Новый «Туарег» для экс-главы областного ФМС: 8 лет колонии и 75 млн штрафа
В Белгороде вынесен приговор бывшему начальнику Воронежского управления ФМС Николаю Полуказакову. И впервые суровое наказание, вынесенное экс-чиновнику в погонах, не вызвало злорадного восторга у публики.
Многочисленные комментарии к этой новости в интернете были недоумевающими: почему Васильева, укравшая миллиарды, отделалась легким испугом, а Полуказакову впаяли на полную катушку? Где соразмерность наказания совершенному преступлению? Где справедливость, наконец?
Любимчики Фемиды
Напомню фабулу. Николай Полуказаков на своей должности создал режим благоприятствования для мигрантов из Узбекистана. Для них выделили время в офисе ФМС, не мучили в очередях и не особо придирались. За это начальник управления получил ответную благодарность: сдал свой старый автомобиль в белгородский салон «Уз Део» и получил взамен новый Фольксваген «Туарег». Разницу между стоимостью автомобилей суд квалифицировал как взятку. В приговоре она составляет 1 миллион рублей. Хотя и сам обвиняемый, и его адвокат настаивали, что разница в цене меньше и составляет 600-700 тысяч. Разница эта не только в денежном эквиваленте, но и юридическом. 600-700 тысяч – это крупный размер взятки, миллион – особо крупный, за который предусмотрено более суровое наказание.
Николай Полуказаков объяснял суду, что просто не поторопился с внесением разницы, но суд ему не поверил. Он просил не назначать ему очень большого штрафа, поскольку денег у него нет, но и тут суд проявил суровость. Полуказаков во время следствия перенес серьезное заболевание, но и это не послужило основанием для снисхождения. Его приговорили к восьми годам строгого режима и 74 миллионам (!) рублей штрафа. Но соотносится ли вообще сумма штрафа с тяжестью совершенного преступления и причиненного ущерба?
Дела о взятках похожи на лотерею: никто никогда не знает, какое наказание кому вынесут. Могут просто оштрафовать, а могут и упечь за решетку на долгие годы. Закон позволяет и то и другое. Может, поэтому одних взяточников он «любит», других жестоко карает. Вот вам свежий пример.
Недавно Семилукский районный суд вынес приговор 39-летнему сотруднику ГИБДД Роману Туковскому. Как установлено судом, в июле 2014 года на рассмотрении у Туковского находилось дело об административном правонарушении по факту ДТП. Инспектор достоверно знал о том, что по делу будет принято решение о прекращении производства за отсутствием в действиях водителя состава правонарушения. Однако Туковский стал убеждать водителя в наличии его вины. За способствование в принятии решения о прекращении дела сотрудник полиции попросил взятку в размере 10 тыс. рублей. Водитель смог найти только 8 тыс. рублей, которые и передал инспектору. Туковский был задержан сразу после получения денег сотрудниками Управления собственной безопасности. Такая вот бесхитростная история. Обошлась она бывшему гаишнику недешево, но и не особо дорого: суд назначил ему штраф в десятикратном размере взятки, то есть в 80 тысяч рублей, а также запретил занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти.
Давайте сравним деяния большого начальника Полуказакова и маленького инспектора Туковского. Размер полученных взяток неодинаков, это факт. Но Полуказаков ничего ни у кого не вымогал, а Туковский вымогал. Для потерпевшего по делу Туковского 10 тысяч большие деньги, он нашел только 8. А для корпорации «Уз Део» и миллион – копейки. По сути, на своей крохотной должности Туковский, сделал то же самое, что и Полуказаков на своей. Я никого не оправдываю, просто хочу понять логику нашего правосудия. Пока мне неясно, чем оно руководствуется при вынесении приговоров. Почему одних милует, а к другим проявляет безжалостность.
Позавчера прокуратура города распространила пресс-релиз о результатах проверки исполнения законодательства при использовании и распоряжении муниципальным имуществом администрацией городского округа город Воронеж. В результате этой проверки выявлены системные нарушения. Например, без проведения необходимых по закону торгов ООО «Косметолог» получило в аренду нежилое помещение по адресу: Кольцовская, 27. Были установлены случаи продажи муниципального имущества по заниженной стоимости. Главе города внесено представление об устранении нарушений, а первый заместитель главы Сергей Курило привлечен к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. А ведь Сергей Григорьевич Курило – один из опытнейших чиновников, переживший не одного мэра, ему ли не знать о своих обязанностях? Трудно представить, что он мог просто периодически о них забывать. Так вот в связи с этой информацией хотелось бы узнать: кто-нибудь будет устанавливать ущерб, нанесенный городской казне? Будет ли уголовное дело? Установят ли того, кто обеспечивал избранным режим особого благоприятствования? И окажется ли этот человек в суде, как Николай Полуказаков? Что-то мне подсказывает, что ничего этого не будет, ибо борьба с коррупцией ведется у нас пока избирательно. И чем системнее и глобальнее процесс мздоимства, тем ловчее избегают наказания коррупционеры. И те, кто удачно встроен в вертикаль, еще долго будут греть руки и переживут не одну кампанию.
Взяточник страшнее убийцы?
Известно, что Николай Полуказаков имел серьезный конфликт с кем-то из правоохранителей в больших погонах. С кем именно и по какой причине, можно только догадываться. Но люди из этой сферы, знавшие Николая Ивановича по службе, сразу после возбуждения уголовного дела против него говорили об этом. Говорили и о том, что его попросту «сожрали». Полуказаков не пошел на сделку с правосудием, и многие считали, что как раз зря. Тогда для него все закончилось бы быстрее, и возможно, он успел бы не попасть под кампанию, которая сейчас подкрепляется такими вот показательными процессами.
Восемь лет строгача – это серьезно. Именно столько недавно присудил Советский районный суд Алексею Тарадину. Как установлено в ходе судебного заседания, Тарадин в марте 2015 года за рюмкой водки поссорился со своим приятелем, схватился за нож и нанес ему множественные удары. Труп несчастного он завернул в ковер, перевязал веревкой и положил в багажник своей машины. Бдительные гаишники не дали убийце скрыть следы преступления. Вот этому самому Алексею Тарадину суд определил восемь с половиной лет и штраф в 800 тысяч рублей. Николаю Полуказакову срок тот же, но штраф в десять раз больше.
Сейчас только и говорят, что в стране началась кампания по борьбе с коррупцией. Возможно, суровый приговор и несуразно высокий штраф Николаю Полуказакову – это как раз показательная казнь. Смотрите, мол, коррупционеры, бойтесь, так будет с каждым. А если не будет? Стране нужна не кампания, не громкие процессы, на которых будут распинать только тех, кто имел несчастье поссориться с сильными мира сего или чья должность кому-то понадобилась. Стране нужен серьезный пересмотр ценностей. Нужна встряска всей вшивой системы. Без веры людей в объективное и адекватное правосудие на это рассчитывать нечего.
Алла Холденко
Московский комсомолец в Воронеже, №41, 7 октября 2015 года.