Придя в августе 1995 года на должность начальника Воронежской областной Госавтоинспекции, полковник полиции Владимир Верзилин все это время остается на острие проблем безопасности дорожного движения
Когда в начале июля в Управлении ГИБДД Воронежской области отмечают свой профессиональный праздник, то обязательно вспоминают тех, кто руководил областной ГАИ со времени ее создания в 1936 году. Это Николай Шостацкий, Николай Савельев, Павел Ноздрин, Николай Лютиков, Николай Юров… До 1996 года – десять человек. Получается, что средний срок службы в этой должности – шесть лет. Владимир Верзилин, возглавивший ГАИ Воронежской области в августе 1995 года, более чем в три раза превзошел эту среднестатистическую цифру. Причем, если говорить о рекорде, то это уже рекорд не только Воронежской области. Двадцать лет в должности начальника ГИБДД субъекта РФ – это пока первый такой факт в стране. Везение? Удача? Стечение обстоятельств? Или нечто другое? Попробуем узнать у самого Владимира Александровича.
- Везение, удача? Может быть, может быть… А не попробовать ли нам посмотреть на этот, как вы говорите, рекорд, с другой стороны? Служба в ГАИ, тем более в такой должности - это постоянные заботы и волнения, это нескончаемые хлопоты и переживания.
Это постоянные, в том числе по ночам, сообщения о тех или иных ЧП на дорогах. Это чуть ли не каждодневный стресс. Это выходные и праздники, проведенные на работе. И так двадцать лет - без права на передышку, без права расслабиться хотя бы на один день.
Но, если говорить по большому счету, ГАИ, ГИБДД – это моя судьба. Причем ГАИ в моей судьбе занимает гораздо больший отрезок жизни, нежели последние двадцать лет. В январе 1986 года я по комсомольской путевке был направлен служить в милицию на должность заместителя командира дивизиона дорожно-патрульной службы ГАИ УВД по политической части. Проще говоря, замполитом. Это были, не скрою, очень интересные годы. В ГАИ шли служить искренне, как говорится, не за страх, а за совесть, искренне верившие в милицейские погоны, одержимые желанием честной службы на благо Отечества.
Вспоминаю конец 1998-го - январь 1999 года, когда я был командиром сводного отряда ГАИ ряда областей и краёв страны, пришедшего на помощь братскому народу Армении. Наши ребята не жалели ни личного времени, ни сил, ни здоровья, лишь бы быстрее ликвидировать последствия разрушительного землетрясения.
Потом была учеба в Академии МВД СССР, оттуда я вернулся начальником отдела по воспитательной работе областного УВД. А в 1995 году мне предложили новую должность. И хотя с той поры прошло, оказывается, уже двадцать лет, я, как сегодня, помню слова Владимира Александровича Федорова – тогда он был начальником Главного управления ГАИ МВД России: «Работа начальника ГАИ всегда на виду. И эта работа должна быть направлена не на какую-либо личную выгоду, а на спасение человеческих жизней и здоровья людей. И если начальник ГАИ предан этой идее и всецело служит ей, то он – на своем месте».
Кстати, с Владимиром Александровичем, который ныне является членом Совета Федерации, я и по сей день поддерживаю очень добрые отношения. И прежде всего потому, что это академически образованный, умный, глубоко порядочный человек.
- Вы начинали службу в ГАИ, продолжаете в ГИБДД. Насколько правильным и продуманным было реформирование Госавтоинспекции?
- Если честно, то для меня и сегодня ГАИ – более близкое и более родное слово. Хотя сами по себе идеи реформирования службы были очень назревшими и необходимыми. И главная из них заключалась в том, чтобы сделать водителей союзниками в борьбе за безопасность дорожного движения. Отсюда, например, начались известные послабления водителям за малозначительные нарушения Правил. Потом дошло и до нескольких допустимых промилле алкоголя за рулем. Но, к сожалению, многие, очень многие водители такие послабления восприняли как наставление к действию, и вслед за «малозначительными» начиналась череда нарушений более серьезных. Но ведь Правила есть Правила. Разве может быть незначительным нарушением непристегнутый ремень или отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, если цена вопроса и тут и там может быть одна – человеческая жизнь? И только когда рост числа ДТП буквально захлестнул Россию, когда трагедии на дорогах страны стали национальным бедствием, Президент, Правительство страны приняли ряд решительных мер, направленных на ужесточение наказания за нарушение Правил дорожного движения.
- Вы за такое ужесточение?
- В комплексе с другими мерами – конечно. Хотя я твердо убежден: человек должен следовать Правилам не из-за угрозы наказания за какое-либо от них отклонение, а потому, что так надо и другого не может, не должно быть. Это убеждение должно быть нравственной аксиомой. То есть нужно менять психологию всех участников дорожного движения. Ну а поскольку она не меняется или меняется медленно, с трудом, приходится действовать рублем. Он тоже – учитель.
- «Учитель», надо сказать, очень строгий. Но не в угоду ли такому «учителю» на некоторых улицах Воронежа введено ограничение скорости до 40 километров в час? Кое-кто из водителей считает это перебором со стороны ГИБДД.
