Глава Минсельхоза Александр Ткачёв обеспокоен: «В импортозамещении молока мы стоим на месте: прирост производства – ноль процентов… Дойное стадо сокращается, его надо нарастить на один миллион голов». А какова ситуация в Воронежской области и её перспективы?
Ныне отечественный АПК в состоянии закрыть лишь 60-70 процентов потребности россиян в молоке. В нашем регионе молочное производство превышает собственные потребности, тем не менее в 2016 году должно завершиться создание молочного кластера (объединения производителей и переработчиков молока, а также научных учреждений, племенных предприятий и так далее).
Это должно поспособствовать значительному росту производства молока без резкого увеличения поголовья. Областной департамент аграрной политики рассчитывает на то, что к 2020 году удастся увеличить надои от каждой коровы с прошлогодних 5,5 тысячи килограммов до семи тысяч.
Но уже сейчас селяне выражают беспокойство: а найдётся ли место в молочном кластере мелким производителям? Не будет ли поставлен крест на личных подсобных хозяйствах населения?
Похоже, наши встревоженные земляки исходят из того, что в последние годы областное руководство уделяло повышенное внимание крупным инвестиционным проектам, предполагающим создание мощных животноводческих комплексов. Не случайно президент группы компаний «ЭкоНива» (основные животноводческие активы расположены на территории Лискинского и Каменского районов) Штефан Дюрр отмечает: «В Воронежской области нет бюрократических препон, которые в других регионах подчас рубят на корню строительство крупных животноводческих объектов».
10 сентября нынешнего года губернатор Алексей Гордеев побывал с рабочим визитом в Аннинском районе, где в селе Архангельское идёт строительство крупнейшего в регионе молочного комплекса (стоимость – более трёх миллиардов рублей, количество дойного стада – пять тысяч голов, количество рабочих мест – более 230; подобные комплексы стали реальностью для Кантемировского, Россошанского и других районов).
Глава области выразил удовлетворение увиденным и заявил:
– Наличие таких животноводческих объектов – это новая жизнь села, возможность дать хорошие рабочие места, хорошую зарплату и условия труда… Это же XXI век! Как мы говорим, хайтек можно посмотреть не только в промышленности, но и животноводстве…
Так уж совпало, что через пару дней Алексей Гордеев посетил молочную ферму в селе Манино Калачеевского района, где годовые надои превышают восемь тысяч килограммов молока в пересчёте на каждую корову. Положительно оценив увиденное, губернатор сделал прямо-таки программное заявление:
– Это классическое предприятие сельскохозяйственного профиля. Молочнотоварная ферма средняя, создана в зданиях 60-х годов постройки без больших капитальных вложений. Это один из путей, когда не надо вкладывать большие деньги, но при этом можно создавать нормальное производство с хорошими объёмами, экономической эффективностью и большой значимостью для глубинного села…
Стало быть, крупные комплексы и среднее производство вполне можно сочетать? А вдруг скоро настанет время, когда и фермеры, не обойдённые вниманием властей, не будут впадать в ступор, заслышав мудрёное слово «хайтек», которое переводится как «высокие технологии»? Или мечтать, как говорится, не вредно?
В начале текущего месяца по районным газетам прошла информация: «С 26 октября в департаменте аграрной политики Воронежской области будут рассматривать предварительные списки потенциальных участников по финансовой поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм на период 2016–2018 годов». Дескать, граждане дорогие, подавайте заявки в райадминистрацию, развивайте личное производство в рамках регионального молочного кластера.
Что ж, дело хорошее, но…
Недавно региональные СМИ с большим воодушевлением сообщили о том, что в Острогожском районе «успешно действует» эта самая областная программа по развитию альтернативного животноводства. Оказывается, в 2015 году на оказание финансовой помощи в район направлено 370 тысяч рублей (в виде субсидий), в итоге жители шести сельских поселений отказались от разведения свиней и купили 14 коров и одну нетель. Но ведь 15 бурёнок – это капля в море! Как тут не вспомнить, что министр Ткачёв ломает голову: где бы взять… миллион коров?
Невольно задумываешься, когда читаешь вот какое сообщение газеты «Народное слово» (Хохольский район): «В последние годы на частных подворьях всё реже можно увидеть коров. Стали малочисленными, а в некоторых сёлах исчезли совсем домашние стада. Вместо коров хохольцы стали держать коз. Эти животные потребляют мало корма, с ними легче управиться пенсионерам».
– Всё это так, – комментирует местный пенсионер Владимир Панин, – только я хорошо помню те времена, когда колхозы помогали населению кормами, проводили искусственное осеменение коров, оказывали ветеринарную помощь, закупали молоко на подворьях. Теперь власти много говорят о социальной важности подсобных хозяйств для сельской местности и агитируют нас: закупайте по нескольку коров, становитесь фермерами и создавайте семейные фермы – тогда и будет вам помощь, будут и субсидии.
