Воронеж. 11.11.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Несмотря на трудности в экономике, Сбербанк продолжает совершенствовать услуги для корпоративных клиентов. Об основных направлениях развития банковских услуг для малого бизнеса рассказывает заместитель Председателя Центрально-Черноземного банка ПАО Сбербанк Наталия Ивлева.
— Наталия Александровна, добрый день! Расскажите о текущей стратегии банка и нововведениях в сфере обслуживания малого бизнеса.
— В соответствии с утвержденной стратегией до 2018 года Сбербанком России целенаправленно взят курс на развитие цифрового банкинга (digitalbanking), т. е. оказания максимального набора банковских услуг клиентам дистанционно, без необходимости посещать офис банка. Помимо очевидного удобства и скорости обслуживания клиент получает экономию на банковских тарифах, т. к. себестоимость электронных услуг банка ниже их традиционных аналогов.
Например, в 2015 году Сбербанк вывел на рынок новый цифровой продукт «Е-депозит». Предприятия и предприниматели получили возможность открывать депозиты или оформлять неснижаемые остатки по счету, не выходя из собственного офиса. Ставка по таким депозитам выше той, которую клиент получает при открытии депозита через операционное окно. Также появилась новая услуга «Online резервирование счета», которая позволяет клиенту через сайт банка получить номер расчетного счета за 5 минут. По такому расчетному счету сразу же возможны приходные операции, а после завершения процедуры резервирования — и расходные. К настоящему времени 97% всех счетов в Центрально-Черноземном банке открывается таким способом.
— Ряд электронных услуг Сбербанка уже стал привычным для клиентов. Как происходит развитие существующих сервисов?
— Продолжает совершенствоваться наша главная платформа дистанционного обслуживания корпоративных клиентов — «Сбербанк Бизнес Онлайн». На текущий момент более 95% всех корпоративных клиентов банка (свыше 80 тысяч юридических лиц и предпринимателей) подключены к данной системе.
Из новинок системы можно отметить возможность живого общения пользователя системы с оператором банка без использования телефонных линий (online чат). С помощью чата клиент может получить ответы на те же вопросы, что и в телефонном общении с оператором. В частности, как сформировать документ, распечатать выписку, создать электронную подпись и т. д. Эта возможность существенно расширяет канал общения клиента с банком.
Кроме того, в СББОЛ вводится возможность получения справок из банка в электронном виде. На первом этапе это будут справки о наличии/отсутствии ссудной задолженности, а в дальнейшем планируется перевести в электронный вид вообще все виды справок, запрашиваемых клиентами в банке (о наличии счетов/картотеки, кредитная история, копии платежных поручений, ставка рефинансирования ЦБ и многое другое).
Одним из самых продвинутых онлайн сервисов, который также встроен в платформу «Сбербанк Бизнес Онлайн», является услуга межкорпоративного электронного документооборота (E-invoicing). С помощью данного уникального на финансовом рынке сервиса клиенты банка имеют возможность вести между собой деловую переписку, заключать договоры, обмениваться счетамифактурами полностью в электронном виде. Что важно, данные документы имеют юридическую силу (могут выступать в качестве доказательства в судах и госорганах) и не требуют бумажного подтверждения. Кроме того, E-invoicing позволяет сдавать обязательные отчеты в Федеральную налоговую службу и другие госорганы (ФСС, ПФР, Росстат). Около 3 тыс. клиентов уже оценили возможности этой уникальной услуги.
— Как известно, существуют традиционные банковские услуги, которые сложно предоставить в дистанционном формате. Удалось ли банку и в этой сфере стать ближе к клиенту?
— Несомненно. На сегодняшний день даже кассовые операции не требуют посещения офиса банка. Клиентам, работающим с наличными денежными средствами, предоставляется услуга по внесению денежных средств через устройства самообслуживания банка. Данный сервис позволяет клиентам в on-line режиме зачислять внесенные денежные средства на расчетные счета и в дальнейшем оперативно осуществлять расчеты со своими контрагентами. Широкая сеть банкоматов, подключенных к данной услуге (на сегодняшний день на территории Центрально-Черноземного банка действует порядка 1,6 тыс. устройств самообслуживания), предоставляет клиентам возможность самостоятельно выбирать удобное время и место совершения операции.
