Воронеж. 18.11.2015. ABIREG.RU – Аналитика – ООО «Хохольская сельскохозяйственная компания» – инвестор, планирующий до 2018 года построить в Воронежской области вертикально интегрированный молочно-товарный комплекс на 2,4 тыс. дойных коров стоимостью 6,8 млрд рублей и мощностью 50 тонн молока в сутки. Директор компании Владислав Савин рассказал «Абирегу» о том, какие основные проблемы существуют у производителей молока и почему на торговых прилавках в итоге оказывается так много фальсификата.
- В последнее время многие компании заявляли проекты по строительству молкомплексов: в области заявлены инвестпрограммы компании «ЭкоНива», «Молвест». С какими основными проблемами сталкиваются компании при реализации проектов в сфере молочной отрасли?
- Сейчас ощущается большая поддержка от федеральных и областных властей, много говорится о необходимости увеличение дойного стада. Но остается главный вопрос – дорогие кредиты. Еще одна значимая проблема для молочной отрасли – отсутствие квалифицированных кадров. Успешность бизнеса в нашем случае зависит от грамотно сформированной команды – не столько от топ-менеджеров, сколько от зоотехников, агрономов, ветеринаров, других узкопрофильных специалистов, которых просто нет. Много опытных кадров уходит на пенсию, а заменить их некому – новые специалисты значительно отстают как в грамотности, так и в опыте.
- Каким образом вы решаете эту проблему с кадрами?
- Мы используем весь возможный спектр для успешной работы: частично обучаем сами, некоторых переманиваем из других компаний.
- Насколько низка прибыльность в отрасли?
- Я согласен с оценкой прибыльности около 10%. Маржинальность достаточно низкая, окупаемость у проектов молочного животноводства долгая - от 7 до 10 лет. Отрасль очень непростая и требует грамотного подхода ко многим аспектам.
- В связи с введенным эмбарго и недостатком молока в России произошли ли какие-то изменения в стоимости молока за последний год?
- Нет, в последний год в отрасли ощущается стагнация. Три-четыре года назад была тенденция на увеличение стоимости литра молока, однако на протяжении последнего года уровень сохраняется и введенный запрет на ввоз молочной продукции не сказался на закупочной стоимости молока. Связано это с тем, что цену устанавливают крупные холдинги, которые занимаются переработкой и тормозят увеличение цены.
- К слову, о переработчиках. Сейчас очень многое говорят касательно фальсифицированной продукции с большим содержанием растительных жиров. Как вы считаете, действительно ли состояние на рынке настолько плачевно?
- По моим личным наблюдениям, наиболее реальные цифры по доле фальсифицированной продукции озвучивал министр сельского хозяйства Александр Ткачев (в начале октября он опроверг данные Россельхознадзора о присутствии 78% фальсификата на молочном рынке и заявил, что этот показатель не превышает 10-15%). Замена этих продуктов на качественные возможна только при увеличении качественного молока, а тут должна быть работа с ритейлерами, которые продают места на полках крупным холдингам, вытесняя средних и мелких производителей с более качественным продуктом. Другой вопрос – недостаток сырья для переработки: как только произойдет наращивание поголовья, переработчики смогут выпускать более качественный продукт.
- Как вы считаете, сможет ли Черноземье обеспечить себя молоком в ближайшие годы?
- Безусловно, Черноземье может стать одним из самых самодостаточных регионов. У нас есть хороший земельный ресурс, подходящий климат – все, чтобы выращивать качественные корма и производить достаточно молока. Если появятся более доступные кредиты, мы легко сможем обеспечить себя молоком.