WorldClass

28 сентября 2024, 14:24
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Эксперт-online // Экспорт под прессом обстоятельств

30.09.2015 12:00
Безупречную репутацию за рубежом Воронежский завод тяжелых механических прессов (ТМП) завоевал еще в советские времена. В рыночный период предприятие научилось производить уникальные по мощности прессы, но сегодня эти штучные изделия востребованы исключительно на внешних рынках Невероятно, но факт: коленвалы «мерседесов», «ауди» и «фольксвагенов», бегающих по нашим и европейским дорогам, изготовлены на российском оборудовании.

Безупречную репутацию за рубежом Воронежский завод тяжелых механических прессов (ТМП) завоевал еще в советские времена. В рыночный период предприятие научилось производить уникальные по мощности прессы, но сегодня эти штучные изделия востребованы исключительно на внешних рынках

Невероятно, но факт: коленвалы «мерседесов», «ауди» и «фольксвагенов», бегающих по нашим и европейским дорогам, изготовлены на российском оборудовании. Один из крупнейших поставщиков коленвалов на автозаводы Европы, французская кузница «Форж де Курсель» в 300 км от Парижа, оснащена автоматизированными линиями для штамповки коленвалов на базе прессов ТМП.

В штаб-квартире завода «Тяжмехпресс» висит карта поставок. Лучи от Воронежа расходятся на все континенты. Прессы ТМП работают в 54 странах мира: Франция, Италия, Германия, Испания, Сербия, Китай, Индия, Мексика, Бразилия. Даже Япония. «Всего туда поставили более сотни прессов за последние двадцать пять лет. Обыгрываем “Куритомо” и “Сумитомо” на их домашнем рынке. Среди механических прессов наши считаются лучшими в мире. Машины чрезвычайно надежные. В основном изнашиваются только бронзовые подшипники у кривошипно-шатунного механизма и диски муфты-тормоза, да и то не чаще чем раз в семь-десять лет. Электрику, смазку, “бронзу” поменял — и машина опять как новая, — хвастается главный конструктор завода Дмитрий Гехтман. И, вздохнув, добавляет: — Правда, это хорошо для заказчика, а не для производителя».

На очереди — Аргентина и Вьетнам, а также крайне перспективный и емкий рынок Ирана, выходящего из-под санкций. Южноамериканский рынок курирует лично коммерческий директор Валерий Зарудный, а иранский — лично Владимир Рассказов, председатель совета директоров, представляющий интересы мажоритарных акционеров завода.

Четыре года подряд, с 2010-го, Минпромторг признает ТМП лучшим российским экспортером машиностроительной отрасли в секторе промышленного оборудования. Доля экспорта в выручке компании стабильно превышает половину, а по итогам прошлого года и вовсе достигла почти двух третей (1,4 млрд из 2,3 млрд рублей). «Год считается хорошим, когда мы отгружаем заказчикам один-два больших пресса усилием от восьми тысяч тонна-сил и выше, — поясняет Рассказов. — Но заказы поступают крайне неравномерно, отсюда высокая нестабильность бизнеса. Кроме того, авансы даже по заключенным контрактам не превышают 30 процентов стоимости, что при длительных сроках изготовления прессов провоцирует частую нехватку оборотных средств».

«То, что мы работаем преимущественно с зарубежными потребителями — это не от хорошей жизни, — развивает тему генеральный директор ТМП Мераби Мерабишвили. — Для нас такая ситуация — вынужденная. Отечественный рынок, в первую очередь автопром, основной потребитель нашей продукции, находится в глубоком кризисе. А новые заводы иностранных производителей, построенные в России, по сути, представляют собой сборочные цеха. Ключевые детали и узлы производимых там автомобилей по-прежнему изготавливаются за рубежом, в том числе на оборудовании нашего завода».

Отличное наследство

На заводской площади установлен памятник. Это первый пресс ТМП 1953 года выпуска усилием 315 тонна-сил. Шесть лет назад коммерсанты завода обнаружили его случайно на одном из подмосковных предприятий. Пресс время от времени включали, а хозяин завода наотрез отказывался продавать его. «Спасибо кризису 2009-го, — улыбается Валерий Зарудный. — Иначе мы бы не получили сей экспонат».