С июля этого года обновлен формат корпоративной карты. Помимо таких прежних возможностей, как безналичная оплата товаров и услуг, получение наличных средств, выплата средств сотрудникам на оплату командировочных и представительских расходов, функционал обновленной корпоративной карты теперь предполагает и возможность выпуска карт к банковскому счету (без открытия отдельного счета), операции внесения наличных средств через устройства самообслуживания банка по всей России (Cash-In), доступность внесенных денежных средств в режиме on-line, SMS-информирование по операциям, совершенным с использованием карт, управление жизненным циклом карт через СББОЛ. Самое интересное — с 22 сентября и до конца 2015 года проводится акция: 1-й год обслуживания карты — бесплатно. Услуга пользуется заслуженной популярностью среди клиентов банка — на сегодняшний день в регионе выпущено почти 10 тыс. карт.
И главное — теперь мы продлили время проведения клиентских операций и работаем в режиме 17*7, т. е. 17 часов в день, 7 дней в неделю без выходных проводим расчеты внутри системы Сбербанка, приближаясь, таким образом, к обслуживанию в режиме 24*7.
— Для малого бизнеса зачастую бывает сложно разобраться во всем спектре банковских продуктов и понять их необходимость. Что банк предпринимает для устранения этого барьера во взаимодействии с клиентами?
— Сбербанк заинтересован в том, чтобы бизнес наших клиентов успешно развивался и приносил устойчивую прибыль. Для этого в каждом областном центре на территории ЦентральноЧерноземного региона открыты Центры развития бизнеса, где на регулярной основе проводятся различные образовательные мероприятия для предпринимателей — тренинги, семинары, конференции. Мы приглашаем ведущих специалистов в области консалтинга, бизнес-тренеров, представителей сообществ предпринимательства. В Центрах клиенты могут воспользоваться специально оборудованными переговорными комнатами, посетить федеральные семинары для представителей бизнеса. Совместно с администрациями регионов разработаны программы повышения финансовой грамотности предпринимателей.
За 10 месяцев текущего года Центрально-Черноземным банком при участии специалистов партнерских организаций и организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства было проведено свыше 600 семинаров, круглых столов, консультаций по вопросам права, бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства, информационной безопасности бизнеса, мотивации персонала, маркетингу и проч., участие в которых приняло более 3000 представителей СМП.
Ключевым проектом, направленным на развитие и поддержку малого предпринимательства, является также портал «Деловая среда», предоставляющий такие сервисы, как поиск партнеров по бизнесу, ведение переговоров и заключение сделок, обучение действующих предпринимателей и тех, кто только проявляет интерес к открытию своего дела. Важным элементом «Деловой среды» является Магазин онлайн-приложений, сервисов, аналитических и информационных материалов, в том числе в мобильных форматах. Здесь собраны лучшие продукты из представленных на российском рынке программ и сервисов, облегчающие повседневное ведение бизнеса: формирование бухгалтерского учета, статистики продаж, сдачи отчетности.
— Всем известно, что основным банковским продуктом, обеспечивающим развитие бизнеса, является кредитование. Какие нововведения были осуществлены Сбербанком в этом направлении?
— В 2015 году Сбербанком продолжена работа по расширению линейки кредитных продуктов для клиентов малого и микробизнеса.
В первую очередь речь идет об активном участии Сбербанка в программах государственной поддержки в интересах бизнеса. Во-первых, это кредитование под гарантии Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Во-вторых, предоставление гарантий на цели обеспечения участия в тендерах на поставку услуг и продуктов государственным учреждениям. И в-третьих, финансирование исполнения по уже выигранным контрактам — государственным и коммерческим.
Банк тесно сотрудничает с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства — финансовым институтом, созданным для поддержки бизнеса. Каждый предприниматель может обратиться за дополнительным обеспечением до 50% суммы кредита в виде гарантии. Если за кредитом вы обратились в Сбербанк, то никаких дополнительных документов для Корпорации не нужно. Банк самостоятельно направляет документы заемщика на рассмотрение. Привлечение гарантий МСП в качестве обеспечения позволяет снижать ставку по кредитам линейки «Бизнес» на 1 процентный пункт, а по Кредитной фабрике Сбербанка — до 4 процентных пунктов в зависимости от срока кредитования. Под гарантии МСП в Сбербанке можно получить кредиты как на инвестиционные цели в рамках продуктов «Бизнес-инвест», «Бизнеснедвижимость», «Бизнес-контракт» и «Доверие-инвест», так и на оборотные цели — продукт «Бизнес-оборот». Этой услугой в 2015 году уже воспользовались более 150 клиентов и получили гарантии на сумму около 200 млн рублей.
