Воронеж. 13.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Работа платных участков на М-4 «Дон» вызывает нарекания абсолютного большинства автомобилистов. Многокилометровые пробки в часы пик, негибкая система скидок, неудобство покупки автоматических устройств взимания платы – часть злободневных проблем Государственной компании (ГК) «Автодор», которые обсуждают путешественники из Воронежа в Москву (и обратно) в своих раскаленных августовским солнцем машинах. У компании, по всей видимости, нет идей по их разрешению. Эксперты полагают, что в скором времени им неоткуда появиться.
Посещавшие Москву в этом месяце читатели «Абирега» рассказывают о многокилометровых пробках на пунктах оплаты проезда на М-4 «Дон». По их версиям, «точки» порой не справляются с огромным потоком машин не только в часы пик, но иногда и в обычное время. Время в пути, которое воронежцы тратят на проезд из родного города в столицу, удлинилось в среднем на 1-1,5 часа (до 6-7 часов).
В «Автодоре» на запрос «Абирега» о том, как компания оценивает работу платных участков и какие проблемы ей в связи с этим приходится решать, ничего не ответили. Это в очередной раз наталкивает на мысль, что четкого и внятного плана действий у компании нет. В то же время участники дорожного движения по М-4 уверяют, что работники ГК вынуждены направлять транспорт на бесплатные альтернативные объезды, чтобы отрегулировать работу «застоявшихся участков». Получается, что «Автодор» не только не успевает собирать деньги, но и отказывается от них для нормализации ситуации. Эксперты думают, что упущенные средства на самых «забитых» участках могут исчисляться сотнями тысяч рублей.
Эксперт по деловой репутации Дмитрий Орищенко уверен, что «Автодор» провалил проект платных дорог. «Когда была двуполостная дорога, автомобилисты доезжали быстрее, чем сейчас по платным широким дорогам в часы пик. Выходит, идея, в которую государство вкладывало десятки миллиардов, не оправдала себя», – считает господин Орищенко. Он отмечает, что, если компания не справляется с потоком, необходимо открыть шлагбаумы и пропустить поток, а потом уже собирать деньги без очередей.
Естественно, для недопущения очередей на пунктах взимания платы «Автодор» задумал систему транспондеров. Однако через несколько лет после ее запуска наблюдатели отметили «тугую» систему продвижения устройств. Долгое время гаджеты, обеспечивающие безналичное списание средств с депозитного счета, было не так уж просто приобрести. Несмотря на четырехлетний опыт их реализации, потенциальные пользователи просто-напросто не могли их найти. В то же время мосты по дороге в Москву и обратно пестрили рекламой – «Спасибо, что выбрали транспондер!», а в описании устройства «Автодор» игриво замечал, что минус у него один – надо притормозить у пункта оплаты.
Естественно, на вопрос «Абирега» о том, как «Автодор» оценивает проект реализации транспондеров, в пресс-службе компании не ответили. Там также не раскрыли статистику и динамику покупок электронных устройств. Участники дорожного движения полагают, что сейчас купить транспондер проще, но особым спросом они не пользуются, так как зачастую не обеспечивают поездку «с ветерком». В часы пик у коридоров для их владельцев образуются ровно такие же пробки, в каких стоят и обычные «платники». К тому же устройство вряд ли станет приобретать тот, кто не так уж и часто выезжает за пределы родного региона.
В то же время в компании заявляли, что пользование транспондером может облегчить удар по кошелькам водителей. В частности, «Автодор» запустил «программу лояльности», которая якобы позволяет получать скидки (до 10%) на платных участках в случае использования устройства автоматической оплаты. Впрочем, эта система едва ли сделала жизнь проще. Согласно ей, каждый проезд через пункт взимания платы (или оплата половины пути по стокилометровому участку) обеспечивает начисление 100 баллов. При этом на некоторых участках считаются только пересечения пункта. Чтобы получить 10%-ную скидку, необходимо накопить 4 тыс. баллов. Иными словами, нужно пересечь пункты 40 раз или проехать 2 тыс. км. В таком случае, водитель легкового или среднегабаритного автомобиля может сэкономить, например, на воронежском участке 3 и 5 рублей соответственно. Эту лояльность местные жители точно не оценили, так как для них с момента начала работы «платки» (февраль 2015) не была предусмотрена льготная тарификация. Негативное отношение к «Автодору» тогда усугубил тот факт, что нагрузка на альтернативные объездные пути и городские дороги была увеличена.
Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации «Автодору» для начала следует освободить именно городские улицы. Для этого можно сделать более существенные скидки для местных жителей. «Облегчение платного проезда для «36-х регионов» снизит уровень заторов в городе, которые стали образовываться с момента начала его работы. Тем более деньги, которые собираются на платном участке, точно не стоят здоровья воронежцев, страдающих от выхлопных газов в пробках», – говорит председатель воронежского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов Николай Прилепин. Однако пока «Автодор» не снизил цену на проезд для местных жителей. Но и не увеличил. Таким образом, единственным бонусом для своих стало исключение для воронежского участка – на всех других платных дорогах М-4 тарифы были подняты «в соответствии с уровнем 2015 года».
С господином Прилепиным согласен руководитель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселев. «Идея платных дорог изначально реализована неправильно, потому что заточена под извлечение денег из карманов населения. Сначала следует построить новую дорогу, а потом уже собирать средства на ее содержание. А когда дорогу проложили наши деды, а нынешние владельцы поставили на нее шлагбаумы, – это хамство», – полагает господин Киселев.
Ко всем перечисленным бедам стоит добавить то, что в местных СМИ появилась информация о новых спекуляциях местных жителей на бедах автомобилистов. Так, воронежцы из близких к трассе населенных пунктов за небольшой гонорар (500 рублей) помогают ставшим в пробку водителям объехать платный участок. Естественно, в сильную жару – до плюс 35 градусов – сложно отказаться от такой «помощи». Как и все вышеперечисленные проблемы, эту можно было бы решить свободной дорогой.