WorldClass

28 сентября 2024, 12:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Время Воронежа // У воронежских аграриев появилась третья беда - дороги

22.10.2015 18:09
С погодой и нехваткой денег они научились справляться По какому бы поводу  представители производящих отраслей сегодня не собирались за круглым столом, в их разговоре обязательно возникнет тема импортозамещения. Агентство Бизнес Информации Абирег, приглашая на свой очередной круглый стол представителей агрокомплекса области, сделало эту «тяжелую» тему заглавной - несмотря на календарную близость профессионального праздника.

С погодой и нехваткой денег они научились справляться

По какому бы поводу представители производящих отраслей сегодня не собирались за круглым столом, в их разговоре обязательно возникнет тема импортозамещения. Агентство Бизнес Информации Абирег, приглашая на свой очередной круглый стол представителей агрокомплекса области, сделало эту «тяжелую» тему заглавной – несмотря на календарную близость профессионального праздника.

Копилка позитива

-По инициативе региональных властей началось масштабное исследование самочувствия воронежского бизнеса, - проинформировал модератор собрания директор агентства Дмитрий Орищенко. - По итогам первого месяца наблюдений, индекс деловой активности падает во всех секторах, но при этом АПК чувствует себя лучше других. Объем продукции растет, цены остаются на сравнимом уровне. Настрой игроков позитивный. 40% считают, что продажи будут расти, 50 % предполагают, что они останутся без изменений. Из 11 крупнейших (с оборотом более миллиарда рублей) компаний региона, которые в этом году показали тенденцию к росту, 9 принадлежат сектору АПК. Это о многом говорит.

Многие из участников круглого стола добавили конкретных фактов в «копилку позитива», сформированную за столом дискуссий. Гендиректор ООО «БЕТАГРАН РАМОНЬ» Сергей Калиниченко объявил, что на днях начнется строительство цеха по сборке сельхозтехники - это не просто новое, но даже несколько неожиданное направление деятельности для завода по производству семян сахарной свеклы. Головная организация – АО «Щелково Агрохим» – уже заключила с итальянской компанией несколько контрактов, согласно которым партнеры будут поставлять узлы и детали для производимой в России техники.

-Более того, мы уже начали сборку, и готово несколько десятков единиц техники. Это самоходные и прицепные опрыскиватели, сеялки для высева семян подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, пресс-подборщики, - рассказал Калиниченко.

При этом «БЕТАГРАН» пока достиг лишь половины проектной мощности основного производства. Завод – один из лучших в Европе, входит в региональную программу социально-экономического развития – соответственно получает субсидии на обслуживание кредитов, имеет льготы по налогообложению, прибылен. Но - парадокс: именно Воронежская область – регион наихудшего спроса на его продукцию. Видимо, консерватизм – особенность здешнего производителя. Не спешит он поступаться долгосрочными налаженными связями с зарубежными поставщиками.

А вот сами зарубежные поставщики уже отреагировали на кризисные вызовы.

-Мы готовим соглашение с крупнейшими игроками о совместном производстве: западные партнеры будут поставлять нам сырье, мы – доводить его до кондиции. С учетом этого фактора рассчитываем за три года выйти на мощность в 500 тысяч посевных единиц в год. Плюс к этому впервые для расширения объемов отечественных гибридов организовано размножение в Крыму, которое происходит безвысадочным способом.

У компании «Нива», до сих пор специализировавшейся на растениеводстве, свой диверсификационный стартап:

- В этом году приступили к реализации проекта по развитию мясного животноводства. Сделали ставку на «Русскую комолую» - единственную породу мясного скота, выведенную в России за последние 50 лет. Уже развитое овощеводство – прекрасное подспорье для нового направления. Отходы у картофелеводов достигают 10 процентов – это сотни тонн. Плюс пастбища, солома, отходы от сахарного производства – при таком подходе мясное животноводство будет беспроигрышной темой

Семена свеклы пока закупаем у западных компаний, но не исключаем, что перейдем на продукцию местных семеноводов.

- Наше качество выше! - почти воскликнул Калиниченко. Все контрольные органы уже убедились в этом.

Занять свою нишу

На рынке молочного производства, где крупные игроки «съели» почти всех малых конкурентов, оказывается, тоже можно работать и развиваться относительно небольшим предприятиям. Главное – занять свою нишу.

- В новых продуктах ориентируемся на премиальный сегмент, на средний класс, - рассказал соучредитель ООО «Экомилк» Александр Карташов. - Это качественное натуральное молоко и молочные продукты по соответствующей цене. Да, в определенном смысле это импортозамещение, но мы бы развивали это направление вне зависимости от сиюминтуной конъюнктуры. Мы не боремся с гигантами, мы целенаправленно занимаем нишу экологической продукции. И у нас есть что предложить московскому потребителю. В ситуации падающего рынка конкуренция растет. Но у нас есть преимущество. Мы производим – в бюджетном ли, премиальном ли сегменте – продукты первой необходимости. Их потребление не может сильно упасть. Больше чем падение спроса, нас волнуют накладные расходы. Перевоз за год подорожал процентов на 60. И плюс два рубля в цене на упаковку.

Импортозамещение произошло, но мы его не заметили

Директор ООО «Селекционно-гибридный центр» Антон Пермяков немного похвалился успехами, но как выяснилось – лишь ради того, чтобы выявить одну из «гримас кризисной экономики»:

- Урожайность пшеницы на наших полях составила -50 ц/га. Ячмень – 40 ц/га, кукуруза – 80, подсолнечник- 27, свекла -430 ц/га. В рублях каждая культура – рентабельна. Но если пересчитать в валюте и затраты, и доходы, то получится: пшеница, ячмень - убыточны, кукуруза – в плюсе, и лишь подсолнечник – высокорентабелен.

