Воронеж. 27.11.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Стремительное развитие туристической отрасли в последние годы прочно «подсадило» россиян на путешествия, и сейчас уже сложно найти человека, который хотя бы раз не побывал бы за рубежом. Число направлений увеличивалось, цены снижались, предложения туроператоров становились день ото дня доступнее, и всех все устраивало. Однако в последнее время отрасль едва успевает отбиваться от новых и новых ударов судьбы: то рубль упал, то туры в Египет запретили. О том, что позволяет туризму удержаться на краю пропасти и за счет чего он еще может подняться, «Абирегу» рассказала гендиректор воронежского турагентства «Алые паруса» Ирина Чугунова.
– Правду говорят, что туристический рынок испытывает сильный спад?
– У меня такое ощущение, что это не «спад», это «мы летим в пропасть». Работать сейчас очень сложно. Например, многим теперь вообще нельзя ездить за границу, а ведь очень долго именно заграничное направление развивалось так активно, что большинство турагентств даже забыли, что существует российский рынок. Что ж, немного постояли, а теперь, как большое-большое скрипучее колесо, туризм переворачивается в российское направление и потихоньку двигается. Российское направление немного другое. Есть нормальные летние предложения – та же Абхазия, где туротрасль стала резко подниматься. Но, как ни крути, зимой морского отдыха быть у нас не может по климатическим условиям. И поэтому категорический запрет на полеты в Египет сейчас сильно бьет по рынку. Вдобавок ситуация с Турцией, которая тоже нам аукнется. Люди уже привыкли к такому отдыху, экономичному и достаточно приятному. Все это долгие годы было, а теперь этого нет.
– Российский рынок готов к толпам туристов?
– Увы, пока российский рынок – это высокие цены, а условия намного хуже, чем многие привыкли видеть. Мы смотрели недавно туры на Новый год в Красной Поляне. Цены просто зашкаливают: 200 тыс. рублей на неделю за человека, и это не предел. За такие деньги вполне можно улететь на другой конец света. А если цена ниже, то это и качество отеля уже совсем другого уровня. Вот и выходит, что, если гостиница хорошая, она стоит как чугунный мост. Гостиница средней руки – это всегда колченогие стулья и ободранные обои. Помимо цен и условий размещения существует еще проблема с кадрами. Расскажу на примере из собственного опыта. Сейчас мы пытаемся организовывать экскурсионные туры по Воронежу и области. Все бы ничего: и красивых мест хватает, и интерес со стороны туристов есть, но вот с экскурсоводами просто дичайшая проблема. По-настоящему профессиональные экскурсоводы с опытом работы в десятки лет в силу возраста «выпадают». Нужны горящие глаза, нужны молодые кадры, их сейчас нет. Сейчас подготовкой этих кадров занимается только один воронежский вуз – ВИВТ: отделение туризма есть только там.
– В самой Воронежской области вообще есть что показать туристам?
– Конечно, одной Рамонью сыт не будешь. Начинаешь набирать группу для поездки в Рамонь и выясняешь, что не для всех она сейчас интересна: кто-то там уже был, а у кого-то там дача. Поэтому ищем другие направления. Минувшим летом, например, возили людей на Хреновской конезавод и на производство валенок там же поблизости, в Боброве, это было здорово. Но одними валенками тоже сыт не будешь. В связи с этим мы «разворачиваем» туристов в сторону Хохла или Острожского района. Начинаем шаг за шагом захватывать Воронежскую область и Центральное Черноземье. Лучше всего в плане туризма у нас сейчас работает Липецкая область: их туристический кластер действительно работает, и работает качественно, я вам скажу. В Тамбовской области тоже есть что посмотреть, тот же дом Асеева. В целом проблема у всех регионов Черноземья одна – отсутствие событийности. В этом плане даже Воронеж тушуется. Город нужно рекламировать, ему нужно создавать легенду. Вот у нас Великий Устюг создал Деда Мороза. Кто знал о Великом Устюге? А Дед Мороз появился – все узнали. Если город не продвигать, то он никому не будет интересен.
– Тем не менее остались те, у кого в приоритете зарубежные направления. Их предпочтения за последнее время как-то поменялись?
– Да, но это связано по большей части с ростом цен. Валютный эквивалент опустился, рублевый поднялся, итоговая стоимость все равно высока. Несмотря на это, зарубежные направления продолжают спрашивать, причем даже те, о которых давно забыли, но благодаря кризису и необходимости экономить вспомнили. Например, горнолыжные курорты Армении.
– На чем еще экономят туристы?
– Те, кто раньше выбирал отель категории «пять плюс», теперь просят «пятерку», «пятерка» скатилась в «четверку». Выбор направления в большинстве случаев сильно зависит от стоимости тура. Сейчас получается, что Мальдивы меняют на Таиланд, а Испанию на Турцию.
– После запрета полетов в Египет резко взлетели цены на другие «морские» направления. Неужели местные отельеры подняли цены или все-таки туроператоры таким образом пытаются заработать?
– Цены подскочили сразу, как только Египта не стало. К сожалению, я не могу сказать, кто именно в этом виноват, но итоговые предложения от туроператоров стали значительно дороже. Я так за них боюсь сейчас, за туроператоров, и не как потребитель, а как участник рынка.
– Все настолько серьезно?