А если сил у пенсионера осталось только на одну корову? Тогда, выходит, извините-остыньте, держите козу? К сожалению, ждать добрых перемен по отношению к маломощному частнику вряд ли стоит. Причём в масштабах всей России, ибо официальный сайт Правительства РФ (government.ru) приводит слова всё того же министра Александра Ткачёва:
– У нас практически половина молочного производства по стране – это личные подсобные хозяйства. Молодые люди уже не хотят заниматься этим семейным бизнесом – производством молока. И мы видим отток. Если в молочных комплексах мы прибавляем около пяти процентов в год, то отток по молоку в личных подсобных хозяйствах каждый год – 3–4 процента, и какие бы мы усилия ни предпринимали, сегодня производство молока имеет тенденцию к снижению…
По мнению главы Минсельхоза, чтобы за пять лет решить проблему дефицита молока и получить восемь миллионов тонн продукции дополнительно, необходимо делать ставку на юридические лица, оказывать им значительную государственную поддержку в виде субсидирования кредитов, возмещения затрат на капитальное строительство объектов АПК, причём не в размере 20 процентов, как сейчас, – эта цифра должна быть 35 процентов, как это делали белорусы, как это делал Евросоюз в своё время, 20–30 лет назад. Тогда, мол, инвесторы и бизнес придут и начнут активно вкладывать свои и заёмные средства.
Увы, пока что идея о возмещении затрат на капстроительство в размере 35 процентов остаётся благим пожеланием – евросанкции, знаете ли, падение курса рубля и цен на нефть…
Не вселяет, к сожалению, большого оптимизма и мнение воронежского депутата Госдумы РФ, члена Комитета ГД по аграрным вопросам, председателя Совета Молочного союза России Аркадия Пономарёва по поводу проблем импортозамещения в молочном производстве (анпономарев.рф):
– Оборудование для коровников у нас не производится, за исключением допотопных вещей. Основные компоненты комбикормов до 70-100 процентов из импортных составляющих. Средства химзащиты, ветпрепараты также везём. Достоверного учёта наличия и движения поголовья у нас до сих пор нет. По темпам генетического улучшения стада мы далеко позади от молочных держав. Помимо этого нужна хорошая сельхозтехника. Да что говорить о машинах, коровах… Самих специалистов у нас дефицит.
Даже зарплата в 50 тысяч не привлекает желающих. Причина тому – низкий уровень жизни села…
Трудно не согласиться с депутатом, что позиция «может, как-нибудь само всё наладится» здесь неуместна: речь идёт о национальной безопасности, и у государства тут прямая организационно-контрольная роль. Если же оставить в стороне громкие слова и благие пожелания, то не остаётся ничего другого, как вспомнить про «калачеевскую» идею молочного производства без больших капитальных вложений и привести слова губернатора Алексея Гордеева, ратующего за решение практической задачи – за создание и развитие молочного кластера:
– Тогда у нас будет и племенное животноводство, и производство сырого молока, и переработка – всё в вертикальной интегрированной цепочке. И все доходы будут оставаться в области. При этом важно, что это наши инвесторы.
Между прочим, это факт, от которого никуда не денешься: в производстве молока Воронежская область занимает второе место по ЦФО – после Подмосковья. Но сей регион постепенно сдаёт позиции, и стоит ли нам бить в литавры?
По итогам 8 месяцев 2015 года Воронежстат сообщает:
- В хозяйствах всех категорий произведено 569,7 тысячи тонн молока, что на 3,8% больше, чем за январь-август 2014 года.
- На долю хозяйств населения и фермеров пришлось 42,8% производства молока.
- В январе-августе рост производства молока наблюдался в 20 районах из 32, на их долю пришлось 80,4% процента общего объёма производства этого вида продукции.
- В сельскохозяйственных организациях в августе по сравнению с августом 2014 года производство молока увеличилось на 9,7%.
- Надои молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях за 8 месяцев составили 3993 кг против 3868 кг в январе-августе 2014 года.
- Общее поголовье коров на конец августа достигло 180,8 тысячи, что на 2,8% больше, чем годом ранее. В сельскохозяйственных организациях оно увеличилось на 4,2%.
- В структуре поголовья скота на хозяйства населения и фермеров пришлось 37,3% поголовья крупного рогатого скота (на конец августа 2014 года – 36,8%).
Соцопрос в тему
Независимая социологическая служба «Ваше мнение!» задала жителям Воронежа вопрос: «Как вы считаете, в Воронежской области вопросы импортозамещения решаются лучше, чем в других регионах или нет?» Ответы выглядят следующим образом:
14,5% - решаются лучше; 41,5% решаются на среднем уровне;
21,5% - решаются хуже;
22,5% затрудняюсь ответить.
Николай Старых
Коммуна, №121 (26510), 20 октября 2015 года.