Воронеж. 18.08.2015. ABIREG.RU – Аналитика – На полях России завершается уборка зерновых. В этом году аграрии готовятся если не побить, то как минимум повторить прошлогодний рекорд – более 100 млн тонн. И это несмотря на засуху в одних регионах и ливневые дожди в других. А к 2020 году, по оценкам Минсельхоза, Россия вполне может выйти на результат в 130 млн тонн зерна. В разгар страды-2015 «Абирег» решил разобраться, где черноземные аграрии собираются хранить растущий урожай и как обстоят дела на рынке послеуборочной сельхозтехники.
Намолотили проблем
Российский зерновой потенциал принято обсуждать горячо и с надеждой. Из года в год бизнесмены твердят о том, что при грамотном подходе (орошение, удобрение и прочее) мы можем не просто освоить мировой рынок экспорта, но и потеснить там США и Европу. И цифры, которыми участники рынка оперируют, обычно поражают воображение: до 100 млн тонн, шутка ли! Пока, правда, это только надежды. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, в этом году аграрии готовы пустить на внешний рынок лишь 25-27 млн тонн зерна (около 30 млн тонн – по оценке министра сельского хозяйства Александра Ткачева) – остальное нужно самим.
Между тем вопрос грамотного использования земельного ресурса пусть и является принципиальным (об урожайности США остается только мечтать), но он не стоит так остро, как вопрос развития логистической инфраструктуры отрасли. Иными словами, произведи мы хоть 300 млн тонн – хранить все равно негде.
По информации президента Российского зернового союза Аркадия Злочевского, на сегодняшний день совокупные мощности зернохранилищ России не превышают 118 млн тонн. Большая часть – наследство давно ушедших социалистических времен. При этом только 38 млн тонн из них – элеваторного хранения. Остальное – амбары, где о качестве и рентабельности говорить не приходится. А если учесть, что номинальные мощности зачастую простаивают или используются для прочих агрокультур, то реальные возможности зернохранения в России сокращаются чуть ли не в полтора раза. По оценкам наблюдателей, к 2020 году дефицит мощностей может достигнуть 50 млн тонн!
Проблема – налицо. Российскому АПК как воздух нужны новые и современные комплексы для хранения зерна. Тем более что «смертность» элеваторов превышает «рождаемость». Однако решить эту проблему на государственном уровне, вписав в региональные экономические программы, пока не удается: отдельным субъектам просто не с руки развивать отраслевую инфраструктуру. Необходимое финансовое вливание в отрасль может обеспечить лишь частный бизнес.
АПК не сразу строился
По словам коммерческого директора инжинирингового центра завода «Воронежсельмаш» Александра Редько, с технологической точки зрения вершиной зернохранения являются советские железобетонные элеваторы (пусть и выглядят они как форменные гробы для урожая). Однако строить такие сейчас в голову уже никому не придет – слишком дорого, не окупится. Поэтому доминирующими на рынке являются силосные элеваторы канадского типа. Можно сказать, в их лице эволюция зернохранения пришла к балансу цены и качества.
В начале 90-х годов прошлого века, когда новая технология только попала на просторы нашей страны, Россию наводнили зарубежные производители. Качество, понятное дело, в то время почти никого не интересовало (уж тем более импортеров). Зачастую в проектах элеваторных комплексов элементарно не учитывались российские реалии: перепад температур, уровень осадков, снежный покров и т.д. В результате где-нибудь на Алтае появлялись хранилища, пригодные разве что для жаркого испанского климата. Все это также внесло тогда немалую лепту в становление проблемы, перед которой теперь оказался наш АПК.
Однако «темные времена» минули. Сейчас откровенно непригодная зарубежная техника встречается редко. Слабенькая, старенькая – да, но не «пустышка», популярная раньше. Кроме того, выпуск элеваторов по канадской технологии освоили и наши производители. Путь этот, правда, был тернист и полон ошибок. Многие компании брались за дело, не имея ни производственной базы, ни финансового потенциала. Как итог – недостроенные элеваторы, просроченные кредиты. Некоторые компании (например, столичная Allarella) так и не смогли «вырасти» из поставщика зарубежной продукции в полноценного производителя отечественной.
