Воронеж. 09.09.2015. ABIREG.RU – Аналитика – В конце июля 2015 года курский фермер Анастасия Долгополова выложила в интернет видеоборащение к российскому президенту, где рассказывает, чем закончилась ее попытка заняться сельским хозяйством. Не найдя помощи у властей, девушка пообещала сжечь урожай. Власти незамедлительно признали ее мошенницей. Так это или нет, нам неизвестно. Но в целом этот случай можно назвать показательным. Итоги нашего топ-100 только доказывают: мелкому бизнесу в российском АПК ни в прошлом году, ни в ближайшем будущем делать нечего. Крупные агрохолдинги уверенно продолжают свой рост. Рассчитывать на государственную поддержку и кредитную помощь банков получается только им.
Как следует из рейтинга агрокомпаний России по результатам 2014 года, подготовленного компанией Befl, первые пять мест по выручке занимают агрокомпании, чей основной бизнес сосредоточен в Черноземье. Так, безусловным лидером с выручкой более 74 млрд рублей и чистой прибылью более 16 млрд рублей является «Мираторг». Второе место занимает группа «Черкизово» с выручкой почти 69 млрд рублей и чистой прибылью более 13 млрд рублей. На третьем месте «Эфко»: выручка – более 61 млрд рублей, чистая прибыль весьма скромная – 857 млн рублей. А вот группу «Русагро», следующую на четвертом месте, можно назвать, наоборот, самой прибыльной агрокомпанией: при выручке чуть больше 59 млрд рублей ей удалось получить чистую прибыль в размере более 20 млрд рублей. Замыкает пятерку «Агро-Белогорье» с выручкой в 57,6 млрд рублей и чистой прибылью почти 6 млрд рублей.
Все упомянутые холдинги и следующие за ними в прошлом году существенно прибавили в результатах. Причины очевидны - господдержка аграрных проектов и контрсанкции. Так, в компании «Агроэко» говорят об отсутствии проблем с получением субсидий и отсутствии задержек. Кроме этого, в конце прошлого года аграриям в прямом смысле повезло с падением курса рубля. Например, руководитель тамбовской компании «Корнев групп» (пока еще не вошедшей в топ крупнейших) Михаил Корнев говорит, что, несмотря на засушливое лето и ошибки, связанные с ростом группы, падение курса рубля в конце 2014 года позволило им заработать чуть больше, чем они изначально планировали.
Скачок стоимости валюты, впрочем, имел значительный отрицательный эффект. Руководитель управляющей компании ООО «АПК-Консалт» (структура «Продимекса») Виталий Круглик говорит, что по этой причине пришлось отказаться от какого-то импортного оборудования для сахарного производства: где-то его удалось заменить отечественного производства, отечественных аналогов другого оборудования найти не удалось. О повышении стоимости ремонта техники говорит и Михаил Корнев. Из-за этого операционные затраты компании выросли приблизительно на 50%.
Казалось бы, удорожание кредитных ресурсов должно было умерить пыл агрохолдингов. Однако воздержаться от развития не удалось практически никому из списка крупнейших. Например, группа «Черкизово», одно время остановившая проекты, связанные со свининой, в 2014 году их возобновила, добавив к неостанавливавшимся птицеводческим. И без того лидирующий «Мираторг» (занимает 13% рынка индустриальной свинины) в декабре прошлого года, в самый разгар валютной вакханалии, приобрел в Курской области молочную ферму, решив к мясному направлению добавить производство сырого молока. «Русагро» показало в прошлом году рекордный прирост производства: с 68 тыс. почти до 184 тыс. тонн свинины. В конце 2014 года и они решились на новый проект - расширив свою географию приморскими активами. Свинокомплексы «Агро-Белогорья» произвели в прошлом году почти 163 тыс. тонн свинины, и это лучший результат компании за все время работы. В 2014 году запустила свои мощности в Воронежской области группа пока не входящая в наш топ «Агроэко», благодаря чему прибавила 7,7 тыс. тонн (объем производства в 2014 году составил 37,7 тыс. тонн), в нынешнем намеревается достичь показателей в 50 тыс. тонн свинины. «Белгранкорм» в прошлом году завершил крупные инвестиционные проекты, вложив в них 7,6 млрд рублей. Именно в прошлом году завершила модернизацию Евдаковского масложирового комбината группа «Благо», что позволило ей выручить более чем 9 млрд рублей.