– К сожалению, да. Причем я говорю не о небольших фирмах, а о мощных компаниях, таких как PegasTouristik, Coral, Anex. Сначала туристический рынок подкосили запрет на выезд за границу и падение рубля, теперь «развалилась» авиакомпания «Трансаэро», которая плотно работала с чартерами. Теперь отказ от Египта – направления, которое фактически кормит всю туристическую отрасль. Нельзя же так с нами, мы хотим дарить людям радость! Постоянно общаюсь с коллегами из других регионов, и везде ситуация одинаковая: сокращают сотрудников, сокращают офисы. Эти сотрудники пытаются открыть свой бизнес, а он не идет. Мне-то бежать некуда: я уже почти 33 года в туризме работаю и ничего другого делать не могу. Я-то в себе уверена и я знаю, что справлюсь, а многие люди просто растеряны, и это люди грамотные, умеющие работать. В нынешних условиях спокойно выживают только эдакие нахальные вруны. Что, если ко мне придут сейчас и спросят, стоит ли сейчас бронировать тур на лето? Я не знаю, что ответить, потому что сама не имею никакого понятия, что будет через несколько месяцев. А другой скажет: «Да, давайте, все будет хорошо». И тем самым завлечет себе народ. Я хочу сказать, что у нас сейчас нет твердой основы. Если 10 лет подряд мы жили и знали, что алгоритм деятельности нашей работы был четкий, то сейчас этот алгоритм рушится. И мы выживаем только своими постоянными клиентами, добрым именем моим и добрым именем моих сотрудников.
– Кризис кризисом, но люди уже привыкли куда-то ездить, и от этого сложно отказаться.
– И поэтому к нам продолжают приходить, но в своих предпочтениях клиенты уже могут быть скромнее. Не ездить уже невозможно. И когда сам себя двигаешь, то и оно все движется вокруг тебя.
– Клиенты, спрашивающие эксклюзивные туры, остались?
– У нас есть такие, но я не могу сказать, что они выстраиваются в очереди. Речь идет о совершенно другой цене. Таких туристов всего два-три: у них есть деньги, и у них есть интерес, что самое главное. Есть люди, которые платят серьезные деньги за отдых, но им нужен комфорт, а здесь не комфорт, здесь интерес нужен.
– Воронежский аэропорт сейчас пытается развивать чартерную программу за рубеж. Это востребовано?
– Интереса к прямым вылетам из Воронежа точно стало гораздо больше. Думаю, что в этом во многом заслуга руководства аэропорта. Вы видели, как он преобразился? Нет ничего общего с тем сарайчиком, которым аэропорт был совсем недавно. За счет этого и еще того, что появилась возможность принимать новые типы самолетов, в зимнюю летную программу из Воронежа теперь включены ОАЭ и Вьетнам. Куда люди хотели летать, туда их теперь и возят. Я считаю, что на сегодня этих направлений с учетом вместимости самолетов для Воронежа достаточно.
– Намного дороже выходят такие туры, чем аналогичные из Москвы?
– Сейчас уже нет, поскольку летают уже совершенно другие самолеты. Дорого было, когда пассажиров возил Як-42, а теперь его сменили вместительные «Боинги», и это уже совсем другая экономика.
– Летняя Европа нам пока не светит?
– В Воронеже в ближайшее время должно вырасти число визовых центров стран Европы, и это должно повлиять и на спрос, и на предложение. Тот же «Музенидис» уже сейчас продает туры в Грецию с вылетом из Воронежа, так что как минимум Греция будет однозначно.
– Самостоятельные туристы, которые не пользуются услугами агентств и которых с каждым годом становится все больше, сильно портят вам жизнь?
– Портят. Их день ото дня становится все больше. Ситуацию усугубляют СМИ, которые пишут: люди дорогие, не ходите вы во всякие разные агентства, ничего они не умеют, ничего они не знают, а то и кинут. И люди начинают бронировать сами. Но здесь нужно понимать, что отдых там, куда летают чартерные рейсы, часто выходят дешевле, чем аналогичные «самостоятельные» варианты. В Гоа, например, самостоятельно ехать неудобно, а чартеры предлагают по вполне приемлемым ценам. Поездки в Европу, если есть виза, можно бронировать и самостоятельно. Да что говорить, иногда я сама так делаю.
– А вот вы не боитесь, что турагентства со временем могут совсем «умереть»?
– Нет, ведь все равно останутся люди, которые захотят услышать чье-то мнение, все равно будут люди, которые захотят прийти поговорить. Вот я порой прихожу в магазин и не знаю, что купить, и общаюсь с продавцом. И как раз во время этого разговора я принимаю какое-то решение. Так же и с турагентствами: к нам приходят туристы, намеревающиеся ехать, допустим, в Грецию, а в результате мы их отправляем либо на Мальдивы, либо в Сочи. То есть мы понимаем, что человеку нужно, где он это сможет найти, и ведем его к нужному решению. В какой-то мере мы, представители турагентств, еще и психологи.
– А вы сами в каких странах не были, но хотели попасть?
– К сожалению, я никак не могу добраться до Скандинавии, а мне очень хочется туда, фьорды посмотреть. Всего я посетила, по-моему, 30 стран, не считая государств ближнего зарубежья. Я иногда, когда у меня бессонница, пытаюсь вспомнить, в каких странах побывала, беру листочек и пишу.
– Но есть страны, в которые вы возвращались с удовольствием? Не по работе, а сами.
– Да. Я очень люблю Испанию, я обожаю Грецию, Хорватию. А вот с Италией у меня искры не случилось, разве что Венеция произвела на меня сильное впечатление. Представьте, мы пришли в Венецию на теплоходе и первое, что мы увидели, когда подходили, – лодка, и на ней гроб, черный, отделанный золотом. Это было так торжественно! Еще мне запомнилась поездка по Америке. Был 95-й год, у нас тогда вообще непонятно что было, и вдруг я попадаю в совершенно иное измерение. У нас грязища, а там улицы пылесосом пылесосят. Чудеса.