Импортозамещение качества
Тем не менее сейчас структура российского рынка послеуборочной техники может приятно удивить непосвященного обывателя. По данным директора Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК Евгения Корчевого, порядка 80% рынка занимают именно отечественные производители. Доля иностранного присутствия систематично уменьшается последние пять лет.
«Если вам кажется, что зарубежная техника выигрывает по качеству – у вас устаревшие данные. Наша послеуборочная техника настолько конкурентоспособна, что занимает вторую позицию по экспорту после зерноуборочных комбайнов. А доля зарубежного производителя на этом рынке крайне мала. Американцев практически нет вообще. Основная конкуренция с турецкими и белорусскими производителями», - отмечает господин Корчевой.
По его словам, лидером отрасли на данный момент является «Воронежсельмаш». «Воронежский завод несколько лет назад сделал гигантский рывок, построил новый завод и наладил современное элеваторное производство. В виду курсовых разниц у импортной техники в Черноземье просто нет шансов», - подчеркнул директор Союза.
В принципе, успех российского производителя в целом и «Воронежсельмаша» в частности закономерен. При равном качестве (а воронежский производитель, надо признать, местную специфику понимает лучше) всегда побеждает тот, кто предлагает меньшую цену. И если даже до экономических потрясений конца 2014 года «Воронежсельмаш» успешно тягался с иностранцами, то после – оказался вне конкуренции.
Однако не в одной цене дело. Как отмечают опрошенные «Абирегом» участники рынка, большое (если не ключевое) значение имеет сервисное обслуживание элеваторных комплексов. А когда производитель находится за океаном, то и запчасти, и сервис, и его ответственность – там же. Генеральный директор группы компаний «Логус» (использует элеваторный комплекс воронежского производителя) Игорь Алименко пояснил, что инжиниринговый центр воронежского завода готов в случае поломки в кратчайшие сроки найти неисправность и вернуть комплекс в строй. «Тут все просто: «Воронежсельмаш» в 30 км от нас, а американские производители – в десятках тысяч километров. Не секрет, кому мы отдали предпочтение. Более того, и дальше планируем работать с заводом», - резюмировал господин Алименко.
С суждением агрария согласился и директор Союза производителей сельхозтехники Евгений Корчевой. «Людям, которые понапокупали импортную технику, теперь приходится ее содержать за колоссальные деньги. Ведь курс изменился, цена деталей резка возросла. Сервис теперь выше себестоимости. И те, кто выбрал импорт, сейчас массово от него избавляются», - подчеркнул он. По его данным, отечественный товар лишен политических рисков, которые сейчас серьезно осложняют жизнь обладателям импортной техники.
Владелец завода по производству подсолнечного масла «Олсам» Эдуард Краснов пояснил «Абирегу», что сотрудничество с отечественным производителем дает целый ряд преимуществ. «Во-первых, цена. Во-вторых, при создании комплекса я имел возможность в любое время посетить завод, осмотреть производство, удостовериться в качестве. Ну и в-третьих, конечно, сервисное обслуживание», - уточнил господин Краснов.
По мнению депутата Госдумы Аркадия Пономарева, для лидерства отечественного производителя в АПК сложились все условия. «И экономические, и политические, и идеологические. Это великий шанс. Отечественные производители сельхозтехники уже теснят иностранцев на собственном рынке. Конечно, пока основное преимущество – цена. Но уже и по качеству ряд позиций ничуть не хуже импортных аналогов. Я очень надеюсь, что мы грамотно воспользуемся ситуацией и разовьем собственное высококонкурентное производство. А у наших аграриев раз и навсегда отпадет надобность переплачивать за доставку, растаможку, услуги посредников и сервисное сопровождение иностранной техники», - резюмировал господин Пономарев.