На позднесоветском пике спроса в 1987 году завод произвел без малого пять сотен прессов разной мощности (правда, самые мощные машины, 8 тыс. тонна-сил и выше, были освоены уже в рыночный период). Трудилось тогда на предприятии 5,5 тыс. человек. В девяностые завод бедствовал. Отгружал прессы по бартеру в Китай. Пол-Воронежа ходило в китайских пуховиках, только не рабочие завода: было противно, что их труд и инженерные находки обмениваются на голимый ширпотреб.

В нулевые ТМП оказался под контролем металлургической группы «Металлоинвест», а в 2007-м был выкуплен Рассказовым и его партнерами, уже располагавшими к тому времени еще одним машиностроительным активом — Электростальским заводом тяжелого машиностроения (ЭЗТМ).

Тотальной модернизации воронежского завода его новые хозяева не проводили — куда более неотложных вложений требовало предприятие в Электростали. «На сегодняшний день станочный парк ТМП лучше, чем на ЭЗТМ, — инвентаризирует свое хозяйство Владимир Рассказов. — Есть станки по работе с редукторными колесами, которые завод получил из-за рубежа в конце 1980-х. Это была едва ли не последняя советская поставка импортных станков, и они до сих пор в отличном состоянии. Другое дело, что загружены они слабо. Модернизация здесь очень капиталоемкая, единицы оборудования очень большие. Особенно с учетом того, что многие комплектующие для модернизации импортные. Мы вкладываем потихоньку, насколько позволяют средства. Например, назревшая модернизация продольного фрезерного станка стоит 70 миллионов рублей. Это нам не по карману, латаем его как можем».

Синергия между двумя активами налицо. «ЭЗТМ получил недавно от “Ингеокома” заказ на изготовление затворов для метротоннелей. Мы частично разместили его в Воронеже, — говорит Рассказов. — Кроме того, модернизированный литейный цех электростальского завода снабжает ТМП литьем и поковками».

Хорошо, что кредитная нагрузка предприятия поддерживается на низком уровне. «Банковский долг “Тяжмехпресса” незначительный — около пяти миллионов евро — и практически не меняется на протяжении нескольких лет, — говорит Рассказов. — Обслуживаемся в оренбургском банке “Форштадт”. Они открыли филиал под нас в Воронеже. Лично знаю владельца этого банка Сергея Левина и дружу с ним — все вопросы решаются легко и быстро. Мы тоже не подводим».

Из новомодных инструментов государственной поддержки экспорта ТМП осваивает инструменты агентства ЭКСАР. Компания получила страховой лимит по контракту с Сербией через Промсвязьбанк.

Мировой рекорд

Гордость «Тяжмехпресса» — уникальный, крупнейший в мире пресс мощностью 16,5 тыс. тонна-сил, отгруженный в Китай в 2013 году после двух лет нетривиальной работы и испытаний. Пресс-исполин высотой 18 метров и весом 2,1 тыс. тонн предназначался для горячей штамповки поковок коленчатых валов и балок передней оси карьерных самосвалов. Когда шел пробный запуск машины, вибрация ощущалась в здании заводоуправления и в жилых домах по соседству. Цех специально усиливали. Правда, из-за каких-то внутрикорпоративных разборок гигант так и не был смонтирован и не запущен. До сих пор лежит, разобранный, в порту. Никто из других мировых производителей механических прессов не решается повторить рекорд. «В мире больше таких прессов нет. Есть два 16-тысячника — один немецкий, работает в Швеции, другой — японской “Сумитомо”, работает на родине на заводе компании. Больше 16,5-тысячники нам никто не заказывает – ждут референсы китайского экземпляра. До этого, в 2010-м и 2011-м, два 14-тысячника поставили в Китай. В прошлом году очередной пресс усилием 12,5 тысячи тонна-сил отгрузили в Бразилию, в сентябре будет монтаж», — поясняет Гехтман.

А вот спрос на сверхмощные прессы со стороны Китая после всплеска в 2009–2011 годах резко пошел на убыль. Вероятно, завершился цикл модернизации их больших кузниц. Кроме того, китайцы прилагают неимоверные усилия, чтобы научиться производить прессы большой мощности самостоятельно. «Накупили лицензий, пытаются сейчас делать 12-тысячники по немецкой лицензии, но больших успехов не добились», - делится инсайдом Дмитрий Гехтман.