— Вы упомянули банковские гарантии. Данный продукт также востребован малыми предприятиями?
— Если кредиты уже давно и достаточно активно используются предпринимателями, то инструмент хеджирования рисков — банковские гарантии — малому бизнесу практически незнаком. Но гарантии — перспективный и удобный банковский продукт, использование которого в период нестабильной ситуации на рынке может быть более рациональным, чем привычные решения. Банковские гарантии позволяют участвовать в аукционах и тендерах. 500 нашим клиентам выдано гарантий на сумму более 0,5 млрд рублей.
Сроки предоставления гарантий составляют не более 3 дней, и, как правило, клиенты возвращаются за кредитами на финансирование текущей деятельности или выигранных контрактов.
— Расскажите, пожалуйста, о самых последних новинках.
— В августе Сбербанк запустил новый продукт «Бизнес-контракт». Продукт позволяет клиентам банка профинансировать или рефинансировать исполнение контрактов, осуществить рефинансирование затрат по экспортным контрактам, а также рефинансировать кредиты государственных контрактов и контрактов внутреннего рынка. Срок кредита — до 36 месяцев, сумма — до 600 млн рублей. Срок рассмотрения кредитной заявки не превышает пяти рабочих дней.
Так, за третий квартал 2015 г. предоставлено уже 30 кредитов в рамках продукта «Бизнес-контракт» на финансирование затрат по исполнению договоров на поставку продуктов и услуг государственным организациям. Основным преимуществом для клиентов является возможность получения средств в сумме до 10 млн руб. под залог исключительно прав требования по финансируемому контракту. Сбербанк прогнозирует высокий спрос на обновленный «Бизнесконтракт» и реализацию не менее 100 млн руб. в рамках данного продукта.
Со второго квартала банком запущен продукт «Экспресс-ипотека».
Этот кредит выдается клиентам малого бизнеса на приобретение не только коммерческой, но и жилой недвижимости. Ключевое отличие от ранее действовавших кредитов на покупку недвижимости — возможность приобретения жилых объектов. Объект недвижимости оформляется на свое юридическое лицо или на себя лично. При этом банк берет в залог приобретаемый объект, поэтому не нужно тратить время на поиск дополнительного обеспечения. 8 наших клиентов уже отметили новоселье, и еще 12 клиентов в ближайшее время станут собственниками недвижимости.
Сбербанк постоянно работает над тем, чтобы клиенты малого и микробизнеса могли выбрать для себя продукт на доступных условиях.
— Самый главный вопрос, волнующий всех клиентов, желающих получить кредит, — процентная ставка. Какова процентная политика банка по отношению к малому бизнесу?
— Сбербанк продолжает снижать ставки на кредиты для малого бизнеса! Так, ставка по кредитам на оборотные цели на сумму 5 млн рублей сроком на один — два года снизилась на 0,5 процентных пункта. Ставка по кредитам на инвестиционные цели на сумму 15 млн рублей и более сроком на три года снижена на 1 процентный пункт.
— Сегодня комплексное финансовое обслуживание становится востребованным все большим количеством предпринимателей. Что банк может предложить в этом направлении?
— Линейка финансовых услуг для малого бизнеса пополнилась страховыми продуктами. Наиболее интересный продукт для малого бизнеса — «Коробочный страховой продукт «Стабильный бизнес». В пакет страхования включена защита от убытков, связанных с перерывом в хозяйственной деятельности. При наступлении страхового случая страховая компания на срок до трех месяцев берет на себя выплату не только платежей по кредиту, но и налогов и аренды. За третий квартал 80 наших клиентов обезопасили свое будущее, приобретя страховку «Стабильный бизнес».
Таким образом, мы развиваем такое сотрудничество с нашими клиентами, которое помогает растить бизнес и оказывать ему спектр услуг, зачастую выходящих за рамки привычного понимания работы предпринимателей и кредитных организаций.