Только в «Балгранкорме», отработав многомиллиардные инвестиции, говорят о том, что пока из-за сложной экономической ситуации сделают передышку. О том, что банки сейчас крайне тяжело дают финансирование, говорит Михаил Корнев. По этой причине, в том числе, компания ограничивается уже взятыми. Засуха в 2014 году заставила позаботиться о реструктуризации кредита Сбербанка, но других причин сложностей с выплатой кредита в кризис нет.
Из рейтинга «Абирег» ТОП-100 следует, что аграрные холдинги улучшили свои показатели, как никто другой. В ближайшем будущем ничто не предвещает обратного поворота дел. И предел этого роста, судя по всему, еще далек.
В «Агроэко» обращают внимание на то, что по свинине опасность перепроизводства российским компаниям в ближайшем будущем не грозит. Чтобы закрыть дефицит, нужно к 2020 году увеличить объемы еще на 1,1 млн тонн. При том, что мощности самого «Агроэко» (когда компания реализует заявленные проекты) займут только 5% рынка.
В производстве молока результаты российских компаний пока не столь внушительные. Лидер по его производству – холдинг «ЭкоНива» - также основное свое производство расположил в Черноземье, в Воронежской области. По результатам 2014 года «ЭкоНива» произвела 153,7 тыс. тонн молока и вытеснила с этих позиций компанию «Красный восток». При том, что общее производство молока в России в 2014 году, по данным Национального союза производителей молока, составило более 14 млн тонн. В сравнении с 2013 год рост произошел незначительный - всего менее 200 тыс. тонн. А в 2012 году Россия производила молока больше, чем в 2014-м на 373 литра.
Еще сложнее ситуация обстоит в производстве КРС. По данным Минсельхоза, поголовье мясных пород и помесного крупного рогатого скота в России в 2014 году выросло до более чем 2,4 млн голов, а производство говядины на убой в живом весе составило 398 тыс. тонн, что на 8,4% больше, чем в 2013 году. Если объем импорта мяса свинины (по данным ФТС) в 2014 году упал на 40%, то объем импорта говядины – только на 8%.
Пожалуй, только в птицеводстве вопрос с импортозамещением можно считать закрытым, считает экс-председатель ЦЧБ Сбербанка России Александр Соловьев. При его непосредственной поддержке более 10 лет назад, когда еще не было речи о финансовой поддержке государства, многие крупные агрохолдинги Черноземье только начинали свое развитие. И он до сих пор уверен, что это был правильный выбор. Он напоминает, что в то время Россия сидела на игле у зарубежных государств - более 50% продуктов питания импортировалось в страну. «Я же не просто финансировал предприятия, мы видели необходимость замещения», - говорит Соловьев. Он напоминает, что птицеводство и животноводство потянуло за собой развитие кормопроизводства, растениеводство, крупные проекты в которых пока только набирают обороты. Сейчас, по мнению Соловьева, больше других в поддержке нуждаются производство КРС и молока. Но, кроме АПК, финансист рекомендует властям обратить теперь свое внимание на машиностроение - чтобы обеспечить российских аграриев качественной российской техникой.
Что касается возможностей малого и среднего бизнеса в АПК, Соловьев достаточно скептичен. «Жизнь показала, что фермерские хозяйства для России - неэффективная форма развития АПК. Россия обладает огромными площадями. Здесь рассчитывать на то, что фермерское хозяйство решит проблему продовольственной безопасности России глупо. Что-то около 30% земель если и используются, то крайне неэффективно. Фермерство может развиваться в тех сегментах, которые не интересны крупному бизнесу, где требуется много ручного труда, не нужно больших площадей и много техники - например, выращивание малины или крыжовника. Мелкий бизнес нужно ориентировать на производство экопродуктов. Фермеры, прежде чем начать бизнес, должны провести мониторинг рынка и понять, какая продукция будет востребована. И те фермеры, которые осознают это, окажутся на высоте».
«Абирег» ТОП-100» – Обреченность роста: что может помешать развитию черноземных агрохолдингов
09.09.2015, 12:57
Аналитика - В конце июля 2015 года курский фермер Анастасия Долгополова выложила в интернет видеоборащение к российскому президенту, где рассказывает, чем закончилась ее попытка заняться сельским хозяйством. Не найдя помощи у властей, девушка пообещала сжечь урожай. Власти незамедлительно признали ее мошенницей. Так это или нет, нам неизвестно. Но в целом этот случай можно назвать показательным. Итоги нашего топ-100 только доказывают: мелкому бизнесу в российском АПК ни в прошлом году, ни в ближайшем будущем делать нечего.
Комментарии 0
Самое читаемое