Воронеж. 27.11.2015 ABIREG.RU – Аналитика – Отечественные животноводы декларируют намерения усилить свои позиции в период эры импортозамещения. Западные технологии, животные и корма стали менее доступны, поэтому, по идее, у российских бизнесменов должен был появиться шанс увеличить свои объемы. Проекты, альтернативные западным, действительно стали появляться чаще, однако некоторых с непривычки такие технологии пугают, а государство пока чаще помогает только на словах.
«Космические» технологии
Депутаты Госдумы РФ, курирующие направление АПК, последний год твердят об одном: одним из самых слабых мест в отечественном животноводстве являются генетика и научная деятельность. С развалом СССР эта работа была практически прекращена, а российские сельхозпроизводители предпочитали пользоваться зарубежными технологиями и материалами. С момента переоценки ценностей, совпавшей с санкциями и девальвацией рубля, возникли и новые проекты, в том числе и в давно пустующих сегментах.
Под занавес политически и экономически сложного 2014 года в Липецкой области открылся научно-производственный центр по производству эмбрионов молочного и мясного скота – ООО «Бетагран Липецк». Инициатором и исполнителем данного проекта выступил производитель средств защиты растений АО «Щелково Агрохим». Общий объем инвестиций в строительство составил 350 млн рублей.
«Уникальный комплекс, построенный на добринской земле, знаменует начало новой эры развития животноводства не только в нашем регионе, но и в целом в России», - вот так смело прокомментировал проект губернатор Липецкой области Олег Королев. Более того, глава региона сравнил запуск центра с первым полетом человека в космос.
В настоящее время «Бетагран Липецк» - это комплекс площадью 4,7 га, где расположились два коровника, лабораторный корпус, карантинная зона, изолятор, кормовые площадки, силосные ямы, современные очистные сооружения, складские помещения, административный корпус.
Святая святых комплекса - криокамеры, выполняющие роль хранилищ биоматериала. В жидком азоте элитные эмбрионы могут храниться при температуре -196 °С, причем неограниченное количество лет и без малейшего ущерба их жизнеспособности.
По информации руководителя АО «Щелково Агрохим» Салиса Каракотова, главная цель предприятия - быстрое увеличение поголовья высокоудойного стада.
IN VIVO или IN VITRO
Одной из самых сложных проблем для запуска проекта стало восполнение кадрового голода. Авторы центра подчеркивали, что специалистов по эмбрионтрансферу необходимого уровня в России очень мало. И это настоящий парадокс, ведь именно наши соотечественники являются авторами двух используемых в Центре технологий – IN VIVO и IN VITRO. Хоть и с трудом, но вопрос с кадрами решить впоследствии все же удалось.
Суть используемых на предприятии технологий следующая: в обычной жизни буренка приносит одного, максимум двух телят за год. Однако ресурс каждой коровы может быть намного выше, если гормонально стимулировать ее организм. В этом случае он вырабатывает несколько абсолютно полноценных яйцеклеток, которые успешно оплодотворяются и выходят в маточные «рога». Примерно через неделю после начала охоты эмбрионы извлекают с помощью специального аспиратора. Затем – два варианта развития событий. Первый – пересадка извлеченных эмбрионов телочкам, второй – заморозка для последующей имплантации. В среднем процедура IN VIVO позволяет получить от одной коровы не один, а пять-восемь эмбрионов за раз.
Второй способ, практикуемый в «Бетагран Липецк», - IN VITRO. Принцип метода следующий: в яичниках самок млекопитающих, в том числе коров, с самого рождения имеется высочайшее количество яйцеклеток (ооцитов). Однако 99,9% из них так и не подвергается оплодотворению. Технология позволяет выделить из организма КРС максимальное количество ооцитов, которые никогда не овулировали бы естественным путем. Последующее оплодотворение и развитие яйцеклеток до стадии зрелых эмбрионов осуществляется уже в лабораторных условиях.
В настоящее время производственная мощность «Бетагран Липецк» составляет свыше 10 тыс. эмбрионов в год, из которых 3,5 тыс. можно получать по технологии IN VIVO и 6,5 тыс. - IN VITRO.
Своя рубаха ближе к телу
В отличие от устоявшихся стереотипов, согласно которым все западное – лучшее, на липецком предприятии пошли своей дорогой. В качестве эталонной, к примеру, выбрали голштино-фризскую черно-белую отечественную породу коровы. Ее главные характеристики - высокая молочная продуктивность и хорошая приспособляемость к современным индустриальным условиям содержания и доения.