Казалось бы, так ли важна убыточность зерновых, если главный продукт СГЦ- племенная свинья. Но оказалось, животные не «переваривают» убыточность зерновых.

- На сегодня закупочная цена на свинину упала, - продолжил Пермяков. - И у нас, и в Европе. Свиноводство, возможно слишком быстро развивалось в последнее время. При вхождении в кризисную полосу произошел «перегрев» отрасли. Мы столкнулись со снижением покупательской способности населения. Импортозамещение произошло, но мы его почти не почувствовали. Импорт составлял всего 10% объемов, и он уже полностью «схлопнулся». Экспорт не налажен. Резервов структурной перестройки сбыта не осталось. Если цена упадет еще на два рубля – кредиты станут недоступны. В этой ситуации мы работаем, не привлекая кредитов. Лучше иметь резервы, чем кредитную нагрузку

У Пермякова оказался интересный взгляд на проблему африканской чумы свиней:

-Фактор АЧС тоже может стать критическим в любой момент. Но популярное нынче мнение, что свиней в личных подсобных хозяйствах надо изводить под корень, неверно. Просто требования к содержанию свиней в ЛПХ должны быть такими же, как в крупных холдингах. Скажете, это невозможно? А что конкретно невозможно? Коврик положить? Дверь закрыть? Душ принять? В Европе все это давно делается.

«Сети бегают за нами: поставьте нам продукцию!»

- Плодоводство и садоводство в России переживают самый лучший момент для развития, какой только можно представить, - заявил чуть припоздавший гендиректор ООО «Логус-Агро» Игорь Алименко. - Говорят, Россия обеспечивает себя на 30 процентов - может быть. Но я вижу главное: идет здоровый диалог между властью и бизнесом по этой теме. Никаких проблем нет со сбытом продукции. Сети бегают за нами: поставьте нам продукцию. Мы в этом году заложили 60 га интенсивных садов и приняли ягодную программу: будем по 8-10 га закладывать земляники, по 2-3 га малины. Малина дала просто шикарный результат. 30 тонн малины дал первый участок – и очередь стояла на краю поля.

Проблема - в работниках. Для сбора земляники с 8 га земляники мне нужно 100 человек, представляете. Сколько понадобится, когда площадь вырастет до 50 га?

А перепроизводства картофеля в стране нет - происходит обычный сезонный «залповый» сброс, потому что хранилищ категорически не хватает. Я честно критикую сегодня власти в этом вопросе. Лучше не давать денег, чем давать 20% на строительство хранилищ. Чтобы получить эти деньги, надо пройти множество инстанций, которые в итоге съедят порядка 15 % - госэкспертиза, архстройнадзор Одна экспертиза здания стоит порядка 400 тысяч рублей. Получается, что проще строить без господдержки, но с минимальной бюрократией – выгоднее.

Проверки на дорогах

В конце сентября - начале октября сельхозпроизводители столкнулись с невиданной помехой. На дорогах области прошла акции "На дорогу - без перегруза!", которую проводили сотрудники департамента транспорта и автомобильных дорог совместно с Госавтоинспекцией и областным управлением государственного автодорожного надзора. По привычке «Камазы» со свеклой, зерном шли, как обычно, загруженные от души. На строящиеся фермы стройматериалы тоже так грузили, что б два раза не ездить. Некоторые стройки были почти парализованы.

Время для эксперимента, с точки зрения аграриев, было выбрано крайне неудачно. С точки зрения замруководителя департамента транспорта и автодорог области Олега Котова, такой эксперимент всегда будет невовремя – но и тянуть с ним никак нельзя.

В общем, тема оказалась самой дискуссионной.

- Это была не местная инициатива, а всероссийская недельная акция, - уточнил Олег Котов.- Ее целью был не переломить ситуацию в одночасье, а пока что привлечь к ней внимание общественности. 185 миллиардов рублей в год теряется в стране из-за сверхнормативного разрушения дорог, которые в основной массе рассчитаны на нагрузку на ось в 6 тонн. Около 10 млрд – потери по Воронежской области. Возможности дорожных фондов ограничены, они отстают от темпов наносимого ущерба. Знак ограничения нагрузки на ось пятью тоннами – временный, он появляется на один месяц, когда 10 миллиардов. В остальное время разрешается нагрузка до 7 тонн. Во время посевной ограничение не распространяется на семена и удобрения.

Но превышение на три-пять тонн - обычная вещь на наших дорогах.

-Вы нас заставили платить в два раза больше за каждую тонну груза,- упрекнули сельхозпроизводители.

- Все знали, что работают с нарушениями. Нормы давно установлены! Мы просто показали, как должно быть.

-Хочется обвинить дорожников, что палки в колеса вставили нам со своим проверками, - примирительно сказал Антон Пермяков. - Но давайте подумаем: почему во Франции перевозка автомобилями свыше 300 километров невыгодна, на дальние расстояние французы везут водой или железной дорогой. Почему у нас везти автомобилем куда угодно выгоднее, чем железной дорогой?

Тема оказалась глубже, проблемнее, чем можно было подумать. Теперь она, скорее всего, будет звучать и на трибунах, и на круглых столах чаще.

Фото: Евгения Борунова
Время Воронежа, 10:44, 22.10.2015.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0