Липецк. 12.10.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – ЗАО «Агрофирмы имени 15 лет Октября» занимает первые строчки в бизнес-рейтинге садоводческих хозяйств России. С 2011 года переходит на интенсивное садоводство с капельным орошением. Каковы планы компании на ближайшую перспективу, зачем руководство расширило производственную линейку соками и смородиной и как на работе агрофирмы сказался экономический кризис, рассказал «Абирегу» генеральный директор компании Дмитрий Еремеев.
- Судя по истории ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября», вы у себя в хозяйстве любите реконструировать яблоневые сады.
- Да, сейчас мы проводим реконструкцию садов, и, если брать постсоветский период, это уже вторая реконструкция. Первая проводилась в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Тогда выкорчевали и обновили сады на площади 600 га, заложенные в 30-х – 60-х годах. Это делалось для улучшения сортового состава садов. Старые сорта меняли на более красивые и более покупаемые. Вторую реконструкцию мы начали в 2011 году. В то время у нас уже появились холодильники с регулируемой газовой средой. В них могло храниться порядка 12 тыс. тонн яблок. И необходимо было увеличивать урожайность садов. Мы тогда пришли к выводу, что нужно переходить на интенсивное садоводство с карликовым подвоем и уплотненной посадкой деревьев. Кроме того, тогда уже стало ясно, что климат изменился и сегодня заниматься садоводством без капельного орошения невозможно. Сейчас у нас раскорчевано 600 га садов, и каждый год мы закладываем примерно по 100 га новых. Вот, в этом году заложили 112 га, а весной 2016-го планируем заложить 100. А вообще, программа реконструкции рассчитана до 2020 года.
- Новые сады намного выгоднее старых?
- Посчитайте сами: на гектаре интенсивного сада деревьев больше в пять раз и урожайность выше в три раза. При этом затраты на уход меньше, а выход товарного яблока может доходить до 95%. В садах, заложенных в начале 90-х, товарность яблока не превышала 50%.
- Сколько примерно потребуется средств на реконструкцию всех садов?
- Закладка 1 га сада обходится примерно в 1 млн рублей. Значит, до 2020 года мы инвестируем в реконструкцию не меньше 600 млн рублей. Средства все собственные. Мы кредиты не берем.
- Вы выращиваете свои саженцы или закупаете готовые?
- Свои. Еще до начала реконструкции мы заложили маточники на площади 6,5 га трех видов подвоя – карликовые, полукарликовые и среднерослые яблони. И питомник на площади 60 га с выходом порядка 300 тыс. саженцев в год.
- Какие у вас сорта яблок?
- У нас районировано порядка 30 сортов яблок. Основные – это орловский, северный, белорусский сенап, богатырь, лобо, спартан, жигулевское, уэлси и так далее.
- В средней полосе России всегда выращивали антоновку, белый налив, грушовку, а сейчас про них что-то не слышно.
- Грушовка и белый налив – это яблоки не для промышленного производства. Это для дома. Они мелкие, не транспортабельные и осыпаются. А антоновка у нас есть. Мы используем ее на переработку, продаем в свежем и моченом виде.
- А зачем вам переработка? Насколько я знаю, вы много лет производите сок, джемы, яблочное пюре, но не расширяет их производство и не стремитесь получить какую-нибудь значительную долю на рынке этих продуктов.
- Понимаете, в чем дело… Если говорить только о яблоках, то кроме товарных плодов, как вы знаете, есть нестандартные плоды. С ними тоже нужно что-то делать, и как раз для этого (а не для того, чтобы завоевывать, например, соковый рынок) мы имеем цех переработки. И объемы переработки и, соответственно, объемы соков или яблочного пюре зависят от того, сколько у нас нетоварных яблок. Когда товарность яблока была низкой, мы собирали 20 тыс. тонн, а закладывали на хранение всего 3 тонны. То есть практически 17 тыс. тонн шло на переработку. На сегодняшний момент мы собрали 14 тыс. тонн и 9,5 заложили на хранение. Одним словом, повысилась товарность яблок и сократились объемы продукции переработки. Поэтому продукция переработки под брендом нашей компании не растет. И это не плохо, а, наоборот, хорошо. Для хозяйства выгоднее продавать свежие яблоки, чем продукты их переработки.
- Но ведь вы перерабатываете не только яблоки, но специально для этого выращиваете ягоду.
- Да, мы выращиваем смородину и землянику. Но тоже не для того, чтобы присутствовать на рынке джемов. Это простое требование севооборота. Сейчас я объясню. У нас, как я говорил, есть питомник, где мы выращиваем саженцы яблони. Но после того, как саженцы выросли, мы их выкопали и высадили в саду, очередное поле питомника вернется только через восемь лет. Это делается для того, чтобы выращивать здоровый материал. Причем это не просто пустая земля. Там проложена система капельного полива. И мы, конечно, не можем бросить эту землю на восемь лет. Поэтому сам Бог велел нам заниматься ягодниками и что-то на этом зарабатывать.
- Сейчас все говорят про кризис. Кто-то пострадал, кто-то выиграл. А вы?
- А мы и пострадать не пострадали и выиграть не выиграли. Яблоки немного подорожали, и за счет их реализации у нас увеличился доход. Но в то же время увеличились затраты на производство. Средства защиты растений выросли в разы. Удобрения – тоже. Производства нормальной техники для садоводства в России практически нет, и мы вынуждены закупать ее за рубежом, в два раза дороже, чем до кризиса. А мы ведь в этом году запустили еще один холодильник с регулируемой газовой средой на 2,5 тыс. тонн яблок и довели общий объем хранения в бескислородной среде до 20 тыс. тонн. Реконструировали цех переработки плодов и ягод. Это все импортное оборудование и, соответственно, лишние затраты. Одним словом, в одном месте выгадали, в другом потеряли.