«Искали не молодняк, а коров-рекордсменок, дающих от 11 до 14 тыс. литров молока за лактацию в 305 дней. И сегодня в нашем центре находятся 90 голов скота, отличающихся выдающейся молочной продуктивностью. Разумеется, это не предел: уже к январю 2016 года донорское стадо будет укомплектовано до 140-150 голов скота», - рассказала руководитель предприятия Любовь Маркина.
Почему компания решила сделать ставку на отечественный материал? На предприятии пояснили, что, потратив огромные средства на закупку импортного стада, собственник нередко оказывался в довольно сложной экономической ситуации. Известны случаи, когда в силу различных причин отход импортного поголовья за первые две лактации достигал 50%. Причин гибели привозных животных может быть множество. Среди них - адаптационный синдром: комплекс агрессивных воздействий внешней среды, копытная гниль, хламидиоз и многое другое.
«В свое время мы произвели ряд математических выкладок. Подсчитали затраты предприятия, направленные на пересадку эмбрионов. Учли показатель средней приживляемости. Не упустили из виду и тот факт, что первые удои от нового стада будут получены лишь спустя 2,5 года. И пришли к следующим выводам: даже с учетом перечисленных факторов, использование эмбрионтрансфера в 3-3,5 раза выгодней, чем покупка нетелей за рубежом», - уточнила госпожа Маркина.
По заветам Мюнхгаузена
Однако прорывные технологии не всегда оказываются востребованными в АПК, и тому есть две главные причины.
«Мы имеем дело с довольно консервативными людьми, которые с недоверием относятся к новым технологиям. Для начала они хотят узнать, «а как все прошло у соседа». Но проблема в том, что и «сосед» желает того же. Получается замкнутый круг, выбраться из которого непросто», - прокомментировала Любовь Маркина.
Другое дело, если бы государство оказывало меры поддержки подобным производствам. Но здесь таится вторая сложность. По словам представителей компании, куда они только не обращались за поддержкой – и на региональный, и на федеральный уровень. Однако реальные импортозамещающие технологии пока власти не впечатлили. Инвестору приходится рассчитывать только на собственные силы.
Сами руководители предприятия сравнивают происходящее с бароном Мюнхгаузеном, которому приходилось самостоятельно вытаскивать себя из болота.
Однако некоторые крупные предприятия все же успели заинтересоваться новыми технологиями, например, в Краснодарском крае.
«В качестве суррогатных матерей, которым осуществлялась пересадка биоматериала, мы использовали животных с низкой молочной продуктивностью. Это стадо реципиентов нам предоставило само предприятие. В течение двух дней мы провели 35 пересадок и вымыли от 10 коров-доноров около 60 эмбрионов, пригодных для трансплантации. Это очень высокий показатель», - открыл подробности краснодарской работы главный биотехнолог предприятия Владимир Бабенков.
По данным предприятия, приживляемость в хозяйствах ЦЧР (Тамбовская, Липецкая и Воронежская области) варьируется от 56,3 до 100%.
Предприятие не стоит на месте и продолжает развиваться. Центр приступил к использованию сексированного, то есть разделенного по половой принадлежности семени. Согласно статистике, в настоящее время на сто телят приходится в среднем 45 телочек и 55 бычков. А при использовании сексированной спермы выход телочек увеличивается до 70−75, что позволяет быстрее увеличивать племенное стадо. Заказы на данную технологию уже поступили из Липецкой области и Республики Башкортостан.
Кроме того, в дальнейших планах центра – обучение специалистов животноводческих хозяйств, чтобы те могли самостоятельно проводить пересадку замороженных эмбрионов.
Также там полагают, что технология эмбрионтрансфера получит широкое распространение и в области мясного скотоводства. На сегодняшний день, правда, ни одного подобного заказа от российских организаций не поступало. Но на предприятии надеются, что в ближайшем будущем ситуация выправится и отрасль мясного скотоводства получит должное развитие.
Финансовый аналитик (macroeconomics, IT & consumer) ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин напомнил, что подобный центр уже работал в Черноземье в 90-е годы в Белгородской области. «Сейчас лишь несколько повысилась эффективность технологии», - резюмировал он.