- Никакого перебора тут нет, и продиктованы такие ограничения одним: нашей заботой о безопасности дорожного движения, о жизни и здоровье людей. Напомню: в городской черте водитель может ехать со скоростью до 60 километров в час. Так было многие годы и десятилетия, и большинство водителей считались с этой нормой.
Но два года назад законодатель дал послабление: водителя могут наказать только тогда, когда он превысит установленную скорость больше, чем на 20 километров. Получается, что некоторые водители, не боясь «учителя», едут со скоростью в 75, 79 и даже 80 километров в час. На ряде улиц города это просто непозволительная с точки зрения здравого смысла скорость, и к чему она приводит, мы, увы, наблюдаем каждый день. Вот и вынуждены пойти на такой шаг.
Помимо ограничения скорости на наиболее проблемных с точки зрения безопасности улицах и магистралях города, мы ограничиваем скорость и в зоне аварийных пешеходных переходов. Кроме того, там, где часто случаются наезды на пешеходов, дополнительно устанавливаем комплексы фотовидеофиксации.
- Вы коснулись очень значимой темы, которая у воронежских водителей постоянно на слуху. Многие из них уже не по одному разу получали «письма счастья». Причем большинство соглашаются с тем, что если с инспектором еще можно было поспорить, то с письмом, где все расписано до секунды и где есть фотография автомобиля, этот номер уже не пройдет. И в конце концов люди начинают понимать: надо ездить по правилам.
- Вот именно! На это, по большому счету, и направлена вся наша работа. Что касается нашего Центра автоматической фиксации административных правонарушений в сфере дорожного движения, то у него своя история. Его создание продиктовано теми реалиями, которые преподносит нам жизнь. Вдумайтесь: за те 20 лет, что я руковожу областной Госавтоинспекцией, число автомототранспорта в Воронежской области увеличилось почти в три раза и сегодня уже составляет почти миллион единиц. Неизмеримо выросли мощностные и скоростные характеристики техники.
Вспоминаю: когда-то на весь Воронеж и область у нас был один дивизион дорожно-патрульной службы. Потом создали два батальона ДПС, потом полк ДПС. Идти по этому пути и дальше – просто нерационально и нелогично. Это прошлый век. Надо, решили мы, брать на вооружение новейшие методы фиксации нарушений Правил движения и профилактики ДТП, которые давно есть в Европе. Наши идеи и усилия в этом плане встретили поддержку и понимание в областном правительстве, в МВД России, и сегодня Воронежская область входит в первую тройку регионов, где активно внедряются современные средства контроля за дорожным движением, работающие в автоматическом режиме.
Ежедневно Центром видеофиксации выносится около 10 тысяч постановлений по делам об административных правонарушениях. Это превышение установленной скорости движения, выезд на встречную полосу, проезд на запрещающий сигнал светофора.
- Получается, что Воронеж и Воронежская область — это территория постоянных нарушений Правил дорожного движения?
- Я бы суть картины сформулировал по-другому. Воронеж и Воронежская область стали - точнее, становятся - территорией, где за соблюдением водителями Правил движения установлен постоянный круглосуточный контроль, причем контроль очень объективный и беспристрастный.
Зная об этом, сами водители вольно или невольно становятся более дисциплинированными. В сочетании с другими методами это дает требуемый результат, который можно считать главным смыслом нашей работы. С начала нынешнего года количество ДТП в области снизилось на 6 процентов, погибших на дорогах — на 16 процентов, уменьшилось и количество раненых. И это уже – тенденция последних нескольких лет.
- Владимир Александрович, не один раз доводилось видеть вас на постах ГИБДД - ведущего прием водителей, выслушивающего их нарекания, замечания, просьбы. У вас часто бывают «прямые линии» с читателями тех или иных изданий, к вам на прием постоянно идут и идут люди. Если спросить по большому счету, вы с водителями по разные стороны «баррикад» или же по одну?
- Конечно же, по одну. Я ведь и сам водитель, мой стаж — почти 40 лет. Начинал на грузовом автомобиле. Я и сейчас люблю ездить за рулем, причем стараюсь ездить так, чтобы ни другие водители, ни инспекторы не знали, что «вот едет начальник ГИБДД». И, честное слово, то, что происходит на дорогах, вижу изнутри. И бываю иногда в шоке от той «культуры», которая сложилась на наших улицах и магистралях. Как и других нормальных водителей, меня «подрезают», при мне стараются проскочить на запрещающий сигнал светофора, не пропускают пешеходов.
- И как вы реагируете на нарушения на дороге?
- На мелкие стараюсь не обращать внимания. О серьезных сообщаю в дежурную часть, чтобы ближайший экипаж ДПС провел с нарушителями соответствующую профилактическую работу.
- И всё-таки, Владимир Александрович, что нужно сделать, чтобы большинство водителей видели в ГИБДД нужную и важную службу, которая стоит на страже их интересов?
