и избежать всех неблагоприятных для них последствий, которые связаны с введением банкротных процедур.
Даже процедура наблюдения, будучи введеной судом, накладывает ряд ограничений на работу предприятия-должника, да и сама дальнейшая работа оказывается под вопросом. Я имею в виду, что если все кредиторы предприятия заявят свои требования, то тогда на первом собрании кредиторов, как правило, принимается решение о введении процедуры конкурсного производства, что поставит точку в вопросе, продолжит ли предприятие работу.
Кредитор, первым подавший заявление о банкротстве, имеет самые высокие шансы на удовлетворение, и тому немало примеров. Например, возьмем строительную фирму ООО «Стройинвест Лайн». В 2010 году я был первым, кто обратился с заявлением о банкротстве и получил полное удовлетворение для своих доверителей, долг был погашен. Затем их примеру два раза, в 2010 и в 2014 годах, следовала ФНС России и также удачно. При всем этом десятки других кредиторов «толпились» в службе судебных приставов. Данная информация может быть легко проверена на сайтах Арбитражного суда Воронежской области и ФССП России.
Бывает, что нам достается предприятие, в котором все имущество уже выведено, или, как им нравится говорить, «спасено» нерадивыми собственниками предприятия-банкрота. В этом случае конкурсный управляющий вправе подать иски об обжаловании таких сделок, что были направлены на вывод имущества. Закон о банкротстве и практика его применения на его стороне, и в большинстве случаев удается такие сделки признать недействительными и вернуть имущество должнику, теперь уже в конкурсную массу для дальнейшей продажи. Вопросам, касающимся особенностей таких исков, посвящены целые сайты, исследования и даже диссертации.
А если коротко, шансы для удовлетворения такого иска могут быть высоки, но опять же, возвращаясь к своевременности поданного заявления о банкротстве, они напрямую зависят от срока, прошедшего между спорной сделкой и датой принятия вашего заявления о банкротстве должника. И шансы эти с течением времени поэтапно уменьшаются.
По сути, законодатель создал правило: вы осмотрительный кредитор, если подали заявление о банкротстве должника не мешкая, сразу, как наступило такое право, иначе рискуете ничего не получить. Поскольку если процедура банкротства начата поздно, то и сделки обжаловать не получится (вследствие пропуска необходимых сроков), и активы должника будут уже потрачены. Выбор за вами.
- На сколько, по вашим ощущениям, увеличилось число процедур и в каких сферах в первую очередь?
Дмитрий
- Существенного увеличения банкротных процедур я пока не наблюдаю, да и драйвером роста их количества обычно выступает ФНС России, а налоговики не спешат увеличивать их объем. Тому есть причины, да и теме взаимоотношений ФНС и арбитражных управляющих можно посвятить отдельную статью.
Аналитики прогнозируют увеличение процедур банкротства строительных организаций сектора малого и среднего бизнеса. Наверное, с этим могу согласиться, исходя из данных об увеличении количества исков, что говорит о росте неплатежей.
- У меня ИП. Взял кредит на бизнес, платил за него год, но больше нет возможности, хочу банкротиться. Могут ли забрать квартиру в ипотеке, единственное жилье, прописан несовершеннолетний ребенок, все оплачивается вовремя. Вот очень переживаю: могут отобрать?
ИП
- Жилое помещение, являющееся предметом ипотеки, не относится к тому имуществу, на которое не может быть обращено взыскание.
Если начнете процедуру банкротства, квартиру вашу будет продавать конкурсный управляющий, а порядок продажи ему продиктует ваш банк. Сейчас, вам надо найти способ погасить запись об ипотеке, например, выплатив остаток долга по ипотеке за счет другого, пусть и совсем отчаянного кредита или займа. Тогда сохраните квартиру. Или переоформите ипотечный кредит на кого-то другого, из близкого круга, по согласованию с банком. После чего направляйтесь к специалистам и составляйте план дальнейших действий, в том числе и банкротства.
- Организация, в которой я ранее работал, а сейчас уволен, должна мне денег. Сама организация обанкрочена. Могу ли я как бывший директор филиала требовать возврата долга? И каким образом сделать это официально?
Бывший работник
- Давайте разберемся в термине «обанкрочена». Прошедшее время подразумевает, что банкротство закончилось. В этом случае все обязательства юридического лица прекратились. Однако могли появиться новые обязательства, скажем, конкурсного управляющего по погашению вам сумм убытков в результате нарушения им ваших прав. Случается, что, пользуясь недостаточной осведомленностью или юридической грамотностью граждан - бывших работников должника, конкурсный управляющий распределяет скудные деньги от продажи активов должника с нарушением установленной очередности. Вам надлежит обратиться к специалисту, вооружившись всеми имеющимися у вас документами. Это приказы, выписки, оригинал или копия трудовой книжки, уведомления, связанные с процедурами банкротства, сведения о возможном выборе представителя трудового коллектива на предприятии-банкроте.
- Если учесть, что нормальные условия ведения российского бизнеса - это сплошной бардак, то сегодняшнюю ситуацию можно описать так «кризис в кризисе или пожар в бардаке».