Бланковый венчур

В гигантском, разделенном на несколько отсеков сборочном цехе тихо и малолюдно. Сейчас у завода пауза, период отпусков. Мы застали разборку двух «китайских» прессов средней мощности. Испытания оба изделия прошли успешно. Теперь после сквозного согласования с РЖД и Китайской железной дорогой негабаритный груз отправится в путь, покрытый густым слоем консерванта, в заботливо сколоченной из толстого теса упаковке. Рядом заканчиваются испытания пресса холодной листовой штамповки для Уралвагонзавода — с его помощью в Нижнем Тагиле будут изготавливать детали для вагонов.

В отсутствие крупных заказов руководство ТМП пошло на рискованный шаг: запущено производство пресса мощностью 6,3 тыс. тонна-сил, без заказчика, за счет собственных оборотных средств. «Решение принято не от хорошей жизни, а чтобы загрузить людей, — объясняет Рассказов. — Сейчас пресс в состоянии 80-процентной готовности. Дальше делать не можем, не зная, какая именно будет модификация. Ведь мы фактически не имеем серийной продукции, каждый пресс разрабатывается или доводится индивидуально. Конструкторский, технологический отделы завода по-прежнему работают и демонстрируют хорошую интеллектуальную форму».

ТМП — обязательный участник отраслевых выставок. Это ежегодная выставка «Металлообработка» в Москве и основные международные: раз в два года — Япония, Германия, Индия, Бразилия, съезд и выставка Союза кузнецов в США. «Смысл участия в выставках не столько продажи, сколько тусовка, общение с себе подобными, подтверждение того, что ты есть на рынке, — поясняет Дмитрий Гехтман. — Пропустил выставку — это тревожный сигнал, начинают ходить нехорошие слухи о твоем самочувствии. Приходят и потенциальные заказчики. Бывает, приносят портфель с деталями: мне надо вот это штамповать. Какой мне нужен пресс? Сможете сделать? На выставке не отказываем никому, дома озадачиваем своих конструкторов».

Умище не спрячешь

На внутреннем рынке стратегия ТМП заключается сегодня в поиске заказов с коротким (два-четыре месяца) производственным циклом и стабильной номенклатурой. Такая продукция улучшает ритмичность производства и сужает кассовые разрывы. Среди освоенных заводом «непрофильных» видов продукции — оборудование для производства изделий из автоклавного ячеистого бетона, автоматизированные комплексы для изготовления силикатного кирпича, обечайки для цементных печей, дробилки для ГОКов. В отдельном цехе полностью загружена мастерская для ремонта колесных пар.

Однако и в непрофильном бизнесе предприятие тяготеет к несерийным изделиям высокой точности. Так, например, ТМП изготавливает корпусные детали гребных электродвигателей для атомного ледокола «Арктика». Масса каждой детали 100 тонн. Освоен выпуск кранов промышленного назначения «под ключ». Уникальный конструкторский, инженерный, станочный и кадровый ресурс никуда не спрячешь, и грех разменивать его на производство с низкой добавленной стоимостью.

«Лучший контролер — это совесть» — большой транспарант на кумачовой ткани у входа в механосборочный цех шокирует своей старомодностью. Но похоже, что местные рабочие воспринимают его без всякого стеба. Они опрятны, сосредоточены, исполнены чувства собственного достоинства. Коллектив предприятия сегодня насчитывает 920 человек. Средняя зарплата по прошлому году — чуть менее 27 тыс. рублей. На местных авиазаводе и в подразделении корпорации имени Хруничева, а особенно на оборонных предприятиях города платят заметно лучше. Но для всех, кто трудится в стенах ТМП, кажется, важнее денег нематериальные стимулы — чувство причастности к выдающейся инженерной школе и производственной фирме с высочайшей международной репутацией.

Когда верстался номер, с «Тяжмехпресса» пришло известие о подписании контракта с индийскими заказчиками на поставку пресса горячей штамповки усилием 8 тыс. тонна-сил. Опять на экспорт. Почему не в Россию?

Александр Ивантер
Эксперт-online, 28 сентября 2015 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0