- Вы задали интересный и очень серьезный вопрос, который всегда стоит в повестке дня нашей работы. Тут требуется и высокая дисциплина всех наших сотрудников, и профессионализм, и интеллект, и обычная человеческая чуткость. Например, нельзя придираться к водителю по пустякам. Порой вместо наказания важнее дать совет, который, быть может, запомнится на всю жизнь.
Или взять проблему очередей в ГИБДД, прежде всего в регистрационно-экзаменационных подразделениях. Были времена, когда для регистрации автомобиля человеку приходилось потратить полдня, а то и целый день. Разве могла такая ситуация вызвать у людей добрые чувства к ГИБДД? Благодаря новым технологиям мы переломили эту ситуацию в корне.
Важным шагом в этом направлении стало также заключение Соглашения Управления ГИБДД с «Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг». Теперь услуги по линии ГИБДД оказываются по принципу «одного окна».
Ну а в целом для того, чтобы водители видели в сотрудниках ГИБДД надежную опору для реализации своих законных прав на безопасное движение, нам предстоит еще работать, работать и работать.
- Владимир Александрович, если взглянуть на прошедшие двадцать лет ещё с одной стороны, то получается весьма любопытная картина. За время службы вам пришлось поработать с несколькими главами нашего региона. Ныне во главе области – Алексей Гордеев. С кем у вас были наиболее деловые отношения?
- Я благодарен судьбе за то, что вопросы безопасности дорожного движения всегда находили понимание и поддержку у руководства области. И особенно эта поддержка ощущается в последнее время. Алексей Васильевич Гордеев – очень неравнодушный к вопросам безопасности дорожного движения человек. И в том, что сегодня из областного бюджета выделяются солидные средства на реконструкцию и обустройство дорог, обновление светофорного хозяйства, установку средств видеофиксации нарушений и многое, многое другое, сказывается его немалая роль. Сегодня Алексей Васильевич лично возглавляет областную комиссию по безопасности дорожного движения. И эти вопросы стали решаться более грамотно, компетентно и профессионально.
Кстати, столь же деловые и рабочие отношения у меня и с областной думой, и с нынешним руководством города Воронежа.
- Жизнь так устроена, что рано или поздно все сотрудники ГИБДД становятся бывшими. Ни на что не намекаю, но вопрос всё же осмелюсь задать: а руководитель Управления ГИБДД сумел воспитать себе достойную замену?
- Не покривлю душой, сказав, что мы в Управлении ГИБДД работаем одной командой. На своих заместителей Евгения Шаталова и Станислава Коняева, руководителей служб Юрия Суворина, Геннадия Никулина и других я могу положиться как на самого себя. Подрастает, смело заявляя о себе, и юная смена руководителей, которой многое по плечу и которая, уверен, будет продолжать наши лучшие традиции. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос?
- А я, тем не менее, задам новый. Ваше рабочее время – не раз убеждался – расписано по минутам. К вам то и дело заходят ваши сотрудники, посетители: один за другим, а то и все одновременно, звонят телефоны. И вы, тем не менее, сумели защитить сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию, став доктором экономических наук. Скажите, как, каким образом вам удаётся совместить несовместимое?
- Почему «несовместимое»? Даже напротив. Ибо все мои научные исследования посвящены вопросам развития автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения. Я же заканчивал Воронежский сельхозинститут по специальности «инженер-механик», мне близко все, что касается техники и дорог. Сейчас у меня около 100 печатных работ, из них – 15 монографий. Кстати, я уже и сам подготовил семь кандидатов наук!
- А на отдых, чтение художественной литературы находите время?
- Обязательно. Причем стараюсь читать для души, для того, чтобы отвлечься от повседневных проблем и забот. Поэтому чаще всего перечитываю уже знакомое, близкое, родное. Люблю Твардовского, Симонова, Алексея Толстого, Шолохова. Как-то, например, неожиданно открыл для себя Аполлона Майкова. У него есть удивительные, трогающие душу строки.
Между прочим, мне очень приятно сегодня отметить, что я и сына своего приучил к чтению. Любит мемуары, историческую литературу.
- Пойдет по вашим стопам?
- Я хотел бы видеть в нем прежде всего Человека. Человека умного, образованного, воспитанного, порядочного. Ответственного за все свои дела и поступки, справедливого.
- А есть ли у вас сокровенные планы?
- Конечно! Охота и рыбалка — это два моих увлечения, на которые, правда, времени просто нет. За последние два года на рыбалку удавалось вырваться лишь один раз. И плавать очень люблю. Если оказываюсь в речке, в бассейне, то стараюсь проплыть не менее двух-трех километров. Такую норму для себя мы когда-то установили с бывшим начальником ГУВД Александром Семеновичем Дементьевым. Знаете, меня вода, охота и рыбалка успокаивают и одновременно немного заводят. Заставляют оставаться молодым.
- И в заключение – пожелания начальника облГАИ читателям «Коммуны», всем участникам дорожного движения.
- Высшая ценность на свете – человеческая жизнь. Цените её, цените жизни других. И тогда порядка на наших дорогах будет больше.
Вёл беседу Алексей Соловьёв
Коммуна, №88, 6 августа 2015 года.