Воронежский индеец Вася
- Раз это не вопрос, то и пишу не ответом, вспоминая известного литературного героя - профессора Преображенского из «Собачьего сердца», а именно – как он отвечал на избитые размышления о всеобщей разрухе довольно неожиданным, но очень тонким суждением, что разруха находится в головах. Перефразируя мудрого старца, каждый из нас тоже имеет полное право и обязанность определить источник кризиса и бардака для себя: если нам легче свалить ответственность за свою леность и безразличие к своему будущему и мы ищем стороннюю причину, то эта причина, конечно, всегда найдется: и кризис, и бардак, и еще черте-что. А кризис, друзья мои, он в первую очередь в голове. И если мы ее, то есть голову, включим, перестанем ныть и жаловаться, а станем работать, засучив рукава (конечно, подумав предварительно, как и в какой области надо приложить свои усилия), то и результат не замедлит себя долго ждать!
В стране нашей, как я вижу, сегодня наблюдается кризис ликвидности, или, как говорят, «ни у кого нет денег». Прогнозирую, что в общем объеме будет увеличиваться доля бартерных сделок. С экономической точки зрения это действительно бардак, но, надеюсь, ненадолго.
- Как законно можно подготовить бизнес к процедуре банкротства, не нарушая закон и не подпадая под преднамеренное банкротство? Каким образом грамотный юрист может помочь предприятию выйти из процедуры банкротства с минимальными потерями?
Дмитрий
- Подготовка бизнеса к процедурам банкротства есть очень важный этап, которому наш бизнес уделяет мало внимания. Возможно, это происходит от незнания того, насколько положительными могут быть результаты правильной подготовки.
Как утверждал писатель Тристан Бернар, «банкротство - это законная процедура, в ходе которой вы перекладываете деньги в брючный карман и отдаете пиджак кредиторам».
Что касается предприятия, попавшего в тяжелую ситуацию, надо помнить, что в ряде случаев написание заявления о «самобанкротстве» является обязательным. Последствия несоблюдения этого правила весьма тяжелы - вплоть до уголовной ответственности. Разумеется, здесь практически всегда нужны консультации специалистов. В преддверии банкротства участие опытного консультанта считаю обязательным! Надо привести в порядок учет, провести инвентаризацию имущества, проверить все документы, в необходимых случаях документы надо восстановить (потому что позднее это сделать будет невозможно), формализовать бизнес-процессы на предприятии, чтобы избежать в будущем несправедливых претензий к руководителю, много что еще необходимо сделать - в зависимости от сферы деятельности предприятия.
В этой связи, конечно, необходима помощь «узкого» специалиста. И даже не юрисконсульта, который «почитал» об особенностях законодательства о банкротстве. Чтобы вникнуть в хитросплетения нашего законодательства, а также судебной практики, нужно несколько месяцев кропотливой работы. А, разбираясь с конкретной организацией-банкротом, зачастую нет времени на «копания» в правовых базах и Интернете, решения нужно принимать быстро и правильно, действовать оперативно, сообразно меняющейся обстановке.
В качестве иллюстрации могу привести такой пример: Фирма «Б», прежде чем быть признанной банкротом, продала технику и недвижимость сразу, как стала проигрывать арбитражные иски о взыскании с нее денежных средств. Ее собственники посчитали, что не справятся с оплатой столь крупной суммы, и решили спасти активы от обращения взыскания. При этом ими предъявлялись документы о выбытии (продаже) активов, составленные «задним числом». По поводу этого конкурсным управляющим заявлялись ходатайства о назначении судебных экспертиз по установлению истинной даты составления документов. В результате конкурсный управляющий обжаловал почти все сделки по выводу активов и получил судебные решения о признании их недействительными. На этапе истребования активов у их новых собственников возникли новые трудности с установлением статуса добросовестного покупателя, на что ссылались ответчики. Юристам конкурного управляющего удалось найти документы, свидетельствующие о взаимосвязях между ответчиками по данным искам.
На всех этапах процесса велась сложная судебная работа, которая могла привести к возврату активов и наступлению иных последствий в результате установленных фактов неправомерных действий при банкротстве. Однако юристы ответчиков нашли выход в виде мирового соглашения, которое ими было предложено заключить основным кредиторам фирмы-должника. В результате суд утвердил мировое соглашение, процедура банкротства была прекращена, кредиторы еще до заключения мирового соглашения начали получать удовлетворение своих денежных требований. Фирма-банкрот сменила наименование и продолжила работу, проведя диверсификацию, освоив новые виды деятельности.
Здесь приведен лишь один вариант результата «шахматной партии», которая была разыграна, по сути, юристами с обеих противоборствующих сторон. Кто в ней выиграл, а кто проиграл – большой вопрос: произошел пат, но скорее всего, результат устроил обе стороны.
В большинстве других подобных ситуаций – в зависимости от опыта и квалификации юристов – положительный результат разыгранной «шахматной партии» будет на той стороне, где «шахматисты» окажутся сильнее.